Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей

Краткие новости

ВАРИАНТ 8

ВАРИАНТ 8

Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А21) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.
А1. Кто из названных лиц был современником царя Ивана Грозного?
1)    Симеон Полоцкий    3)    Афанасий Никитин
2)    Иван Федоров    4)    Симон Ушаков
А2. В каком ряду названы даты принятия общерусских Судебников?
1)    1478 г., 1485 г.    3)    1497 г., 1550 г.
2)    1581 г., 1597 г.    4)    1649 г., 1682 г.
АЗ. Что из названного относится к итогам Смуты?
1)    ослабление государственных структур
2)    установление урочных лет
3)    установление заповедных лет
4)    начало созыва Земских соборов
А4. Понятие «зернь» относится к
1)    видам древнерусского ювелирного мастерства
2)    манере письма древнерусских иконописцев
3)    способам письма на берестяных грамотах
4)    способам каменного строительства в Древней Руси
А5. Прочтите отрывок из сочинения историка
С.Ф. Платонова и укажите год, к которому относятся описанные события.
«Могущественное царство Русское имело цветущую церковь, коей невместно было составлять часть Кон- 118
стантинопольского патриарха, находившегося в упадке под властью турок и еще недавно показывавшего в деле унии уступчивость папизму. Прибывшему в Москву за милостыней Цареградскому патриарху Иеремии II было предложено царем стать Всероссийским патриархом. Ему была устроена в Кремле торжественная встреча. Царь принял патриарха в Золотой палате и посадил его по правую руку от своего трона.
Иеремия посвятил в патриархи Всероссийские митрополита Иова. Это священнодействие совершено было с особенной торжественностью, хотя обряды и совпадали с поставлением наших митрополитов.
Восточные патриархи особой грамотой подтвердили учреждение патриаршества в Москве, значение коей еще более поднялось в России и на всем Востоке, где православие находилось в упадке».
А6. Воцарение на российском престоле Елизаветы Петровны было результатом
1)    приглашения ее на престол членами Верховного тайного совета
2)    дворцового переворота
3)    назначения ее наследницей престола по завещанию Петра I
4)    особого решения Сената и Синода
А7. Как называлась первая тайная революционная организация, возникшая в 1816 г.?
1)    Северное общество
2)    «Союз благоденствия»
3)    «Союз спасения»
4)    Южное общество
А8. В чем заключалась сущность Восточного вопроса в первой половине XIX в.?
1)    в споре ведущих держав по поводу дальневосточных земель
2)    в обострении противоречий между ведущими европейскими державами за влияние на Ближнем Востоке и Балканах
3)    в противостоянии России и Японии в Китае
4)    в противоречиях России с США по вопросу о статусе Аляски
А9. Прочтите отрывок из указа и укажите, кто из государей был его автором.
«...ныне от Рождества Христова доходит 1699 г., а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век: и для того доброго и полезного дела, указал великий государь, впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».
1)    Михаил Федорович
2)    Алексей Михайлович
3)    Петр I
4)    Павел I
А10. Что из названного относится к XIX в.?
1)    окончательное закрепощение крестьян
2)    отмена крепостного права
3)    ликвидация крестьянской общины
4)    введение подушной подати
All. Что стало одним из последствий участия России в Первой мировой войне?
1)    установление контроля России над проливами Босфор и Дарданеллы
2)    получение больших репараций с побежденной Германии
3)    рост революционных настроений в стране и крушение монархии
4)    расширение территории империи
А12. Прочтите отрывок из записок А.И. Герцена и укажите имя императора, о котором идет речь. «Император сделал много, очень много; его имя теперь уже стоит выше всех его предшественников. Он боролся во имя человеческих прав, во имя сострадания против хищной толпы закоснелых негодяев и сломил их. Этого ему ни народ русский, ни всемирная история не забудут. Из дали нашей ссылки мы приветствуем его именем, редко встречавшимся с самодержавием, не возбуждая горькой улыбки, — мы приветствуем его именем Освободителя...».
1)    Александр I    3)    Александр II
2)    Петр I    4)    Александр III
А13. Кто из названных деятелей культуры XIX в. известен как автор эскизов-проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде и императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге?
1)    О. Кипренский    3)    М. Микешин
2)    К. Тон    4)    В. Суриков
А14. 1918, 1924, 1936 гг. — это даты, связанные с
1)    принятием советских конституций
2)    военными конфликтами с западными странами
3)    сменой руководства коммунистической партии
4)    присоединением к Советскому государству новых территорий
А15. Одной из причин июльского кризиса Временного правительства был(о)
1)    провал наступления на германском фронте
2)    заговор монархистов
3)    начало интервенции англо-французских войск на Юге России
4)    выступление генерала Корнилова
А16. Верховным Главнокомандующим советскими войсками 23 июня 1941 г. стал
1)     М.Н. Тухачевский    3) К.Е. Ворошилов
2)     Г.К. Жуков    4) И.В. Сталин
А17. Прочтите отрывок из межгосударственного договора, подписанного СССР в июле 1941 г., и определите, с какой страной он был заключен.
«1. Оба правительства взаимно обязуются оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в настоящей войне против гитлеровской Германии.
2. Они, далее, обязуются, что в продолжение этой войны они не будут ни вести переговоров, ни заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия».
1)    Франция    3)    Испания
2)    Великобритания    4)    США
А18. В 1982-1984 гг. во главе партии и государства стоял
1)    Л.И. Брежнев    3)    К.У. Черненко
2)    Ю.В. Андропов    4)    М.С. Горбачев
А19. Что из названного относится к последствиям начала «холодной войны» во внутриполитической жизни СССР второй половины 1940-х гг.?
1)    широкое развитие диссидентского движения
2)    массовая реабилитация политических заключенных
3)    установление армейского контроля над партийным и государственным аппаратом
4)    борьба с космополитизмом
А20. Труды В.И. Вернадского заложили основы
1)    теории реактивного движения
2)    ядерной физики
3)    неевклидовой геометрии
4)    учения о биосфере и ноосфере Земли
А21. Что из названного относится к политике правительства Е.Т. Гайдара, проводимой в 1991- 1992 гг.?
1)    приватизация железнодорожного транспорта
2)    либерализация цен
3)    установление государственной монополии в газовой и нефтяной отрасли
4)    деноминационная денежная реформа
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1-В13) является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
В1. Расположите в хронологической последовательности события XVI-XIX вв. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
1)    издание указа о «вольных хлебопашцах»
2)    введение труда посессионных крестьян
3)    отмена крепостного права в России
4)    перевод Александром III крестьян на обяза тельный выкуп
5)    введение «урочных лет»
Ответ:
В2. Кто из названных деятелей культуры XVIII в. были литераторами? Запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.
1)    В.К. Тредиаковский 4) Д.И. Фонвизин
2)    Ф.Г. Волков    5) И.П. Аргунов
3)    Г.Р. Державин    6) Ф.И. Шубин
Ответ:
ВЗ. Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1)    совет, принявший решение о переходе Украины в российское подданство
2)    разделение православных верующих вследствие реформ Никона
3)    срок сыска беглых крестьян
4)    свод российских законов
5)    форма самоуправления Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А    Б    В    Г
Ответ:
В4. Ниже приведен ряд имен. Все они, кроме одного, связаны с русско-турецкими войнами второй половины XVIII в.
1)    Румянцев, 2) Нахимов, 3) Потемкин,
4)    Ушаков, 5) Суворов, 6) Спиридов.
Найдите и напишите порядковый номер имени, не связанного с этими событиями.
Ответ:      .
В5. Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин).
Существовавшие с 1917 по 1946 г. в советском государстве центральные государственные учреждения, ведавшие разными отраслями управления, назывались     .
Ответ:      .
В6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Общественный
деятель    Направление    Период активной деятельности
В.И. Ленин    (А)    (Б)
(В)    декабрист    (Г)
Б.Н. Чичерин    (Д)    1850-1880-е
(Е)    славянофил    1830-1850-е
Пропущенные элементы:
1)    А.С. Хомяков
2)    социал-демократ
3)    народник
4)    1820-е гг.
5)    западник
6)    П.И. Пестель
7)    А.И. Герцен
8)    1890-1920-е гг.
9)    К.П. Победоносцев
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А    Б    В    Г    Д    Е
В7. Прочитайте отрывок из документа.
«Это... немецкое наступление не застало наши войска врасплох. Они были готовы не только к отражению наступления немцев, но и к нанесению мощных контрударов... В ожесточенных боях наши войска измотали и обескровили отборные дивизии немцев и последующими решительным контрударами не только отбросили врага и полностью восстановили положение, занимавшееся ими до 5 июля, но и прорвали оборону противника, продвинувшись в сторону Орла от 15 до 25 км».
Опираясь на содержание отрывка и знания по истории, укажите три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)    в документе речь идет о Курской битве
2)    эта битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны
3)    эта битва началась оборонительными боями, а затем переходом Красной армии в наступление
4)    в ходе этой битвы произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны под Прохоровкой
5)    битва состоялась летом — осенью 1942 г.
6)    в ходе этой битвы в окружение попали 22 немецкие дивизии в районе г. Калач
Ответ:
Рассмотрите карту и выполните задания В8-В11.
В8. В правление какого монарха произошла война, обозначенная на карте?
Ответ:      .
В9. Напишите название империи, против которой воевала Россия в ходе данной войны.
Ответ:             
В10. Напишите название страны (государства), формально получившего независимость по итогам этой войны.
Ответ:                      .
В11. Какие суждения, относящиеся к данной карте, являются верными? Укажите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)    в этой войне принимали участие выдающиеся русские военачальники П.А. Румянцев и Г.А. Спиридов
2)    в этой войне принимал участие русский флотоводец Ф.Ф. Ушаков
3)    крупнейшее сражение этой войны произошло на р. Рымник
4)    в ходе данной войны состоялся знаменитый Чесменский бой
5)    по итогам войны Россия получила причерноморские земли между Днепром и Бугом
6)    итоги войны обеспечили долгий прочный мир в регионе
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13.
В12. Какие суждения о событиях, изображенных на данной картине, являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)    название данной картины — «Утро стрелецкой казни». Автор — художник В.И. Суриков
2)    картина иллюстрирует события начала XVII    в. — Смутного времени
3)    стрельцов казнили по указу царя Петра I
4)    стрелецкое войско сохранялось в России до начала XIX в.
5)    создано было стрелецкое войско при московском государе Иване III
Ответ:
В13. Какая из представленных ниже картин принадлежит художнику В.И. Сурикову?
2) Ответ:
Часть 3
Для записи ответов на задания этой части (С1-С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С 1, С2 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из сочинения современного историка Е.В. Анисимова
«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»...
Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава, которую создала себе императрица, ее решительный характер, ее способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.
...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха ее царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов...
Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства, основы которого заложил еще Петр Великий.
...Законодательные акты Екатерины надолго пережили ее и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица- законодательница» .
С1. О каком хронологическом периоде в истории России идет речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошел в историю этот период?
С2. Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II (укажите не менее четырех реформ).
СЗ. Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества ее личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? (Укажите не менее четырех положений.)
С4. К 1922 г. руководством советских республик, образовавшихся на обломках Российской империи, была осознана необходимость создания единого государства. В РКП(б) образовалась группа во главе с И.В. Сталиным, предлагавшая объединение на условиях вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Этот путь казался логичным в условиях необходимости сохранения сильной централизованной власти. Но против плана автономизации выступил В.И. Ленин, настоявший на принципе равноправия всех советских республик. На этом принципе и был основан СССР. Объясните, почему именно позиция Ленина возобладала (приведите три объяснения).
С5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Реформы ПЛ. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
Сб. Напишите исторический портрет Ивана IV Грозного.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.