Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
15 гостей

Краткие новости

§ 10. Древнерусские города

§ 10. Древнерусские города

Давайте вспомним
В каких местах чаще всего возникали древние русские города
Попробуйте
Назвать древнейшие города европейской части России, вашего края
Социально-топографическая модель древнерусского города
В скандинавских сагах Русь называли страной городов — Гардарики. Историк М.Н. Тихомиров полагал, что уже в IX в. на территории Древней Руси располагалось свыше 25 городов. Среди них Белоозеро, Изборск, Киев, Ладога, Лю- беч, Муром, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск и, вероятно, Чернигов. А ко времени монгольского нашествия общее количество русских городов ближалось к 300.
В понятие средневекового города на Руси, как и в других странах, входило прежде всего представление об огороженном, укреплённом месте. В этом и было первоначальное различие между городом и сельской местностью, к которому позже прибавляется представление о городе как ремесленном и торговом центре.
Большинство городских поселений возникало вблизи рек: такое местоположение обеспечивало естественную линию защиты, а также способствовало торговой деятельности. Начальной точкой роста и развития древнерусских городов являлся детинец — крепость, вокруг которой возникали отдельные поселения, позже сложившиеся в предместья, — предг- радья, или посады. Крепость чаще всего располагалась на высоком холме, что диктовалось военными соображениями. Необходимым элементом города были стены, первоначально деревянные. Нередко они окружались рвами и системой валов. Это свидетельствовало о том, что города были призваны выполнять важнейшую функцию — обеспечивать безопасность своих жителей. За городские укрепления при приближении врагов сбегалось и окрестное население.
Некоторые историки полагают, что внутри крепости-детинца проживали князья, княжеская дружина, а после принятия христианства высшее духовенство. (Само слово «детинец» происходит от термина «детский», означавшего княжеского дружинника.) Большинство же простого люда ютилось непосредственно под стенами крепости. Но развитие ремесла и торговли заставляло ремесленников и купцов спускаться с холмов в низину — с «горы» на «подол». Название «подол» стало общим обозначением городских кварталов, находившихся поблизости от реки, в противовес аристократической «горе».
К концу X в. относится появление городских посадов как средоточия торгового и ремесленного населения. В это же время возникают новые термины для обозначения городского населения: горожанин, гражданин или гражанин. Летописец называет белгородцев горожанами уже под 997 г.
Позже этот термин для обозначения городских жителей, в отличие от сельских, становится общепринятым.
Центрами экономической и общественной жизни городских посадов являлись торги, или торговища. Если крепость- детинец была первоначальным центром города, то торг являлся вторым его элементом. В своём большинстве древнерусские города отличались нерегулярностью застройки. Можно лишь предполагать существование ремесленных или купеческих кварталов.
Древнерусский город был доступен практически любому, кто стремился там поселиться. Самым крупным городом на Руси был Киев. Население древнерусской столицы периода её расцвета достигало нескольких десятков тысяч. Для Средневековья это был город-гигант. Крупнейшим городским центром являлся и Новгород. В начале XI в. число его жителей доходило до 10—15 тыс. человек, в начале XIII в. — до 20—30 тыс. человек. Крупными городами являлись также Чернигов, оба Владимира (Волынский и на Клязьме), Галич, Полоцк, Смоленск. К ним примыкали Ростов, Суздаль, Рязань, Витебск, Переяславль Русский. Но большинство городов были небольшими. Население их редко превышало 1 тыс. человек.
Проблемы происхождения и сущностных характеристик древнерусских городов
В отечественной историографии существует несколько теорий, объясняющих происхождение городов на Руси. В.О. Ключевский отстаивал идею о торговле как движущей силе возникновения ранних городов: «Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному «пути из Варяг в Греки» — по линии Днепра — Волхова; только некоторые — Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области Верхней Волги — выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям».
Известный историк С.В. Юшков считал, что города строили не купцы и не предприимчивые люди, а князья. Русский город XI—XIII вв. представляется ему «как феодальный замок-бург западноевропейского Средневековья, но замок не каменный... а деревянный и на высоком речном берегу». Для Юшкова древнерусский город — это прежде всего феодальноадминистративный центр, сборный пункт для военных сил округи, финансово-административный центр.
В советской историографии появление городов в Древней Руси увязывалось с процессами развития ремесленного производства и отделением ремесла от сельского хозяйства. При этом подчёркивалось, что «столицы многих крупнейших княжеств были в своё время центрами союзов племён» (Б.А. Рыбаков). Это позволяло отодвигать возникновение городов в глубь веков.
Современные исследователи отрицают жёсткую обусловленность появления городов сугубо экономическими причинами. Они рассматривают древнерусский город как сложный социокультурный феномен, не укладывающийся в рамки одномерного подхода ни к его определению, ни к причинам возникновения. Так, В.П. Даркевич выделяет следующие функции древнерусских городов: «политико-административно-правовые (города являются средоточием властных структур); военные (особенно важно значение городов-крепостей, их стратегическая роль в южном лесостепном пограничье, где появлялись «скорые на кровопролитье» кочевники); культурные, с включением как религиозных, так и светских начал; ремесленные; торговые; коммуникационные (расположенные на главных путях сообщения города поддерживают международные связи, что ведёт к взаимообогащению культур, — осуществляют контакты между отдельными территориями Киевской Руси, а позднее — землями-княжениями)». При этом подчёркивается теснейшая взаимосвязь процессов урбанизации и становления государства. Исследователь полагает, что только к концу X в. «вместе с усилением Древнерусского государства и принятием христианской религии при Владимире Святославиче (язычество на Руси не знало городской цивилизации) создаются условия для возникновения типов поселений, способных выполнять новые задачи — административные, культурные и военные. Не столько экономические факторы, сколько стремление общества избежать гибельного распада, поиски ранее неизвестных форм солидарности и сотрудничества заставляли людские коллективы объединяться под защитой городских стен».
Хозяйственная жизнь
Средневековые русские города, как и западноевропейские, были тесно связаны с сельскохозяйственной округой и носили аграрный характер: жители имели небольшие земельные наделы, сады и огороды в черте города или за его стенами, многие горожане занимались животноводством. При раскопках даже в крупнейших городах находят лемеха плугов, мотыги, косы, серпы, ручные жернова, ножницы для стрижки овец, рыболовные крючки и грузила для сетей, а также кости многих домашних животных: лошадей, коров, свиней, овец и т. д.
Однако не сельское хозяйство определяло экономику городов. Главным занятием горожан было ремесло и торговля.
Ремесленники представляли собой особую и основную группу населения древнерусских городов. Жизнь ремесленника оценивалась сравнительно высоко: за его убийство Русская Правда определяет виру (штраф) в 12 гривен, что в два с лишним раза больше, чем за убийство холопа или смерда.
Диапазон развития городского ремесла на Руси в IX— XII вв. можно оценить по наличию следующих профессий: кузнецы, оружейники, серебряники, золотники, копьёвщики, плотники, столяры, портные, ткачи, гончары и т. д. Всего в
Древней Руси, по подсчётам Б.А. Рыбакова, насчитывалось до 64 специальностей ремесленников.
Ремесло вначале не было товарным, ремесленники работали на заказ. Для знати они изготовляли предметы роскоши, украшения и дорогое оружие: мечи, шлемы, кольчуги. Только во второй половине XII — первой трети XIII в., с появлением технических новшеств в некоторых видах ремесла, начинается переход к выпуску массовой продукции, рассчитанной на широкий сбыт, правда, в пределах самого города или ближайшей округи.
Хозяйственное лицо городов в значительной мере определяла и торговля. «Городской рынок был такой же обязательной принадлежностью древнерусских городов, как и их укрепления. Он был известен под названием торга, торговища, торжища. Это было самое оживлённое место в городе. Здесь собиралось множество народу по самым разнообразным случаям. На торгу «кликали», т. е. объявляли княжеские распоряжения или сведения о пропаже вещей и холопов» (М.Н. Тихомиров).
Торговая деятельность на Руси ориентировалось главным образом на внешний рынок. Это было связано с однотипными условиями хозяйственной деятельности различных районов страны и господством натурального хозяйства. Уже в XI—XII вв. русское законодательство выделяет особый слой людей, занимающихся торговлей, — купцов. За голову купца полагался штраф вдвое больше, чем за голову простого человека. Крупных купцов, особенно тех, кто регулярно осуществлял внешнеторговые операции, называли гостями.
С незапамятных времён из России вывозились мёд, воск, меха. Со временем расширяется экспорт льна, пеньки (продукт первичной обработки конопли, сырьё для производства верёвок, канатов и пр.), выделанных говяжьих кож (юфти), а также продуктов морских промыслов Севера (тюленьи и моржовые шкуры, сало, треска, сёмга), лесоматериалов, в частности смолы. Масса этих продуктов скапливалась в руках князей, бояр в виде дани и оброка с подвластного населения. При посредничестве купцов они сбывались в обмен на заморские товары, предметы роскоши. Из- за рубежа поступали дорогие ткани (шелка, тонкие полотна, сукна), ювелирные изделия, металлы, вина. Таким образом, купцы в то время обеспечивали прежде всего потребности знати, нередко они являлись своего рода торговыми агентами князей, бояр.
В городской жизни купцы играли значительную роль, пользовались большим весом в политических делах. На общественной лестнице они стояли сразу за боярами.
Купеческие организации
Общие экономические интересы, трудности дальней торговли заставляли купечество объединяться, создавать свои корпоративные организации. Купеческие объединения в русских городах складывались по типу западноевропейских купеческих гильдий. Так, в Киеве выделилась группа «гречников» — купцов, торговавших в Византии. Они объединили усилия и денежные средства для закупки либо найма ладей, матросов, для защиты своих интересов как на Руси, так и в Византии. Купцы, совершавшие торговые поездки в Крым и на Северный Кавказ (так называемый Залозный путь), объединились в корпорацию «залозников». Центром купеческих объединений обычно являлся патрональный храм.
Зажиточные новгородские купцы — «вощники», торговавшие воском со странами Западной и Северной Европы, создали свою организацию, получившую название «Иваново сто». Её центром стал храм Святого Иоанна Предтечи на Опоках (построен в 1127 г.). Вблизи храма располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась гридница — большая палата для проведения деловых совещаний. Около церкви проходил торг, стояли эталонные весы, на которых взвешивался весь воск, привозимый в Новгород. При них находились специальные выборные люди, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. На площади перед храмом под руководством тысяцкого проходили заседания торгового суда, разбиравшего тяжбы между купцами.
Ежегодно в июне торжественно отмечали престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи. Празднование сопровождалось братчиной, т. е. болыпи- Храм Иоанна Предтечи на Опоках ми пирами.    в    Великом    Новгороде.
На общем собрании «Иванова сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами организации, наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов. Купцы, входившие в «Иваново сто», в случае финансовых затруднений могли получить дешёвый кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых экспедициях купцов сопровождал вооружённый отряд.
Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный человек.
Для этого в кассу организации необходимо было внести 50 гривен серебра (общим весом свыше 10 кг), кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви Иоанна Предтечи ещё почти 30 гривен, а также преподнести новгородскому тысяцкому рулон дорогого ипрского сукна, привозившегося из Фландрии. Но при этом членство в «Иваново сто» было наследственным.
Структуры управления
По мнению многих историков, главной чертой, отличавшей древнерусский город от любого другого укреплённого пункта, было наличие в нём вечевой организации. Вече являлось олицетворением власти горожан и элементом самоуправления города. Во всех городах имелись постоянные места для вечевых собраний, но вече могло собираться и в других местах, если так было удобнее горожанам.
Центральной фигурой городского военного и судебно-ад- министративного аппарата являлся князь, а «княж двор» был центром административной жизни города. Сюда приводили на расправу воров, пойманных на месте преступления, здесь князь и его тиуны разбирали тяжбы между горожанами, сюда перед выступлением в поход сходилось городское ополчение.
Существование народного ополчения придавало крупным городам значение и военных центров. Для облегчения проведения мобилизации, а впоследствии и взимания налогов население городов было организовано по десятичной системе — десятки, сотни, тысяча. Возглавляли эти административно-военные единицы соответственно десятские, сотские, тысяцкий.
Тысяцкий руководил городским ополчением — тысячью и был тесным образом связан с городской общиной. Часть историков считают, что должность тысяцкого была выборной. Другие полагают, что он назначался на свой пост князем, но с одобрения веча. Тысяцкий занимал свою должность не только в военное, но и в мирное время. Он участвовал вместе с князем и вечем в выработке законов, вершил суд по некоторым
делам, а также осуществлял разнообразные представительские функции. В обязанности тысяцкого входила также охрана внутренней тишины и спокойствия города. В подчинении тысяцкого находились сотские и десятские. Сотские входили в состав советников князя, выполняли его личные поручения, обладали военной и административно-судебной властью над сотней. Десятские были представителями низшего управленческого звена древнерусского города.
Среди историков существуют различные точки зрения по поводу должности посадника, её соотношения с княжеской властью. Часть историков рассматривают посадников как княжеских наместников в подчинённых ему городах, осуществляющих верховную власть от имени князя. Другие считают, что посадник являлся вторым по значимости после князя должностным лицом в крупных городах и его выбирали на вече. Он выполнял преимущественно судебно-административные обязанности: собирал виры и продажи, судил горожан.
Судебные функции в городе могли осуществлять и княжеские тиуны. Однако горожане часто выражали недовольство злоупотреблениями тиунов, что вынуждало князя смещать их с должности. Весьма значимой фигурой в городском судебно-административном аппарате был вирник, получавший штрафы за убийство, которые шли в княжескую казну.
Города, являвшиеся центрами торговли и ремесла, нуждались в органах, которые бы регулировали эти занятия. Заведование торговыми мерами и весами Церковный устав Владимира Святого предоставлял церкви, которая пользовалась большим авторитетом в обществе.
Провоз товаров в Древней Руси через внешние или внутренние заставы, а также аренда торговых площадей облагались специальным налогом — мытом. Его собирал особый чиновник — мытник, а место взимания мыта называлось мыт- ница. Мытник являлся весьма значимой фигурой в городском управлении. Он, как правило, назначался князем из представителей боярства.
Проблемами благоустройства городов занимались город- ники и мостники. В круг их обязанностей входило строительство и ремонт городских укреплений, мостов и мостовых.
Для этих чиновников и их помощников устанавливалась твёрдая оплата из городской казны, зафиксированная в Русской Правде.
Проверяем себя                
1. Каково было устройство древнерусских городов?
2. Назовите известные вам теории, объясняющие происхождение древнерусских городов.
3. Какие категории населения проживали в русских городах?
4. Кого на Руси называли гостями? Какие товары составляли экспорт из русских земель? Что и откуда ввозилось на Русь?
5. Какие купеческие организации существовали в городах?
6. Как осуществлялось управление в городах Древней Руси?
Думаем, обсуждаем
1. Как вы думаете, какие обстоятельства обусловили широкое развитие городов в Древней Руси?
2. Поясните, почему торговая деятельность в Древней Руси ориентировалась главным образом на внешний рынок.
3. Какую роль играли купеческие организации в жизни древнерусских городов?
4. Как вы думаете, почему в древнерусских городах отсутствовали развитые ремесленные корпорации?
5.  Чем, на ваш взгляд, отличались древнерусские города от западноевропейских? В чём вы видите причины этих различий?
Работаем с источниками, выполняем задания
1. Укажите, в чём, по мнению историка, состоял главный элемент своеобразия древнерусских городов. Чем было обусловлено это своеобразие?
Из статьи В.П. Даркевича «Происхождение и развитие
городов Древней Руси (X—XIII вв.)»
Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие.
2. Каковы векторы политического развития древнерусских и германских городов? В чём причины подобных различий?
Из исследования Л.Е. Зуевой
Древнерусская государственность по сути — выборная. Здесь были сильны позиции вече, горожане обладали широкими демократическими свободами. На Руси возник своеобразный прообраз городского права — «ряд» — договор, заключаемый между городской общиной и приглашённым князем. Решение об избрании или изгнании неугодного князя зависело от воли горожан, поэтому не происходило «коммунальной борьбы», как в Германии. Немецкие горожане не могли влиять на выбор сеньора своего города, а зачастую и всего административного аппарата, поэтому в упорной борьбе им приходилось записывать городское право и ревниво охранять его нормы. Но, приобретя свободы, они получили возможность широкого участия в городском управлении. Русский город переживал эволюцию наоборот: от полной власти городских общин до совершенной потери ими самостоятельности и усиления власти князя, которая наиболее явно произошла после установления на Руси монголо-татарского ига.
3. Какие категории городских чиновников получали плату из городской казны? Пользуясь дополнительной литературой, подготовьте сообщение «Денежная система Древней Руси». Сделайте выводы о материальном положении городских чиновников.
Из Русской Правды
42. А вот установление для вирника; вирнику (следует) взять в неделю 7 вёдер солоду, а также барана или полтуши мяса или две ногаты; а в среду резану или сыры; также в пятницу, а хлеба и пшена (взять) сколько могут поесть; а кур (брать) по две в день; поставить 4 коня и кормить их досыта; а вирнику (платить) 60 гривен, 10 резан и 12 веверин; а при въезде гривну; если же потребуется во время поста (ему) рыбы, то взять за рыбу 7 резан; итого всех денег 15 кун; а хлеба (давать), сколько могут съесть; пусть вирники соберут виру в течение недели. Вот таково распоряжение Ярослава.
3. А вот подати (установленные для) строителей мостов; если построят мост, то взять за работу ногату и от каждого пролёта моста ногата; если же починили несколько досок старого моста — 3, 4 или 5, то брать столько же.
4. Составьте и заполните таблицу «Структура управления древнерусскими городами». Элементы таблицы определите самостоятельно.
Реферат по истории России, реферат на тему «Язычество и христианство в русской социокультурной традиции»

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты