§ 22. Чему учил китайский мудрец Конфуций
1. Страна, где жили китайцы. Китай находится в Восточной Азии. В первом тысячелетии до н. э. китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы.
2. Высшая добродетель — уважение к старшим.
Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времен, изображение В семье младшие братья должны оказывать Конфуций жил за знаки уважения старшим, дети — родителям, пять веков до н. э.
А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.
Покойных родителей и более отдаленных предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-нибудь древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти.
Как и другие народы, верили они в сверхъестественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев — драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему страну «Поднебесной».
3. Мудрость — в знании старинных книг. Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения, песни.
А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.
Ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.
4. Как должны вести себя учтивые китайцы.
Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперед могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.
Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат.
У простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.
Китайские иероглифы.
Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.
Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, — со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой семье. Подданные должны уважать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их — прежде всего своим примером.
Бамбуковые дощечки с иероглифами.
Правителю вовсе не к лицу жестокость, достаточно отеческого наставления. «Казнить кого- либо, вместо того чтобы наставить его на истинный путь — бесчеловечно», — говорил Конфуций.
Из высказываний Конфуция
Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости.
Благородный человек лишен тревоги и боязни — ведь коли не найдешь внутри себя изъяна, о чем тревожиться, чего бояться?
Благородный человек винит себя, а ничтожный — других.
Богатство — это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность — то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться.
Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, — в этом тоже заключается радость.
Кого Конфуций считал благородным, то есть достойным, человеком?
Согласны ли вы с Конфуцием?
1. Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец? 2. Почему китайцы считали, что Небо покровительствует правителю и, как правило, исполняет его просьбы? 3. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Чем китайские книги отличаются от книг других народов древности?
|