Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

23. Государство на Западе и Востоке

23. Государство на Западе и Востоке

1. Образование в Европе единых централизованных государств.
По сравнению со Средневековьем политическая карта Европы в Новое время значительно изменилась. На месте множества мелких феодальных владений возникло несколько крупных государств.
Раньше других, ещё в XI в., сложилось единое Английское королевство. Притязания английских монархов на французскую корону долгое время мешали объединению Франции. Лишь победа в Столетней войне (1337—1453) позволила французским королям упрочить свой трон и окончательно присоединить к своему домену ряд феодальных владений.
На Пиренейском полуострове в ходе Реконкисты ещё в Средние века возникло несколько христианских государств. В 1479 г. самые крупные из них — Кастилия и Арагон объединились и образовали Испанское королевство. Дания, Швеция и Норвегия в 1397 г. заключили договор о союзе (Кальмарская уния). В состав объединённого королевства входили также Исландия и Финляндия. В 1523 г. из этой унии вышла Швеция, под властью которой осталась Финляндия. В конце XV в. сложилось единое Русское государство. Польша и Литва для отпора агрессии турок-османов в 1569 г. образовали единое государство Речь Посполитую.
Прежние феодальные владения, утратившие самостоятельность и ставшие провинциями единых государств, некоторое время ещё сохраняли свой традиционный уклад жизни. С их старинными законами и обычаями приходилось считаться даже монархам. Но, стремясь
поднять свой авторитет как могущественных правителей, государи прилагали значительные усилия к тому, чтобы покончить с обособленностью провинций и подчинить их своей власти. Принимаемые ими меры были в конечном счёте направлены на централизацию государственного управления.
Раньше других европейских монархов к созданию новой, централизованной системы управления государством приступили английские короли. Ещё в Средние века они, преодолев сопротивление феодальной знати, сосредоточили в своих руках основные рычаги власти. Причём, добившись признания своего авторитета, английские короли не стали разрушать традиции местного самоуправления и посягать на права и привилегии парламента. К началу Нового времени сумели централизовать государственное управление и французские короли. Однако в отличие от Англии они этого достигли во многом за счёт ограничения прав местного самоуправления и сословно-представительных собраний (генеральных штатов).
Многие страны Европы поначалу уступали Англии и Франции в степени централизации государственного управления. В некоторых из них авторитет монарха упал настолько, что возобладала противоположная тенденция — децентрализация. В ряде случаев она привела даже к распаду некогда единых государств. В XVI в. лишились наследственной власти польские короли. На трон их стал выбирать сейм (сословное собрание), решения которого могли оспорить представители знати, пользуясь правом вето (лат. «запрещаю»). Со временем в Польше воцарилась анархия и в XVIII в. она стала лёгкой добычей соседей.
Обычай избрания императоров крупнейшими князьями (курфюрстами) сложился и в самом обширном государстве Западной Европы средневековой эпохи — в Священной Римской империи германского народа. Ослаблением власти императора воспользовались отдельные члены (чины) империи, крупнейшими из которых были княжества Бранденбург, Ганновер, Саксония, Бавария. Фактически они превратились в самостоятельные государства, лишь формально входящие в состав империи. Обособились от неё и наследственные владения Габсбургов. В Новое время представители этой династии, как правило, избирались императорами.
В Центральной Европе и на Апеннинском полуострове сплочению мелких владений в крупные государства долгое время мешали притязания католической церкви на светскую власть. В особенности она противилась любым попыткам объединения Италии, ревниво оберегая независимость Папской области, в которой папам римским принадлежала как духовная, так и светская власть.
2. Монархия и дворянство. Централизация управления государством, усиление королевской власти неизбежно меняли характер от
ношений между королём и высшими сословиями. В Средние века действовало правило: «вассал моего вассала — не мой вассал». Это правило освобождало значительную часть феодального сословия от службы королю. В новых условиях монархи, стремясь овладеть основными рычагами управления государством, старались ограничить привилегии знати, добиваясь от неё повиновения. Постепенно восторжествовал новый принцип отношений между королём и сословиями: все сословия — непосредственные подданные короля. В результате феодалы потеряли свой прежний правовой статус. Вместо них возникло сословие дворян, обязанностью и моральным долгом которых, в отличие от средневековых феодалов, было служение государству в лице короля.
Стремление монархов к централизации управления и усилению своей власти нравилось далеко не всем. Этому воспротивилась прежде всего родовая аристократия, которую поддерживала часть дворянства, горожан, жителей отдельных провинций, защищавших старинные формы организации общества и государства, в том числе и систему привилегий, которыми пользовались отдельные сословия, города и местности. Их лозунгом была защита старинных «вольностей» от посягательств королевской власти. Вместе с тем недовольство выражали и те общественные группы, которые расценивали политику правительства как ущемление индивидуальных прав и свобод. Это были землевладельцы, банкиры, судовладельцы, негоцианты и др. предприимчивые люди, которые олицетворяли передовые формы экономической деятельности, рождённые эпохой подъёма мировой торговли и развития капиталистических отношений. Их в равной мере тяготили и средневековые регламенты, и чрезмерная опека со стороны государства. Они требовали, чтобы правительство уважало права и свободы, экономические и политические интересы граждан.
3. Абсолютизм. Стремление монархов к централизации управления привело к возникновению особой формы государственной власти — абсолютизма. Абсолютному монарху принадлежит верховная и неделимая власть. Иначе говоря, он ни с кем — ни с родовой знатью, ни с представительными учреждениями, ни с профессиональными корпорациями — не делится полномочиями. Он соединяет в своём лице все основные функции и ветви государственной власти, оставляя за собой последнее слово в решении всех вопросов внутренней и внешней политики.
Теоретики абсолютизма отстаивали идею Божественного происхождения власти государя, его права на жизнь, имущество и убеждения подданных. Однако на практике этому препятствовали вековые традиции европейской государственности, сложившиеся ещё в Средние века. Даже в условиях абсолютизма монархия в странах Западной Европы сохраняла правовой характер, т. е. она в той или иной мере признавала права подданных, привилегии сословий, ста
ринные обычаи провинций. Власть монарха не распространялась на собственность подданных.
Абсолютная власть монарха нигде в Западной Европе не означала произвола, т. е. своевольного, беззаконного правления. Европейские юристы, в частности просветители, всегда отличали монархию как правовое правление, основанное на законах, от деспотизма.
4. «Бюрократическая» монархия Бурбонов. Характерные черты абсолютизма воплощала французская монархия. Ещё в Средние века французские короли в отличие от многих европейских монархов старались не только присоединить ту или иную область к своему домену, но и реально подчинить их своей власти, включив в систему централизованного управления государством. Расцвета французский абсолютизм достиг в XVII—XVIII вв., в правление королей из династии Бурбонов. Проводя твёрдой рукой политику централизации управления и усиления своей власти, они опирались на многочисленный и разветвлённый бюрократический аппарат как в центре, так и на местах. При короле действовали высшие совещательные учреждения — королевский совет, а также советы по отдельным отраслям управления — внешним и внутренним делам, финансам и пр. В помощь им на рубеже XVI—XVII вв. возникли министерства. Местную администрацию возглавляли назначаемые королём губернаторы (в дальнейшем — интенданты) и королевские суды. Большую роль играли суды высшей инстанции, называвшиеся во Франции парламентами.
Усиление бюрократического аппарата привело к тому, что утратили своё значение сословные собрания. Генеральные штаты, возникшие ещё в XIV в., собирались всё реже и реже. Начиная с 1614 г. они не созывались вовсе вплоть до революции конца XVIII в. Однако мощный бюрократический аппарат отнюдь не являлся слепым орудием в руках короля. Благодаря привилегиям, которых добились для себя сами чиновники, он превратился в самостоятельную силу, ограничивавшую королевскую власть.
Религиозные войны второй половины XVI в. замедлили развитие абсолютизма во Франции. С последствиями этих войн — своеволием родовой знати, а также административной и религиозной автономией протестантов — французским королям пришлось бороться очень долго. Серьёзных успехов в этой борьбе добился кардинал Ришелье, занимавший в 1624—1642 гг. пост первого министра при короле Людовике XIII.
Окончательное поражение аристократическая и протестантская оппозиция потерпела в правление короля Людовика XIV, который в 1661 г. заявил, что отныне сам будет своим первым министром. Он сознательно стремился к усилению экономического и военного могущества Франции, расширению её территории и колониальных владений. Руководствуясь теорией меркантилизма, правительство Людовика XIV покровительствовало промышленному и сельскохозяйственному производству. Эту политику активно проводил в жизнь генеральный контролёр финансов Кольбер. По его инициативе было образовано большое количество монопольных компаний для торговли с заморскими странами — Вест-Индская, Ост-Индская, Сенегальская, Гвинейская, Левантийская и др. С именем Кольбера связано также создание большого числа централизованных мануфактур. В 1685 г. Людовик XIV отменил Нантский эдикт, обязав гугенотов перейти в католическую веру. Эта мера укрепила власть короля, но причинила большой экономический вред. Десятки и сотни тысяч французских гугенотов переселились за рубеж. Вместе с ними утекли и значительные капиталы, столь необходимые для развития промышленности и торговли.
Людовик XIV стремился придать особый блеск и торжественность своему двору. С этой целью он перенёс свою главную резиденцию из Парижа в Версаль, небольшой город в окрестностях французской столицы, где был построен величественный дворцово-парковый ансамбль. Для Версальского дворца был разработан новый, утончённый церемониал, цель которого заключалась в том, чтобы всемерно возвеличивать короля.
Мнение учёного
...Версаль — храм единой воли, принятой всеми во имя общего величия и общей налаженности жизни, храм гармонии, построенной на сложном и глубоком чувстве иерархии. Версаль не есть дворец или сад, а сама прекрасная природа, гигантский пейзаж, в котором веют особые мощные, бодрящие ветры, струятся особые ароматы, и всё: бронза, мрамор, стриженые и нестриженые деревья, бассейны, водомёты — всё поёт гимн человеческому величию, достигшему предельной степени в лице одного избранника, одного «вознесённого Божьей милостью».
А.Н.    Бенуа
Какие художественные и политические идеи воплощал дворцовопарковый ансамбль Версаль?
С 1723 г. Францией правил Людовик XV, считавший себя всесильным монархом и в своей внешней и внутренней политике старавшийся подражать Людовику XIV. Но его политика была непоследовательной. Кроме того, его человеческими слабостями беззастенчиво пользовались приближённые, в том числе всесильные фаворитки,  
вроде маркизы де Помпадур. По своему усмотрению они раздавали должности, награды, денежные пожалования, назначали и смещали министров. Недальновидность короля и несовершенство машины государственного управления способствовали тому, что Франция постепенно утратила ведущие позиции в европейской политике, мировой торговле и колониальном мире.
5. Австрийские и испанские Габсбурги. В 1556 г. Карл V, император Священной Римской империи и одновременно король Испании из династии Габсбургов, отрёкся от власти. Своими наследниками он объявил одновременно сына Филиппа и брата Фердинанда. Сын получил Испанию, Нидерланды и все заморские колонии, брат — наследственные владения (монархию) Габсбургов в центре Европы (в 1556 г. его также выбрали императором).
Монархия Габсбургов была крупным и сильным государством Центральной Европы. Но у неё не было собственного названия, как у большинства других европейских государств. Она состояла из нескольких десятков больших и мелких владений, в том числе королевств Богемия (Чехия) и Венгрия, объединённых между собой единственно личностью монарха. В каждом из них имелись свои сословные собрания, правительства и законы, потому что Габсбурги, присоединяя новые земли, не добивались их полного слияния с другими частями своего государства. Общегосударственных учреждений управления не было. Поэтому владения Габсбургов, которые к тому же населяли не только немцы, но и венгры, славянские народы, называли «лоскутной монархией».
В XVI в. Испания была самой могущественной страной Европы. Но по характеру своего внутреннего устройства она напоминала монархию Габсбургов. Это и не удивительно, ведь в обоих государствах правили представители одной и той же династии. В управлении царила путаница. Столичная бюрократия была непомерно раздута, тогда как администрация на местах, в провинциях была немногочисленна и слаба. Большим влиянием пользовалась родовая знать, гранды, которые ревностно защищали старинные права и вольности провинций от попыток короля их ограничить. В XVII в. от имени королей фактически правили всесильные временщики — герцог Лер- ма и граф Оливарес.
Одной из причин слабости центральной власти как в монархии Габсбургов, так и в Испании было то, что правящая династия не особенно утруждала себя заботой о процветании этих стран. Их материальные и людские ресурсы расходовались в борьбе за отвлечённые цели — мировое господство и торжество католической веры.
6. Гогенцоллерны в Пруссии. Представители династии Гогенцол- лернов стали править в курфюршестве Бранденбург начиная с XV в., в герцогстве Пруссия (бывший Тевтонский орден) — с XVI в. После того как в XVII в. Гогенцоллерны овладели некоторыми землями в Западной Германии, они стали одними из самых крупных монархов не только Священной Римской империи, но и всей Западной Европы. Однако власть курфюрстов была слабой. Кроме того, государство, разделённое на три обособленные части, было уязвимо для врагов. Поэтому во второй половине XVII в. курфюрсты приняли меры для укрепления своей власти. Они создали централизованный аппарат управления, который следил за расходованием государственных средств и контролировал выполнение распоряжений монарха, а также сильную армию. Усилия Гогенцол- лернов получили международное признание: в 1701 г. император предоставил им королевский титул, приравняв в достоинстве и почестях к крупнейшим монархам Европы. Правда, королями они стали по названию Пруссии, не входившей в состав Священной Римской империи. Титул прусского короля, с одной стороны, подчёркивал независимость Гогенцоллернов от Габсбургов. Но, с другой стороны, он означал, что в своих бранденбургских владениях они формально оставались вассалами императора.
7. Просвещённый абсолютизм. Большое влияние на политику абсолютистских правительств оказало Просвещение. Просветители охотно шли на службу в государственный аппарат, придавали большое значение личному общению с монархами и воспитанию их наследников.
Нужно сказать, что и монархи в большинстве стран Европы не остались чуждыми новым духовным веяниям. Многие из них открыто положили в основу своей политики некоторые цели и идеалы Просвещения. Поэтому политику абсолютистских правительств, направленную хотя бы на частичное решение задач Просвещения, называют просвещённым абсолютизмом.
Мнение учёного
Абсолютизм Нового времени был одним из воплощений государственной идеи, пришедшей на смену средневековым принципам католицизма и феодализма. Прежде всего эта идея мыслилась лишь как право государственной власти, заслонявшее собой понятие об обязанностях, соединённых с пользованием этой властью. То, что можно назвать практическим макиавеллизмом в политике Нового времени, вытекало естественно и необходимо из взгляда, по которому у короля были права, но не было обязанностей... И только позднее на государство стала возлагаться обязанность служить высшим целям человеческой жизни путём её постепенного совершенствования. В двух разных формулах выразилось поэтому различие в понимании того отношения, в каком должны находиться между собой носитель государственной власти и само государство: одна формула — именно знаменитое «государство — это я» Людовика XIV — делала из особы короля как бы воплощение государства, тогда как другая превращала монарха в «первого слугу государства», по выражению Фридриха И, тем самым налагая на королевскую власть известные обязанности по отношению к государству. Эпохе просвещённого абсолютизма принадлежит более высокое понимание государства, нежели то, с каким мы имеем дело на протяжении всего времени, протекшего от Макиавелли до Гоббса, этих главных теоретиков светского абсолютизма.
Н.    Н. Кареев
Вспомните, какие политические взгляды выражали Н. Макиавелли и Т. Гоббс. Почему их можно назвать теоретиками абсолютизма? Что нового внёс просвещённый абсолютизм в представление монарха о своём долге?
Образцом просвещённого монарха современники считали прусского короля Фридриха И, прозванного королём-философом, Фридрихом Великим. Он ограничил произвол помещиков в отношении крепостных крестьян, запретив их продажу без надельной земли. В результате судебной реформы был создан независимый от властей суд, подсудимые получили право на защиту, а пытки были запрещены. Фридрих II уделял большое внимание развитию системы образования. К концу его правления подавляющее большинство взрослого населения Пруссии было грамотно. Немецкие университеты стали считаться образцовыми центрами науки и высшего образования. Возникла также широкая сеть начальных и средних школ, впервые в мире были созданы профессиональные училища, готовившие специалистов для промышленности и торговли.
В монархии Габсбургов политику просвещённого абсолютизма проводили правительница Мария Терезия, а также её сын и соправитель, избранный в 1765 г. императором Иосифом II. В результате осуществлённой ими административной реформы были созданы высший государственный совет — общегосударственное учреждение власти и единая система местного управления, подчинённые правительству. Правители-реформаторы приняли также меры к освобождению крестьян в Чехии и Моравии от личной зависимости (в Венгрии крепостное право сохранялось). Огромный общественный резонанс вызвали антицерковные реформы, поскольку монархия Габсбургов долгое время считалась одной из главных опор католической церкви. Мария Терезия и Иосиф II закрыли большую часть католических монастырей. Доходы от использования церковного имущества были направлены на нужды образования. Одновременно вводилась свобода отправления религиозных культов, которая распространялась на протестантов и православных христиан.
В результате Войны за испанское наследство 1701 —1714 гг. Габсбурги лишились испанской короны. Она перешла к внуку Людовика XIV принцу Анжуйскому, который стал испанским королём Филиппом V и основал испанскую ветвь династии Бурбонов. Он и его потомки проводили политику централизации управления Испанией. В 1714 г. был образован совет министров, который осуществлял общее руководство государственными ведомствами. В 1717 г. были отменены внутренние таможенные границы. Впервые в 1769 г. были созваны общеиспанские кортесы.
Среди крупных европейских монархов, пожалуй, только Людовик XV не интересовался просветительской литературой. Но его внук и наследник Людовик XVI, взошедший на трон в 1774 г., сочувствовал идеям Просвещения. Генеральным контролёром финансов он назначил просветителя Жака Тюрго, сторонника свободной конкуренции. Тот упразднил цеховую организацию ремесла и торговли, а также попытался отменить государственный контроль над хлебными ценами. Но как только цены были отпущены, хлеб вздорожал. Это вызвало волнения в крупных городах, в том числе в Париже. В итоге Людовик XVI отправил Тюрго в отставку, а его реформу отменил.
Реформы, проводившиеся абсолютными монархами в духе Просвещения, далеко не всегда отвечали чаяниям народов и надеждам самих просветителей. Однако они оставили глубокий позитивный след в истории европейских стран.
8. Абсолютизм и деспотизм. На первый взгляд абсолютные монархи Европы начала Нового времени напоминали современных им неограниченных властителей Азии. Однако даже самый властолюбивый монарх Европы не мог и мечтать о том могуществе, которым обладали восточные владыки. В их лице государство было крупнейшим собственником земли, её недр и воды, оказывало огромное влияние на судьбы людей, благосостояние которых, сама жизнь оказались всецело в их власти.
Такая безграничная власть, которая не считается с правами людей, а исходит из одностороннего представления об обязанностях подданных, называется деспотизмом. В отличие от правовой монархии Запада на Востоке сложилось государство деспотического типа.
Наглядным тому примером являлась Османская империя, которая в начале XVI в., благодаря успешным завоевательным походам султана Сулеймана I, превратилась в огромную средиземноморскую державу. Турецкий султан обладал беспредельными полномочиями.
Он был и духовным главой мусульман, и светским властителем. Он соединял в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Султан распоряжался жизнью и имуществом своих подданных, тогда как его личность считалась священной и неприкосновенной. Он официально был признан «тенью Бога на земле». Деспотическая власть султана опиралась на бюрократический аппарат управления. Высшим должностным лицом Османской империи являлся великий везир. Наиболее важные вопросы политики обсуждались в государственном совете — диване. Членами дивана были крупнейшие сановники и высшее духовное лицо — муфтий. Вся земля считалась государственной собственностью. Султаны раздавали её в виде пожалований в условное владение сипахам, которые были обязаны в счёт собираемых с крестьян налогов снаряжать определённое количество воинов. Ударную силу Османской империи составлял корпус янычар.
Деспотическую власть установили и маньчжуры, завоевавшие Китай в середине XVII в. Маньчжурские императоры из династии Цин пользовались неограниченной властью, которая опиралась на разветвлённый бюрократический аппарат и армию. Высшими правительственными учреждениями были государственный и военный советы, а также государственная канцелярия. Управление страной осуществляли шесть ведомств: чинов, налогов, обрядов, военное, судебное и общественных работ. Все кандидаты на государственные должности проходили строгий отбор — сдавали экзамены на получение «учёной степени». Императоры из династии Цин учредили всеохватывающую систему слежки и шпионажа. Каждый житель и его имущество были взяты на государственный учёт. Начальники следили за подчинёнными, старшие — за младшими. Правительство стремилось контролировать не только каждый шаг подданных императора, но даже их мысли и побуждения.
Самобытная разновидность деспотического правления сложилась в Японии. Главой государства считался император, но реальная власть принадлежала сёгуну, наследственному военному правителю. Сёгун опирался на сословие воинов-самураев, составлявших значительную долю населения. Жизнь самураев была строго регламентирована законами и обычаями. Кодекс чести требовал от них самоотверженного служения своим повелителям. Ради этого они, если требовалось, должны были без колебаний отдать свою жизнь. В 1603 г. в результате многолетней междоусобной борьбы к власти пришёл сёгун Иэясу Токугава. Его правительство установило систему четырёх сословий — самураев, крестьян, ремесленников и торговцев, жизнь и хозяйственная деятельность которых строго регламентировали законы. Крестьяне прикреплялись к земле без права её покидать.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: абсолютизм, просвещённый абсолютизм, деспотизм.
1. Какие формы государственного устройства получили распространение в Европе в начале Нового времени? Какими историческими обстоятельствами это было обусловлено?
2. Охарактеризуйте абсолютную монархию. Можно ли поставить знак равенства между абсолютизмом и произволом? Приведите аргументы, обосновывающие вашу точку зрения.
3. Какой импульс развитию абсолютизма дала эпоха Просвещения?
4. Заполните таблицу «Просвещённый абсолютизм в Западной Европе» по схеме: государство, имена просвещённых правителей, проведённые реформы. Оцените масштабы и значение проведённых реформ.
5. Подготовьте сообщение с электронной презентацией об одном из абсолютных монархов Западной Европы XVI—XVIII вв.
6. Определите по карте 1 на вклейке, какими территориями владел Карл V. Какое место занимала монархия Габсбургов в Европе?
1. Как менялись отношения королевской власти и аристократии в начале Нового времени? Какую роль стало играть дворянство?
2. Сравните карты 1 и 2 на цветной вклейке. Как изменилась территория монархии Габсбургов в Европе с середины XVI до середины XVII в.?
3. Составьте развёрнутый план ответа на вопрос «Каковы особенности политического устройства основных европейских государств в XVI—XVII вв.?».
4. Сравните абсолютизм и деспотизм. В чём заключаются принципиальные отличия между ними?
5. Начертите схему управления Османской империей.
6. Вспомните, что вы знаете о восточных деспотиях древности, Средневековья и Нового времени. Наблюдаете ли вы различия? Сохраняется ли преемственность между ними?
Практическая    
Абсолютная монархия в Европе
Цель работы. Определить характерные черты одной из форм в государствах эпохи Нового времени.
Источники. Епископ Боссюэ о Божественном праве королей (с Боден о королевском суверенитете (с. 282). Людовик XIV о в. ля (с. 283).
Вопросы и задания
1. Какая форма правления описана в источниках? Подтверди вет текстом. 2. Какие типы монархии различает Ж. Боден? Ка характерен для Западной Европы XVII—XVIII вв.?
Власть короля священна. Государи действуют в качестве слуг Бо- жиих и его наместников на земле. Бог чрез их посредство устанавливает своё царство... Королевская власть неограниченна. Чтобы сделать это слово ненавистным и невыносимым, многие умышленно смешивают управление неограниченное с управлением, основанным на произволе. Но это две совершенно различные вещи. Без этой неограниченной власти государь не может ни совершать добра, ни пресекать зла: его власть должна быть такова, чтобы никто не мог рассчитывать ускользнуть от неё, и, наконец, единственной защитой отдельных лиц против общественной власти должна быть их невинность... Надо повиноваться государям как самой справедливости, без этого не может быть никакого порядка, ни успеха в делах. Только Бог может судить их приговоры и их самих... Подданные обязаны государю безусловным повиновением. В одном только случае исключается повиновение, которое обязаны оказывать государю, это — когда он приказывает противное Богу.
Как автор понимает Божественное право королей?
Жан Боден о королевском суверенитете
...Законная, или царственная, монархия — это та, где подданные подчиняются законам государя, а сам государь — законам природы, подданные там наслаждаются своей естественной свободой и собственностью на своё имущество. Абсолютная монархия — это такая, в которой государь стал повелителем личностей и имущества своих подданных по праву оружия и справедливой войны, а управляет ими как глава семьи своими рабами... Тираническая монархия — это та, где государь, презирая законы природы и нравов, злоупотребляет высокомерно личностями своих свободных подданных и их имуществом, распоряжаясь ими как своей собственностью... Ныне же, хотя и в настоящее время существуют отдельные государи, которые распоряжаются благодаря своей
абсолютной власти телами и имуществом своих подданных, хотя мы и знаем нескольких тиранов, но все они находятся в Азии или в Африке.
Какие три типа монархии различает автор? Какой из них характерен для Западной Европы XVII—XVIII вв.?
Людовик XIV о власти короля
С самого детства мне делалось больно при одном упоминании о ленивых королях и их мажордомах. Я твёрдо решил никогда не брать себе первого министра и не возлагать на другого обязанности короля, сохраняя за собой лишь титул. Только под условием труда и ради труда можно царствовать; желать одного без другого — значит обнаруживать неблагодарность по отношению к Богу и тиранию и несправедливость по отношению к людям.
В чём Людовик XIV усматривал главное достоинство монарха?

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты