Схема 11. Церковный раскол
Причины реформы церкви
• Утверждение Русской Православной Церкви как международного центра православия требовало ликвидации расхождений в богословской системе и церковной практике между русской Церковью и православным Востоком.
• Необходимость приведения к единообразию службы и богослужебных книг — условие объединения церквей России и Украины.
• Необходимость поднять авторитет Церкви путём борьбы с языческими суевериями, проникновением светских начал в духовную жизнь общества, упадком церковных нравов
• Необходимость преодоления противоречий в толковании священных канонов, обусловленных отличиями и разногласиями в церковных обрядах и богослужебных книгах.
• Падение общественной нравственности.
• Укрепление новой династии Романовых у власти.
• Усиление процесса централизации власти
Конец 1640-х — 1652 г. — «Кружок ревнителей древнего благочестия» [Никон (патриарх с 1652 г.), С. Вонифатьев (духовник царя), протопоп Аввакум, И. Неронов, боярин Ф. М. Ртищев]
Задачи
• Поднять авторитет церкви в глазах верующих.
• Вернуться к первоосновам христианства.
• Остановить проникновение западного влияния в Россию
Реформы (1653-1655)
(1654 г. — принятие их Церковным собором)
Содержание реформ
|
Позиция Никона (реализована в ходе реформ)
|
Позиция Аввакума
|
• Исправление богослужебных книг |
Новые греческие богослужебные книги |
Древнерусские (византийские) книги |
• Исправление обрядов, икон, архитектуры |
Введение троеперстия, упорядочение церковной службы, уничтожение старинных икон,запрет шатровых церквей |
Максимальное сохранение старины |
Последствия реформ
• Централизация церкви.
• Установление единства Русской Православной Церкви с остальным православным миром.
• Установление контроля над священниками и усиление дисциплины.
• Контроль над верующими.
• Развитие церковного образования.
• Усиление личной власти Никона.
Церковный раскол:
Официальная проваславная церковь
Старообрядчество (раскольники, староверы) - совокупность различного рода религиозных организаций, отказавшиеся признавать церковные нововведения Никона. Глава старообрядчества - идеолог раскола протопоп Аввакум
|