§ 38. В афинских школах и гимнасиях
1. Рабы-педагоги. До семи лет мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. Он гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. В семь лет его передавали педагогу (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребенка»). Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам — ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать.
Педагог был рабом, состарившимся или увечным и потому непригодным ни для какой другой работы. Нередко педагог даже плохо говорил по-гречески, был ворчлив, а чуть что не по нем, хватался за розгу.
2. Занятия в школе. В рассветный час все городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них.
Учитель с плеткой из бычьего хвоста диктует текст: «Невежда — самое дикое из существ на земле». Эти слова младшие школьники выводят на дощечках, натертых воском. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим, плоским концом стиля затирают написанное, если допущена ошибка. Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером.Жалоба раздраженной матери учителю на прогульщика сына
(Из веселой пьесы древнего автора)
Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит ее пуще смерти, а если и возьмет в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нем подспорье на черный день... А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберется на крышу и сидит там словно обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!
В школах учили читать и писать, считать, рисовать. Прививали любовь к стихам Гомера и других поэтов. В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что выучили в школе наизусть «Илиаду» и «Одиссею». Дети овладевали игрой на флейте и других инструментах, искусством хорового пения. Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.
Помимо каникул, которые были весной, мальчики не посещали школу в годовщины побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвященных греческим богам. Плата за обучение была невелика.
Для девочек школ не было. Мать передавала дочерям те знания, какие имела сама. Девочек учили грамоте, пению, танцам, а главное — домоводству.
3. Посещение палестры. С двенадцати лет мальчики начинали посещать еще одну школу, где занимались гимнастикой — борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра (от слова «пале» — борьба). В хорошую погоду тренировались под
открытым небом в обширном прямоугольной формы дворе, а в ненастье — под крышей портиков, окружавших этот двор.
Представим себе урок гимнастики в палестре. Мальчики тренируются в борьбе. Выиграть схватку может тот, кто ловок и силен. Вот один из борцов внезапно перебросил соперника через колено, того признают побежденным, если он трижды коснется телом земли. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила состязания. Ожидает своей очереди следующая пара борцов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска растирают им кожу. Все тренируются обнаженными. После урока веселой гурьбой побегут они смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, а иногда и баня.
В палестрах стояли статуи атлетов работы великих греческих мастеров. Всемирно известна статуя метателя диска. Мйрон, ее создатель, сумел передать в скульптуре ощущение движения. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит вдаль. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлета. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего полиса.
Разные взгляды греческих ученых на природу человека
Ученый Аристотель писал:
«Одни орудия являются одушевленными, другие — неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий.
Одни люди созданы природой быть свободными, другие рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».
Иные взгляды на природу человека высказывал ученый Антифонт:
«По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом — через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».
Сравните взгляды на природу человека разных греческих ученых. Чьи мысли кажутся вам более правильными?
4. В афинских гимнасиях. Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трех афинских гимнасиев.
За городом среди зеленых деревьев и лугов располагались гимнасии. Они имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, помещения для отдыха и бесед.
В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение вселенной, предлагали планы создания образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди.
В гимнасиях обучали красноречию — умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах.
1. Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: " «Вот еще одним педагогом стало больше!» Что он имел в виду? 2. Греческий ученый Протагор утверждал, что сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже всех перестают ее посещать. Предположите, почему мальчики из бедных семей учились недолго. 3. В чем различия между обучением афинских и спартанских мальчиков?
|