§ 32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
В 8—6-м веках до н. э. греки основали десятки поселений на берегах Средиземного и Черного морей. Эти колонии стали независимыми государствами со своим правительством, отрядами воинов, законами и монетой.
1. Почему греки покидали родину. Население Греции росло, а страна была бедной: хлеба не хватало. К тому же лучшие земли принадлежали знати. Не имевшие хороших участков земледельцы нуждались, залезали в долги. Угроза голода, стремление освободиться от долгов заставляли греков покидать родные селения и города в поисках счастья на чужбине.
Была и другая причина массовых отъездов за море. Во многих полисах шла ожесточенная борьба между демосом и знатью. Если проигрывал демос, то его вожаки, боясь мести противников, покидали город. Если же демос побеждал, то в страхе за свою жизнь уезжали знатные люди. Иногда их бегство было настолько спешным, что приходилось бросать дом, полный дорогой утвари и рабов.
Пираты — морские разбойники.
Однако чаще готовились к отъезду заблаговременно. Тот город, в котором были желающие уехать, помогал им снарядить корабль, снабжал запасом пищи, давал военную охрану на случай нападения пиратов1. Остающиеся в городе купцы и ремесленники надеялись, что с помощью колонистов им удастся завязать выгодную торговлю с той страной, где создавалась новая колония.
2. В каких местах греки основывали колонии.
Селились всегда близ моря. Выбирали место с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями. На них они сеяли хлеб, разводили виноград. Грекам-колонис- там обычно удавалось наладить мирные отношения с местным населением.
Много колоний греки основали на берегах Черного моря. Купцы из городов Греции привозили в эти колонии вино, оливковое масло, изделия ремесла — оружие, ткани, вазы, статуи из мрамора1. В обмен купцы приобретали у колонистов и местных племен пшеницу, рабов, шкуры животных, мед.
Мрамор - твердый, блестящий камень, обычно с красивым узором.
Образование греческих колоний в 8-6-м веках до н. э.
3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря. В одной из колоний побывал знаменитый греческий историк Геродот. Этой колонией была Олъвия, расположенная в устье большой реки, впадающей в Черное море. Ольвией, как и другими греческими городами, управляли Народное собрание, выбираемые гражданами архонты и Городской совет. В степях по соседству с Ольвией обитали многочисленные племена скифов. В своей книге Геродот рассказывает легенду о скифском царе Скйле и его отношениях с греками Ольвии.
Матерью Скила была гречанка. Она научила сына говорить и писать на ее родном языке. Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил их образ жизни. Гораздо ближе ему были обычаи греков, и он охотно посещал Ольвию. Всякий раз Скил оставлял свою охрану за крепостной стеной, один входил в город и сразу же требовал закрыть за собой ворота. Затем он переодевался: сняв скифские сапожки, кафтан и длинные штаны, Скил облачался в греческую одежду.
Она была несложной. Нижняя одежда походила на рубаху, иногда с одним рукавом. Ее надевали прямо на тело. Выходя из дома, греки заворачивались в продолговатый кусок материи.
Обувью служили сандалии с тонкими ремешками. Скифы не догадывались о том, что их царь носит чужеземный наряд.
Поверх рубахи (ее название хитон) греки набрасывали кусок ткани — гиматий.
В Ольвии вместо степных просторов Скил видел узкие улочки, ведущие к гавани, торговые склады, кузнечные и гончарные мастерские; вместо скифских кочевых кибиток — крытые черепицей дома с внутренними двориками.
Скил любовался многоколонным храмом, наблюдал за тем, как греки приносят жертвы богам Зевсу и Аполлону. В Ольвии Скил познакомился с красавицей-гречанкой, полюбил ее и
Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России
(по рассказу Геродота)
В земли скифов вторглось персидское войско во главе с «царем царей» Дарием Первым. Но скифы, не вступая в сражение, заманивали врагов в глубь страны.
Преследуя скифов, войско Дария дошло до реки Дон. Персы устали от бесплодной погони. Тогда Дарий отправил посла к скифскому царю с такими словами: «Зачем ты убегаешь? Вступи в сражение или признай меня своим владыкой!» Ответ скифов был таков: «Мы никуда не убегаем, мы лишь кочуем с нашими стадами. А с кем и когда сражаемся, решаем сами!»
Время шло. И вот однажды скифский гонец привез «царю царей» странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Обрадовался Дарий, решил, что скифы готовы сложить оружие и покориться: отдать и земли, и воды, и своих коней. Ведь птица быстра, как конь; лягушка живет в воде, а мышь — в земле. «Нет, царь, — возразил Дарию старый вельможа. — Я знаю скифов. Они хотят сказать нам: «Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе погибнете от наших стрел!»
Понеся большие потери, войско персов двинулось назад. Так бесславно закончился этот поход.
женился на ней. Для молодой жены он построил роскошный дворец, украшенный мраморными статуями.
Печальная участь, однако, была уготована скифскому царю. Он пожелал принять участие в празднестве, посвященном богу виноделов — Дионису. На этих празднествах греки исступленно плясали под звуки музыки. Танцующие приходили в изнеможение, их лица искажали судороги.
Рельеф из Танаиса.
Серебряная ваза работы греческих мастеров. Найдена при раскопках погребения скифского царя.
Скифы знали об этих танцах и насмехались над ними: «Греки почитают бога, который лишает их рассудка!» Услышав такие слова, один ольвиец вспылил: «А ваш царь, разве он не привержен нашим обычаям? Пойдемте со мной, вы убедитесь, что я не лгу».
Древний город в дельте реки Дон
На землях нынешней России возникло несколько греческих колоний. Самой северной из них был Танайс, основанный недалеко от места впадения Дона в море. Для обороны города его жители возвели каменные стены и башни. В одну из стен был вставлен мраморный рельеф. На нем мы видим всадника с большим копьем в руках. Он мчится на оседланной лошади, за его спиной развевается плащ. Так пожелал увековечить себя руководитель строительства. Любопытно, что он имел греческое имя Трифон, но изображен непохожим на грека. Штаны, низкие мягкие сапоги, чешуйчатый панцирь с широким поясом и шлем напоминают те, что носили воины из живущих по соседству племен. Жители Танаиса постоянно общались с ними и порой перенимали их обычаи, одежду, военное искусство.
В день празднества он тайно провел их на крепостную башню, с которой скифы разглядели Скила. Царь плясал вместе со всеми, подбрасывая ноги и выкрикивая бессвязные слова.
Скифы пришли в ярость: «Царь Скил попрал обычаи предков, он поклоняется чужим богам!»
Скифские племена восстали против Скила и выбрали себе нового царя. Скил был убит.
Где бы ни жили греки — в Афинах, в Спарте или в колониях, они говорили на одном языке, пользовались одними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. Самих себя, свой народ греки называли эллинами, а Грецию — Элладой.
1. Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселись вокруг моря, ' как лягушки вокруг болота. Рассмотрите карту «Образование греческих колоний» и подумайте, что он имел в виду. 2. Найдите на карте и опишите местоположение колоний: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес. 3. Как выглядела греческая колония? При ответе используйте рисунок на с. 145. 4. Известно, что греки часто окрашивали в синий цвет корпус корабля, его паруса и снасти. Подумайте, только ли для красоты они так поступали. 5. Что было причиной гибели Скила? Как вы считаете, были ли правы скифы, возмущенные его поведением?
|