Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей

Краткие новости

§ 18—19. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века

§ 18—19. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века

Образование
Интерес к знаниям сохранялся у Петра на протяжении всей жизни. Именно при нем начала формироваться государственная политика в области образования. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.
Поначалу в школах могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения, где готовили офицеров-специалистов, стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.
Поскольку далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании.
Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII века в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.
Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 году гражданской азбуки. Как отмечал позже М. В. Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
С 1703 года начала издаваться первая печатная газета — «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.
Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера (помещение для редкостей). В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.
Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя).

Наука
При Петре I впервые сложились предпосылки для становления и развития российской науки.
Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства. Она была связана с освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны, поиском и использованием полезных ископаемых, строительством новых городов, ростом мануфактурного производства и торговли.
Были заложены основы отечественной медицины. В 1706 году в Москве был основан аптекарский огород, ставший основой будущего ботанического сада. А в 1707 году был открыт первый в России госпиталь и при нем врачебная школа. С 1718 года в Петербурге начали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты.
В 1700 году по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых. В 1703 году крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. А в 1714 году «молотовый мастер» Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска. В начале 20-х годов «рудознатец» Григорий Капустин открыл месторождения каменного угля на юге России. Тогда же бурые угли были обнаружены в Подмосковье.
В 1720 году была издана карта Каспийского моря.
Сподвижник Петра Яков Вилимович Брюс организовал Навигацкую школу в Москве, в которой изучалась астрономия. Здесь же в 1702 году по его указанию была создана первая в России обсерватория, оборудованная в Сухаревой башне. На основе пятилетних наблюдений в 1707 году Брюс составил первую в России карту звездного неба. С 1725 года в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.
Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 году «Арифметики» Леонтия Филипповича Магницкого — энциклопедии математических знаний того времени, которую М. В. Ломоносов назвал позже «вратами своей учености».
Андрей Константинович Нартов в 1712—1725 годах первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков.
В 1724 году по проекту другого гениального русского механика — Никонова — была создана и испытана первая русская подводная лодка.
Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей.
В Петербург со всех концов страны и из-за границы начали свозить интересные документы и материалы, положившие начало русским архивам.
Художественная культура. При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становилась светской, более разнообразной в жанровом отношении, получала активную поддержку со стороны государства.
Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней эпохи.
Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников).
Архитектура Петровского времени представлена прежде всего строительством Санкт-Петербурга, для которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты — Ж. Леблон, Д. Тре- зини, Ф. Б. Растрелли. Но участвовали в этой работе и русские архитекторы И. К. Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения императорского дворцового ансамбля в Петергофе.
В изобразительном искусстве первой четверти XVIII века появилось такое новое явление, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из- за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером- гравером был А. Ф. Зубов. Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин (1690—1742), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе») присуще правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека, показу не только его индивидуальных внешних черт, но и характера.

Перемены в быте

По обилию новых явлений в образе жизни людей первая четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории.
По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды — камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были     сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем — ссылка.
Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.
С января 1700 года Петр ввел новое летосчисление — от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Поэтому теперь вслед за 7207 годом наступил 1700 год. К тому же год теперь начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января. На Новый год по примеру жителей европейских стран дома стали украшать еловыми ветками, на них вешали игрушки и ленты.
Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией и фейерверками, маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати. В них участвовали сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих собраний стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин. Каждый хозяин ассамблеи стремился великолепием обстановки и новыми светскими манерами превзойти своего предшественника.
Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.
Новшеств в быте высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 году вышло в свет знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов».
Сделаны были шаги по созданию первого в России общедоступного театра. Для него было построено помещение на Красной площади в Москве, где всегда было многолюдно.

Значение культурного наследия Петровской эпохи
Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стали усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейских образцов.
На основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система
образования, расцвела художественная культура не только последующих десятилетий XVIII века, но и века XIX.
Однако культура Петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции прежней Руси.
Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Чем вы объясните усиление внимания Петра к развитию научных знаний?
2. Какие научные успехи при Петре I вы считаете главными и почему?
3. Какие новые черты появились в системе образования в Петровскую эпоху?
4. В чем проявился переходный характер художественной культуры Петровской эпохи?
5. Почему новые элементы быта Петр вводил силой?

ДОКУМЕНТЫ        
ИЗ УКАЗА ПЕТРА I (1700 год)
Бояром и окольничим, и думным, и ближним людем, и стольникам, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком и жильцом, и всех чинов служилым и приказным, и торговым людем, и людем боярским на Москве, и в городех носить платья венгерские, кафтаны: верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием, и то платье кто успеет сделать, носить с Бо- гоявлениева дни нынешняго 1700 года, а кто к тому дни сделать не успевает, и тем делать и носить, кончав с нынешния сырныя недели...
На Москве и во всех городах царедворцам и дворовым, и городовым и приказным всяких служивым чинов людям и гостям и гостинной сотни и черных слобод посадским людям всем сказать: чтоб впредь с сего Его великого государя указа бороды и усы брили. А буде кто бороды и усы брить не похотят, а похотят ходить с бородою и с усами и с тех имать... по 60 рублей с человека...
Тогдаж за благо разсудил старинное платье российское (которое было наподобие польскаго платья) отменить, а повелел всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских государств, такожде и бороды повелел брить.


ИЗ ДНЕВНИКА КАМЕР-ЮНКЕРА Ф. В. БЕРХГОЛЬЦА 1722, февраль
Придти на ассамблею имеет право всякий... Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя бы тот был и сам император... В комнате, где танцуют (или в ближайшей к ней), должны быть приготовлены: стол с трубками, табаком и деревянными лучинками (которые употребляют здесь вместо бумажек для закуривания трубок) и еще несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на ассамблеях не терпятся и не подаются... Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смот-
ря по месту, одна или две пары могут танцевать менуэт, англез или польский по желанию... Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию, вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получить требуемое. Но хозяин не обязан да и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу... Собрания эти, начинающиеся около 5 часов, продолжаются не далее 10, и тогда все должны разъезжаться по домам.


ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО
5. Не прилично им [детям] руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.
27. Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.


Вопросы и задания к документам
1. Как вы думаете, почему решения, изложенные в указе Петра I, были приняты именно в 1700 году?
2. Расскажите, как проходили ассамблеи.
3. Какие правила и обычаи, описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии?

Запомните новые слова

АССАМБЛЕЯ — собрание-бал с участием женщин в домах российской знати.
ГРАВЮРА — печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге.
КАНТ — вид бытовой многоголосной песни.
КЛАВИКОРДЫ — струнный клавишно-ударный музыкальный инструмент
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты