§ 16. Культура русских земель в XII—XIII веках
Особенности культуры XII—XIII веков. Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Более того, древнерусская культура получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции.
В XII—XIII веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Вла- димир-на-Клязьме, Галич.
В культуре Новгорода и Пскова проявились черты, соответствующие духу вечевых порядков и высокой активности городского населения. Культура Владимиро-Суздальской Руси дала образцы торжественности и пышности. Они были призваны подчеркнуть силу и значение владимирских князей.
Накопление научных знаний. Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная переводная литература. Но внимание переводчиков всё больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о Вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории. Религиозное объяснение того, что происходит в природе, не способствовало, конечно, развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки. Сведения по математике, механике, астрономии, хи-
мии, агрономии и географии использовались в земледелии, ремесленном производстве, архитектуре, живописи. По уровню этих знаний и их применению на практике Русь стояла в одном ряду с другими странами средневековой Европы.
Значительно обогатились географические знания русских людей. Этому способствовали и торговые связи, и военные походы, и путешествия. Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте. Русские богомольцы посещали Царьград и Иерусалим.
Подумайте, представители каких профессий чаще всего выезжали за границу, какие государства они посещали.
На Руси появились свои врачеватели — лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапитп.
Литература. С XII века начинается новый период в истории русского летописания. Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве. Местные летописцы уделяли внимание прежде всего событиям, происходящим в своей земле. Владимиро-суздальские летописи отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси. Поэтому владимирские летописцы рассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли как преемников князей киевских. Своеобразием отличалось новгородское летописание. В нём фигура князя, наоборот, отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни.
Возникают новые жанры литературы. Очень популярными были поучения. На склоне лет Владимир Мономах пишет своё знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего Средневековья. Центральной идеей «Поучения детям» является идея укрепления единства Древнерусского государства. Именно эта идея пронизывает рассказ князя о собственной жизни, его наставления о необходимости соблюдать законы и традиции, как государственные, так и семейные, жить праведно, помогать нищим, чтить старших, честно выполнять свой воинский долг.
Появляются произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Автор, служилый человек, прожил нелёгкую жизнь, побывал в заточении. Он размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Даниил — сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя он называет «честью и милостью» и противопоставляет этому почётному делу унизительную службу у надменных бояр, которые творят произвол над простыми людьми. Он создаёт идеальный образ князя — защитника всех обездоленных, который «силой и грозой» сможет установить твёрдый порядок, оградить своих подданных от произвола «сильных людей», преодолеть внутренние раздоры и обеспечить внешнюю безопасность страны.
Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания и былины. Наиболее остро и пронзительно звучали эти ноты в произведении неизвестного автора «Слово о полку Игореве».
В основу «Слова...» положены события неудачного похода на половцев новгород-северского князя
Игоря Святославича весной 1185 года. Но не описание этого похода является целью автора, оно служит ему лишь поводом для размышления о судьбах Русской земли. Сквозь канву поэтического изложения явственно проступают очень важные для своего времени вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение? Почему в двухвековой борьбе со Степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения?
Автор чётко и прямо называет главную причину страданий русского народа: «Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!» Он страстно и проникновенно призывает русских князей прекратить распри: «Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу». Автор ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов.
Зодчество. Наиболее зримо местные культурные традиции проявились в архитектуре. Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и владимиросуздальским художественным школам. При этом всё строительство на Русской земле теперь вели русские мастера.
Каменное зодчество в Новгородской земле утратило свою былую монументальность. Храмы стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна и прекрасно вписывалась в окружающий пейзаж. Большое количество церквей было возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге.
Чем собор отличается от церкви?
В древнем городе Ладоге на севере Новгородской республики была построена церковь Святого Георгия. Неизвестные зодчие поставили храм на самом берегу Волхова, на виду проплывавших мимо купеческих и рыбацких ладей. Приземистый, со шлемовидной главой храм, словно гриб, вырастает из каменистой земли.
В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник — церковь Спаса на Нередице. Церковь была расписана фресками. На одной из них изображён князь Ярослав — отец Александра Невского.
Большого расцвета каменное зодчество достигло во Владимиро-Суздальском княжестве. Церковная архитектура отличалась здесь подчёркнутой пышностью и торжественностью.
В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведён Успенский собор. Место для храма выбрали на редкость удачно — на крутом берегу Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить
владимирский храм выше Софии киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени — 32 метра. Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.
При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры — неповторимый по своей утончённости храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь неподалёку от своих палат после кончины любимого сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня». Изысканная простота её архитектурных линий гармонично сочетается со скромной красотой русской природы.
Почему храм Покрова на Нерли считается выдающимся произведением искусства?
Храм Покрова на Нерли церковное зодчество Владимиро-Суздальской земли
Но не только церковное зодчество процветало во Владимиро-Суздальской земле. В 1158 году князь Андрей заложил неподалёку от Владимира загородный замок-резиденцию. Вскоре в Боголюбове вырос удивительный архитектурный ансамбль: двухэтаж-
ный каменный дворец, храм, крытые, на высоких башнях переходы и две лестничные башни. Белокаменный, украшенный скульптурой замок был необычайно красив.
В конце XII века при Всеволоде Большое Гнездо недалеко от Успенского собора построили одноглавый Дмитриевский собор. Стены собора украсили каменной резьбой. Более 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ, невиданных растений, а также орнамент вырезали на камне талантливые русские мастера. А так как скульптура не получила большого распространения в древнерусском искусстве (очень уж она напоминала языческих идолов), то рельефы Дмитриевского храма были уникальны, неповторимы. Внутри стены храма были расписаны фресками.
Живопись. Влияние местных особенностей проявилось и в живописи. Она, как и прежде, носила в основном религиозный характер. Но в церковном искусстве всё чаще стали присутствовать бытовые сюжеты. Русские художники, пренебрегая канонами, вносили в произведения авторскую манеру письма. И сквозь строгую византийскую академичность проглядывали живые черты народного искусства. Это было особенно заметно в новгородской живописи, в которой преобладали яркие краски — красная, зелёная, синяя. В лицах святых было меньше строгости и аскетизма, они приобретали характерные славянские черты.
Фрески Владимиро-Суздальской земли тоже были яркими и красочными. На них нередко изображались реальные события и человеческие образы. А на иконах святые иногда очень походили на кня- зей-заказчиков. Так, на иконе Дмитрия Солунского, покровителя Всеволода Большое Гнездо (подобно другим князьям, Всеволод, помимо своего языческого имени, носил христианское — Дмитрий), по-видимому, изображён сам князь.
Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Взлёт русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся затем ордынским владычеством.
В развалинах лежали церкви и монастыри. Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера были истреблены или уведены в рабство. Многие виды ремесла были забыты. Надолго прекратилось каменное строительство, уникальное искусство резьбы по белому камню было утрачено, приостановилось развитие фресковой живописи. Во время нашествия погибло огромное количество книг, исчезли библиотеки и школы. Почти полностью прервалось летописание.
Восстанавливать утраченные ценности было очень трудно: повсюду сказывался недостаток не только средств, но и, самое главное, подготовленных людей.
Ведь секреты мастерства передавались от отца к сыну, от мастера к ученику, и смерть мастера нередко приводила к утрате целых направлений в искусстве и ремесле. Зато руками подневольных русских умельцев строились и украшались возникающие в Золотой Орде города: кочевники не имели собственных традиций градостроения.
Монгольское владычество надолго прервало культурные связи Руси с Европой.
Таким образом, в период политической раздробленности русская культура переживала подъём.
Русский народ не утратил своего культурного единства. Местные различия лишь обогащали русскую культуру.
Именно в культуре ярче всего проявились идеи укрепления единства Русской земли.
Проверяем свои знания
1. Дайте общую характеристику состояния русской культуры в XII—XIII веках. Какие новые черты появились в ней?
2. Какими знаниями обладали русские люди в XII—XIII веках?
3. О чём рассказывали авторы литературных произведений?
4. Сравните архитектурные особенности Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. Как повлиял политический строй этих земель на их культурные традиции? 5. В чём сказалось влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры?
Учимся быть историками
1. Можно ли считать литературные произведения историческим источником? С помощью документов на с. 145—146 обоснуйте свой ответ.
2. Используя документ на с. 145 учебника, ответьте на вопрос: почему Владимир Мономах придавал большое значение воспитанию детей? При дальнейшем изучении курса попробуйте проследить, следовали ли дети его наставлениям.
Документы
ИЗ «ПОУЧЕНИЯ ДЕТЯМ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев... На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от них ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.
ИЗРЕЧЕНИЯ ИЗ СБОРНИКА «ПЧЕЛА»
Не место может красить добродетель, но добродетель место.
Копающий яму под ближним своим упадёт в неё. Лучше малое имущество, добытое правдой, чем многое богатство — без правды.
Уменье коня узнаётся на войне, а верный друг — в беде.
Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собой.
Принимающему большую власть подобает иметь большой ум.
Завидуй не тому, кто добился большой власти, а тому, кто хорошо, с похвалой покинул её.
Учи поступками, а не словами.
Как нельзя поймать упущенную птицу, так нельзя вернуть и слова, вылетевшего из уст.
Слушать следует дважды, а говорить — один раз.
Муж обличающий лучше льстящего.
ИЗ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
В ту пору засевались и росли одни усобицы.
В таких крамолах княжеских Коротали люди свой век.
В ту пору на святой Руси Не покрикивали пахари.
Только вороны, на трупах сидя, каркали,
Да скликались галки на кормы лететь.
Разлилась тоска тяжёлая По Руси, и горе лютое Затопило землю Русскую.
А князья ковали сами на себя беду.
А поганый ворог рыскал по святой Руси,
Со двора по белке подать отбираючи.
А князья позабыли брань на ворогов,
А затем, что брату молвил брат:
«То моё и вот это опять моё!»
Повели князья про малость речь великую.
А неверные со всех сторон с победами Приходили на землю Русскую.
1. На основе источников сделайте вывод о характере русской литературы XII—XIII веков. Какие сюжеты были ведущими в этот период?
2. Какие нравственные качества людей особенно ценились в это время?
3. Как вы думаете, можно ли применить эти нравственные оценки к современному человеку?
Запомните новые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ — единое по замыслу сооружение, состоящее из нескольких зданий.
АСКЕТИЗМ — крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ.
КАНОН — правило.
УНИКАЛЬНЫЙ — исключительный, единственный в своём роде.
|