Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

§ 37. Идеология и культура

§ 37. Идеология и культура

Восстановление «железного занавеса». Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной Армии, создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними.
Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Отношения СССР и его военных союзников быстро испортились. С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру. По существу, речь шла о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над интеллигенцией. Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А. А. Жданов.
«Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.
Литература. Один из первых ударов был нанесен по литературе. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» эти издания обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Особой критике подверглись М. М. Зощенко и А. А. Ахматова.
Из доклада А. А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»
Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко... изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта.
Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии - поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной.
В чем обвинены М. Зощенко и А. Ахматова? Почему, с вашей точки зрения, избран столь агрессивный, намеренно грубый стиль, в котором высказаны эти обвинения?
Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство.
Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А. А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия», в котором было недостаточно показано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М. А. Исаковский - за пессимизм стихотворения «Враги сожгли родную хату...».
Прочитайте это стихотворение М. Исаковского или найдите запись песни, созданной на его стихи. Какие чувства они вызывают у вас?
Критике подверглись драматург А. П. Штейн, писатели Ю. П. Герман, Э. Г. Казакевич, М. Л. Слонимский. Литературная критика перерастала и в репрессии. В ходе борьбы с «космополитами» были расстреляны П. Д. Маркиш и Л. М. Квитко, велось следствие по «делу» И. Г. Эренбурга, В. С. Гроссмана, С. Я. Маршака.
Театр и кино. Вслед за литературой было «усилено партийное руководство» театром и кино. В постановлении ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм». А немногие встречающиеся в репертуарах пьесы на современную тематику критиковались как слабые и безыдейные, в которых советские люди предстают «примитивными и малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами», события изображены «надуманно и лживо». Критиковался Комитет по делам искусств за включение в репертуар пьес, «идеализирующих жизнь царей, ханов, вельмож», «пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль».
4 сентября 1946 г. появилось новое постановление ЦК, на этот раз посвященное критике кинофильмов «Большая жизнь» (2-я серия) режиссера JI. Лукова, рассказывающего о трудностях восстановления Донбасса после войны (был раскритикован за «фальшивое изображение партийных работников» и отсутствие показа «современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной в годы сталинских пятилеток»); «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина; «Иван Грозный» (2-я серия) С. М. Эйзенштейна (по мнению Сталина, в этом фильме был создан ложный образ царя - нерешительного и бесхарактерного, неправильно, в негативном виде показана опричнина). Критике были подвергнуты кинорежиссеры Г. Козинцев, JI. Трауберг и др.
Развивая идеи этих постановлений, специально созданный еженедельник «Культура и жизнь» в конце 1946 г. потребовал исключить из репертуара театров все пьесы зарубежных авторов.
Музыка. В конце 1947 г. жесткий идеологический пресс обрушился и на советских музыкантов. Поводом послужило исполнение трех произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии
С. С. Прокофьева, «Поэмы» А. И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В. И. Мурадели. В феврале 1948 г. ЦК ВКП(б) издал постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке», где критике подвергся Мурадели за «пренебрежение лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности». Критиковались и другие композиторы, «придерживающиеся формалистического, антинародного направления», С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Н. Я. Мясковский.
Из выступления А. А. Жданова
Не только музыкальное, но и политическое ухо советских композиторов должно быть очень чутким.
Объясните смысл этого высказывания. Какой взгляд на роль искусства в жизни общества оно отражает?
Все это не только обедняло отечественную культуру, но и изолировало ее от лучших достижений мировой культуры. И все же, несмотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую очередь в освоении огромного классического наследия. Многие из созданных в те годы произведений до сих пор пользуются огромной популярностью.
Образование. Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946-1950 гг. было возведено 18,5 тыс. школьных зданий. Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они выросли в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования. Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946-1948 гг. число высших учебных заведений превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 г. Тяга к знаниям людей, переживших войну, была просто удивительной. Целая армия молодых людей обучалась без отрыва от производства.
К концу четвертой пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а среднее специальное образование получили в это время 1278 тыс. человек.
Научные дискуссии. В годы войны знания ученых были востребованы властью, многих из них освободили из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она обречена на застой. Творческая атмосфера не была утрачена и после Победы, когда развернулись оживленные дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельными ее представителями - для сведения счетов с научными оппонентами.
Наиболее типичной из таких дискуссий стала дискуссия по проблемам биологии. Ее инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина Т. Д. Лысенко. Началась кампания в печати, направленная на критику формальной генетики и ее представителей, ставивших опыты на мухах-дрозофилах (их называли «мухолюбами-человеконенавистниками»). В 1948 г. на сессии ВАСХНИЛ академики А. Жебрак, П. Жуковский, Л. Орбели, А. Сперанский, И. Шмальгаузен и их ученики (несколько сотен человек) подверглись критике. На долгие годы в загоне оказалась и сама генетика, в которой отечественные ученые в 30-е гг. занимали ведущие позиции.
В 1950 г. Сталин принял личное участие в дискуссии по проблемам языкознания. Он «научно доказал» абсолютную необходимость незыблемого и всесильного государства в СССР, отвергнув тем самым тезис Маркса об отмирании государства по мере продвижения к коммунизму.
Дискуссии в исторической науке были сведены, по сути, к оправданию существующего положения вещей. В ходе этих дискуссий, например, прогрессивными деятелями были объявлены Иван Грозный и опричники. Некоторые лидеры национальных движений (например, Шамиль) назывались платными агентами зарубежных стран. Полностью оправданным и неизбежным представал якобинский террор времен Великой французской революции.
Борьбой с влиянием западных философских концепций была пронизана критика книги Г. Ф. Александрова, руководителя отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), «История западноевропейской философии». Его обвинили в терпимости к идеалистической, буржуазной и декадентской философии, отсутствии должной полемичности.
Экономические дискуссии завершились в 1952 г. с выходом в свет работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», отвергавшей любые проявления рыночной экономики и обосновывавшей еще большее огосударствление экономической жизни в СССР.
Если в послевоенные годы вся сущность культуры и все ее задачи были сведены, по сути, к обработке общественного сознания, то роль науки сводилась, кроме этого, еще и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться «партийной направленности» не только гуманитарных, но и естественных наук.
Расширяем словарный запас
Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации.
1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны? 2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства. 3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»? 4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.? 5. Назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.
1. «Если    взялись за пятилетку хозяйственную, давайте возьмемся за идеологическую и вытянем ее. Что, сил не хватит? Хватит», - заявил на совещании в ЦК ВКП(б) Жданов. Составьте перечень мероприятий, проведенных в рамках «идеологической пятилетки» в послевоенные годы, по плану: направление, конкретные меры, результаты, жертвы.
2. В конце 40-х гг. был снят с производства учебник «Теория государства и права», в котором лишь упоминались обстоятельства, «при которых Советское государство станет ненужным». Вспомните, какие представления о будущем государстве развивали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Предложите свои объяснения причин, по которым был запрещен этот учебник.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты