Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow Социология arrow Социология учебник В.К. Батурина arrow 8.1. Семья как социальный институт. Исторические типы института семьи

8.1. Семья как социальный институт. Исторические типы института семьи

8.1. Семья как социальный институт. Исторические типы института семьи

Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных: институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государства.
Рассуждая о социальных институтах, в числе первых называют семью как главный институт человеческого общества, охватывающий множество более частных институтов — институт брака, родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, права (в части семейного законодательства), социальной защиты детства и опеки и другие.
Таким образом, семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую первичную социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека.
Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей, стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов. Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Однако для всех обществ характерно нечто общее. Отметим, например, такую общую черту, как происхождение семьи: семья возникла потому, что у человеческих детенышей в отличие от всех других видов животных самое протяженное детство. Зависимость детей от родителей длится до 15—18 лет, и подготовка к взрослой жизни полноценно происходит только в семье.
Итак, вся многоаспектность семейного института свидетельствует о том, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование, однако современная социология справляется с этими трудностями достаточно успешно.
Исторические типы института семьи
Исторический аспект института семьи изучается историками, этнографами и антропологами, которые составили типологию брака, семьи и родства. Понятия экзогамии и эндогамии, моногамии, полигинии, патриархальности и некоторые другие пришли в социологию из родственных ей дисциплин. Такие понятия, как нуклеарная и расширенная семья, одно- и многодетная семья и ряд других, придуманы именно социологами.
На первых этапах развития человеческого сообщества семьи в нашем понимании не существовало, имели место беспорядочные половые связи. Первой социальной санкцией в интимных отношениях мужчины и женщины стало исключение из полового общения родителей и их детей. Это и есть та историческая граница, с которой добрачное состояние первобытного общества переходит в социально регулируемые отношения.
Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых по счету (четырех-пяти) поколениях. В семье такого типа существует групповой брак, отец детей не всегда может быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.
Примечательно и то, что домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин — членов общины живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях.
В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линии. На характер семьи влияют социально-исторические, экономические условия, а также положение женщины в обществе. Воспитание, добрачный и жизненный опыт членов семьи также имеет немаловажное значение.
Ушли в прошлое большие патриархальные семьи, где домохозяйство, традиционный уклад и обычаи являлись жизненно важной скрепой семейной организации. Значимыми для понятия семьи, несомненно, являются общее хозяйство, общие дети и сексуальные взаимоотношения между супругами. Люди всегда знали, что от качества репродуктивного поведения во многом зависело настоящее и будущее человека разумного. Отношения природного и социального в функционировании семьи и такие ее духовные составляющие, как чувство родства, материнства, отцовства, братства, пока еще не так обширно представлены в социологической литературе, но одно несомненно важно подчеркнуть: человеческая культура выбрала исходным состоянием и нормой именно парную семью, основанную на браке и любви.
Надо отметить, что сегодня (и эта закономерность присутствует во всех европейских культурах) число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья — муж, жена, один (два) ребенка.
Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья, предстающая как отдельная ячейка общества, в то же время не является правовым институтом.
Итак, трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес при заключении браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.
Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении, подразумевающих партнерские отношения и полную меру законной ответственности, уходит в прошлое. Современные цивилизационные условия и силы превращают одухотворенный мир семьи в безличную взаимозаменяемость. Семья все более распадается, но она складывается из бытия индивидов, которые по-своему стараются препятствовать данному распаду. Но к сожалению, сегодня прочные связи, соединяющие на протяжении веков индивидов, семью и общество, испытывают непомерные перегрузки.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты