§25. Особенности социальных движений в России в XVII в.
Давайте вспомним
С каких народных выступлений начался «бунташный» XVII век
Попробуйте Выявить общие и особенные черты социальных движений в России и в Западной Европе в XVII в.
Социальная политика властей. Причины социальных движений
Социальная политика властей в XVII—XVIII вв. имела один важнейший вектор — она была направлена на формирование и укрепление социально-экономической и политической опоры самодержавия, а затем и абсолютизма. С этой целью формировался и разбухал административно-управленческий аппарат, расширялись привилегии дворянства и закрепощались крестьяне, усиливалось налоговое бремя, ограничивались свободы и привилегии казачества, велась борьба со старообрядцами. Итогом такой социальной политики становилось не только укрепление мощи государства и власти монарха, но и усиление социального неравенства, увеличение разрыва между «верхами» и «низами» общества.
Подобная ситуация не могла не вызывать социального протеста «низов», их стремления вернуть прежние порядки. Социальные движения особенно активизировались под влиянием Смуты и ослабления государственной власти в начале
XVII в., который современники называли «бунташным».
Таким образом, главными причинами народных выступлений были:
— закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
— усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн, что сказывалось на благосостоянии населения;
— усиление приказной волокиты и бюрократизма;
— попытки ограничения казачьей вольности;
— церковный раскол и жестокое подавление инакомыслия.
Всё это объясняло участие в выступлениях против власти представителей не только крестьянства, но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоёв духовенства.
Участие в борьбе с властью казаков и стрельцов, имевших не только оружие, но и военный опыт, придавало народным выступлениям характер ожесточённой вооружённой борьбы, вызывавшей большие человеческие жертвы.
Крестьянские волнения
Самыми массовыми и страшными для власти были крестьянские выступления, хотя в них участвовали наряду с крестьянами холопы, посадский люд, казаки, служилые люди по прибору и др. Их масштаб и кровопролитие в XVII—
XVIII вв. были беспрецедентны. В отечественной литературе со второй половины XIX в. утвердился термин «крестьянская
война», который встречался и в документах XVII в. В советское время этим термином определяли четыре массовых народных выступления. Первым была Крестьянская война начала XVII в.
(восстание Хлопка 1603 г., восстание Илейки Муромца 1605—1607 гг., восстание Ивана Болотникова 1606—
1607 гг.), вторым — Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина 1670—1671 гг., третьим — Крестьянская война под предводительством К.А. Булавина 1707—1708 гг., четвёртым — Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва 1773—
1775 гг. Считалось, что крестьянская война отличалась от других народных выступлений относительной сплочённостью восставших, наличием общих лозунгов и единого центра движения.
В настоящее время историки не рассматривают массовые движения начала XVII в. и восстание под руководством Булавина как крестьянские войны, так как в них участвовали самые широкие слои населения. Не подвергается сомнению определение «крестьянская война» в отношении движений Разина и Пугачёва. Однако характеристику этих массовых движений как антифеодальных большинство историков сегодня не поддерживают. Они считают, что это были стихийные выступления, вызванные последствиями войн, ослаблением центральной власти, падением жизненного уровня населения, неурожаями и т. д.
Массовые выступления крестьян, безусловно, влияли на внутреннюю политику, изменение законодательства и т. д. Но к расшатыванию основ феодального строя они не вели.
Выступления казаков
Мобильной, динамичной и имеющей большой военный опыт категорией населения было казачество. Оно складывалось ещё с XIV в. на окраинах русских княжеств из служилых людей, нёсших сторожевую и пограничную службу. У казаков
сохранялись их выборные атаманы. Впервые организационное оформление статуса казачества в России произошло в 1571 г. с принятием Устава сторожевой станичной службы.
Однако, кроме служилого казачества, со второй половины XV в. за линией сторожевых укреплений на юге и юго-востоке стали оседать беглые крестьяне и посадские люди, которые называли себя «вольными людьми» — казаками. Борьба с кочевниками, другими врагами привела к формированию казачьих общин. Возникли большие общины донских, волжских, запорожских казаков. В первой половине XVI в. была основана Запорожская Сечь, а во второй возникли общины терских и яицких казаков. Важными источниками существования казаков были жалованье от государства (однако оно было нерегулярным), охота, рыболовство, бортничество, скотоводство. Важнейшей статьёй дохода была военная добыча.
Власти Речи Посполитой и Московского государства пытались взять под контроль казачьи общины, привлекая их на государственную службу. Вместе с этим со стороны властей принимались меры по ограничению прав и свобод казаков. Это, в свою очередь, вызывало волнения казачества.
Участие казаков в восстаниях против власти заметно усилилось в XVII в. Казаки сыграли важную роль в воцарении Лжедмитрия I, они были едва ли не главной движущей силой в
массовом народном движении под руководством И.И. Болотникова. Выходец из казаков, Илейка Муромец снискал себе славу одного из наиболее успешных и беспощадных казацких вождей. А казацкий атаман И.М. Заруцкий стал одной из ключевых фигур Смуты, дослужившись до боярского чина в Тушинском лагере, стал при Лжедмитрии II руководителем приказа, а затем занял руководящие позиции в земском правительстве Первого ополчения.
Роль казачества в значительной степени возросла после присоединения к России Левобережной Украины, так как на казаков царь Алексей Михайлович во многом опирался в деле освоения украинских земель. Восстание Казаки. Рисунок XVIII в. под предводительством Степана Разина, несмотря на участие в нём значительного числа крестьян, посадских людей, стрельцов, во многом было прежде всего самым массовым выступлением казачества в XVII в., рассчитывавшего серьёзно потеснить позиции дворянства на царской службе. Недовольны были казаки и введением полков иноземного строя, в которых они увидели угрозу своему привилегированному положению. Их опасения были небеспочвенны: уже к концу 1680-х гг. казаки исчезли сначала из полковой, а затем и из гарнизонной службы.
Городские восстания
Массовые и частые выступления городского населения были характерны преимущественно для XVII в. Попытки власти быстро восстановить страну после Смуты были связаны в основном с увеличением налогов и повинностей в отношении населения городов.
Основной причиной городских восстаний служила неупорядоченность налогов, служебных повинностей и форм их распределения среди горожан. Участники городских восстаний требовали ликвидации привилегий «белых слобод» (районов города, принадлежавших знатным лицам, с которых не взимались налоги), ограничения произвола чиновников и расширения местного самоуправления.
Наиболее сильные восстания имели место в 1648 г. Кроме Москвы (Соляной бунт), они прокатились по сорока городам страны, заставив власти принять экстренные меры для наведения порядка. Соборное уложение 1649 г. зафиксировало значительные уступки центральной власти дворянству и верхушке городского посада, однако совсем устранить социальные противоречия, конечно, не могло. Об этом свидетельствовали восстания в Новгороде и Пскове (1650), новое восстание в Москве (Медный бунт в 1662 г.) и в ряде других городов страны, в том числе и Сибири.
Несмотря на то что каждое из городских восстаний имело свою специфику, все они имели общие черты: стихийный характер, разрозненность выступлений, расправы с зажиточными людьми, уничтожение резиденций воевод и дворов знати.
Размах городских выступлений ослаб в условиях формирования городского сословия после принятия Соборного уложения 1649 г.
Движения старообрядцев
Раскол в Русской православной церкви впервые в истории России привёл к массовым религиозным выступлениям. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных социальных слоёв, понимавших по- своему приверженность традициям православной веры. Разнообразными были и формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать никоновскую реформу, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооружённого сопротивления царским воеводам.
Только за 20 лет (1675—1695) в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. старообрядцев.
Крупнейшими вооружёнными выступлениями борцов за старую веру были Соловецкое восстание 1668—1676 гг., движение раскольников во время Московского восстания 1682 г., выступление на Дону в 70—80-е гг.
XVII в.
Особо жестоко было подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря. Кровавая расправа, учинённая воеводами над его защитниками, стала последним событием царствования Алексея Михайловича.
Однако выступления старообрядцев проходили вплоть до конца XVII столетия, уже при Петре I. Продолжались они и позже. Но размах их был намного меньше.
Проверяем себя
1. Что составляло основу социальной политики властей России в XVII в.?
2. Какие объективные и субъективные факторы определяли направленность социальной политики?
3. Какие народные выступления XVII в. вы считаете наиболее крупными?
4. Что нового появилось в народных выступлениях населения России в XVII в.?
5. Кого из лидеров восставших вы помните? Кого из них вы считаете наиболее яркой исторической фигурой? Почему?
6. Соберите информацию и напишите авторский текст на тему «Биографический портрет С.Т. Разина» (или иного руководителя восставших).
Думаем, обсуждаем
1. Какие слои населения были участниками социальных движений в XVII в.? Изменились ли они по сравнению с XVI в.? Результаты отразите в сравнительной таблице.
2. Какие категории населения были наиболее активны в социальных движениях в России в XVII в. и почему?
3. Что такое крестьянская война? Чем она отличается от крестьянского восстания? К каким событиям истории России применим этот термин?
4. Чем отличаются городские восстания XVII в. от аналогичных выступлений в предыдущий период?
5. Составьте групповой проект-презентацию на тему «Народные движения в XVII в.: традиции и новации».
6. По данным параграфа и дополнительным материалам отразите на контурной карте очаги народных восстаний в XVII в. Проанализируйте полученные данные письменно.
Работаем с источниками, выполняем задания
1. «Бунташным» назвал В.О. Ключевский XVII в. Какие для этого были основания? Назовите крупнейшие народные выступления. Что вы видите в них общего? В чём разница? Согласны ли вы с приведённым выше утверждением? Составьте таблицу по полученным в ходе исследования данным.
2. Найдите в рекомендованной литературе разные точки зрения историков на оценку народных движений XVII в. Выпишите два-три различных взгляда на этот вопрос.
3. Согласны ли вы с точкой зрения, что выступление под предводительством С.Т. Разина являлось крестьянской войной? Обоснуйте своё мнение.
4. Соберите информацию и напишите авторский текст на тему «Биографический портрет И.И. Болотникова». Особое внимание обратите на его программу. Чьи интересы она выражала?