4. Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса
1. Понятие «Античность» происходит от латинского слова antiquus — древний, но означает оно не любую древность, а гре- ко-римскую, имевшую особый характер экономической жизни и политических структур. Важнейшими их чертами являлись неразрывная связь частной собственности и гражданского статуса человека и роль гражданской общины, как основы и формы государства (полиса). Существует даже краткая, но очень ёмкая формула: «Античность — это полис».
Античность создала богатейшую культуру, в которой человек представал «мерой всех вещей». Политическое, правовое, культурное наследие Античности жило во всех последующих исторических эпохах, включая и современность. Античность — это фундамент европейской цивилизации и арсенал средств её развития.
Хронологически Античность охватывает период с рубежа III— II тыс. до н. э., когда на острове Крит образуются первые государства, до конца V в. н. э. — падения Западной Римской империи. Она включает историю Древней Греции, эллинизма, Древнего Рима. Все они имеют собственную периодизацию. Своеобразным центром античной цивилизации является Средиземное море, заключённое между Европой, Азией и Африкой, имеющее множество островов, удобных для жизни. Море не разделяло, а соединяло народы Античности. Через него пролегали торговые пути, колонизационные потоки, распространялись культурные достижения. Любимыми героями мифов были мореплаватели.
2. Периодизация истории Древней Греции. Древнегреческая цивилизация в отличие от многих цивилизаций Древнего Восто-
ка, возникших в результате взаимодействия разных народов, была создана одним этносом — греками, или эллинами (самоназвание Греции — Эллада). Этот этнос включал четыре племенные группы индоевропейского происхождения — ахейцев, ионян, это- лийцев, дорийцев. Наиболее древней группой были ахейцы, появившиеся в южной части Балканского полуострова на рубеже III—II тыс. до н. э.
Хронология истории Древней Греции выглядит следующим образом:
I. Крито-микенская эпоха: рубеж III—II тыс. до н. э. — XII в. до н. э.
II. «Тёмные века»: XI—IX вв. до н. э.
III. Архаическая Греция: VIII—VI вв. до н. э.
IV. Классическая Греция: V в. — 338 г. до н. э. (начало македонского завоевания).
V. Эллинизм: последняя треть IV—II в. до н. э. (завоевание Гре- ции Римом).
3. Крито-микенская эпоха. На рубеже III—II тыс. до н. э. на острове Крит возникли первые очаги государственности, цивилизации бронзового века. Около 1700 г. до н. э. они погибли в результате природного катаклизма. Новый подъём цивилизации на Крите приходится на XVI — первую половину XV в. до н. э. Города Крита были объединены под властью правителей Кносса; этот период называется минойским (по имени царя Миноса). Критяне господствовали на Средиземном море, совершали военные высадки на его южном и восточном побережьях.
Центрами экономической, социальной и культурной жизни Крита были города-дворцы. Дворцовое хозяйство доминировало в экономике, оно включало ремесленные мастерские. Здесь же перерабатывались продукты сельскохозяйственного производства. Во главе ранних государственных образований стояли цари, они являлись верховными владельцами земли. Система землевладения во многом напоминала древневосточную.
Критяне создали изысканную культуру. Они построили великолепные дворцы, украшенные замечательными фресками, высокого уровня достигло искусство мелкой пластики. На Крите существовала своя письменность, до конца не расшифрованная до сих пор. Память о Крите многие века хранили греки. Об этом свидетельствует древнейшая греческая мифология. Греки считали Крит островом Зевса.
В середине XV в. до н. э. вторая критская цивилизация погибла. Центр развития древнейшей греческой культуры переместился на Пелопоннес. Здесь греками-ахейцами были возведены города- крепости Микены, Тиринф, Пилос и др. Гомер называл Микены златообильными», а Тиринф — «крепкостенным». События микенской эпохи, поход греков во главе с микенским царём Агамемноном против Трои, составили основу гомеровского повествования в «Илиаде».
В конце XIII в. до н. э. ахейская Греция подверглась нашествию дорийцев. Они разрушили города, население уничтожили (остатки его сохранились в Аттике), частично ахейцы рассредоточились по островам Эгейского моря. В XII в. до н. э. дорийцы повсеместно утвердились на территории Греции.
Дорийцы находились на более низкой стадии развития материальной культуры и общества, чем ахейцы. В XI в. до н. э. древнегреческая цивилизация вступила в полосу «тёмных веков», продолжавшуюся три столетия. XI—IX вв. до н. э. также называют гомеровским периодом. К концу его Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединявших крестьян-землевладель- А цев.
4. Архаическая Греция. VIII—VI века до н. э. — время динамичного развития древнегреческого общества. В начале VIII в. до н. э. греки занимали небольшую территорию юга Балканского полуострова, островов Эгейского моря и отдельных участков Западного побережья Малой Азии (см. карту на с. 38). В результате бурно развивавшейся греческой колонизации к V в. до н. э. греки расселились по всему Средиземноморью — от Испании до Ближнего Востока и от Африки до Северного Причерноморья. Греция превратилась в страну городов. Греческая торговля распространилась на всё Средиземноморье, был совершён резкий скачок от простого обмена к товарно-денежным отношениям.
В начале архаического периода в Греции существовала довольно примитивная социальная структура. Основной массой населения были крестьяне, аристократия уже выделилась, но вела образ жизни, мало чем отличавшийся от образа жизни основной массы населения. Рабство носило патриархальный характер, рабов было очень мало. И только к
V в. до н. э. аристократия стала особым, узким слоем, занимавшим высшее положение в обществе. Аристократия выработала систему ценностей, отражающую особый, состязательный дух греческой цивилизации, побуждавший аристократов во всём стремиться к первенству. В социальной сфере это выразилось в стремлении аристократов поставить под контроль остальных членов общности. Главной формой общественного устройства становится полис — город-государство.
5. Культура архаической Греции. Греки упростили слоговое финикийское письмо и создали новый, более простой в употреблении алфавит. Алфавитное письмо привело к демократизации образования; к VI в. до н. э. распространение грамотности среди свободных греков стало повсеместным. В VIII в. до н. э. были созданы и, возможно, впервые записаны эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» великого Гомера, положившие начало не только древнегреческой, но и всей европейской литературе. В 776 г. до н. э. впервые были проведены Олимпийские игры, воплотившие состязательные начала греческой культуры.
К концу архаической эпохи окрепло ощущение единства греческого мира. Это выразилось в трансформации греческого язычества, совершившего переход от местных культов к оформлению единого греческого пантеона. Мифология приобрела более стройный, систематизированный характер. Вместе с тем из-за полисной разобщённости и отсутствия в Греции самостоятельного жречества каждый полис связывал себя со своим божественным покровителем из числа богов-олимпийцев. Например, в Афинах особо почитали богиню мудрости Афину; в Олимпии — Зевса, царя богов; в Дельфах — бога покровителя муз Аполлона. В представлении греков боги не были всемогущими. Над миром богов и людей царила Ананке — судьба, рок, неизбежность, уйти от неё не мог никто. Духом Ананке были пронизаны греческие трагедии; в конце VI в. до н. э. в Греции получил распространение театр.
На исходе архаической эпохи закладываются основы классической греческой архитектуры, развивается монументальное зодчест
во. В центре городов воздвигаются храмы богам-покровителям. Храм стал основным типом общественного здания.
В VI в. до н. э. древнегреческие архитекторы создали строго продуманную систему соотношений между несущими и несомыми частями сооружения, между колоннами и перекрытием, покоящимся на них. Эта система получила название «ордер». Первый греческий ордер возник в Спарте. Он назывался дорическим. Затем появился ионический ордер, распространившийся на малоазийском побережье. Самым поздним типом ордера был коринфский.
VII—VI века до н. э. — время появления монументальной скульптуры, в которой господствуют два типа изображений: обнажённая фигура юноши (курос) и задрапированная — девушки (ко- ра).
В VI в. до н. э. в Древней Греции был осуществлён грандиозный интеллектуальный прорыв — произошло рождение философии. Само слово «философия» древнегреческое, оно означает «любовь к мудрости». Первые греческие философы сделали успешную попытку преодолеть религиозное сознание, одушевлявшее космос, отойти от преимущественно эмоционально-эстетического восприятия, связи с культовой практикой.
Появление философии обусловлено целым рядом причин, среди которых важнейшими являются накопление позитивных знаний, сформировавшееся признание разума основой познания в отличие от чувственного восприятия, открытие логических методов поиска истины.
Возникновению философии способствовало и накопление социального опыта гражданина, порождавшего всеобщность сознания при понимании законов, возможность установления объективных причин и следствий. Это подтверждается и тем фактом, что философия возникла в наиболее развитых полисах Ионии. Философы из Милета стали основоположниками древнегреческой натурфилософии — умозрительного толкования мира, природы в их самой общей форме. Они искали ответ на вопрос, что является первоосновой всего существующего, из которой всё рождается и в которую всё возвращается.
Фалес полагал, что первоосновой является вода, Анаксимандр видел её в беспредельной первоматерии (апейрон), а Анаксимен — в стихии воздуха. Анаксимандр открыл закон сохранения энергии. Наивно-материалистическим воззрениям ионийских философов противостояло учение Пифагора, тоже выходца из Ионии. На юге Италии он основал замкнутое религиозно-философское братство. Пифагор создал мистическое ритуализированное учение, он говорил о родстве всех живых существ, о переселении душ, особое значение придавал числу как началу мира.
Возникновение философии, развитие рационального мышления привело к зарождению начальных форм науки как особой сферы познания и человеческой деятельности, главной задачей которой является целенаправленное исследование природы, мира и человека, открытие закономерностей явлений, систематизация знаний о действительности, их теоретическое обобщение.
6. Греческий полис. Греция никогда не имела единого государства. Греков объединяла языковая общность. У них сформировался общий пантеон богов и единый свод древних мифов. Для них характерны общий строй мировосприятия, сходство образа жизни в различных частях страны. Гористая, изрезанная долинами территория Пелопоннеса, разделённость морских островов способствовали тому, что ещё в гомеровский период начала складываться не имевшая аналогов греческая система государственного устройства — система полисов (городов-государств).
На развалинах микенской монархии возникла примитивная сельская община — демос, занимавшая небольшую территорию и отделённая от других общин. Центром её было компактное поселение, представлявшее собой переходную форму от деревни к городу. Жители города и округи, члены общины, имели в собственности наделы земли. Все вместе они образовывали коллектив собственников земли, первоначально обладавших равными правами. Это создало предпосылки для развития полиса как особой формы социально-государственного устройства.
Полис, как правило, представлял собой небольшой город-государство, включавший город и округу. В социальном отношении он являлся коллективом полноправных граждан, которыми считались только свободнорождённые мужчины, коренные жители полиса. Все прибывавшие из других мест составляли особую социальную группу метеков — неграждан.
Каждый полноправный гражданин имел в собственности участок земли. Этот участок выделялся первоначально из общественного земельного фонда, но затем становился частной собственностью гражданина. Наличие в собственности участка земли было обязательным и главным условием гражданства в полисе. Потеря земельного участка могла привести к утрате гражданского статуса и к исключению человека из полисного коллектива. Наличие в собственности земельного участка было гарантией выполнения греком своих гражданских обязанностей.
Мнение учёного
Полис, как коллектив граждан, обладал правом верховной собственности на землю.
Взаимообусловленность права собственности на землю и гражданского статуса, совпадение в принципе социальной и политической структур приводили к тому, что граждане обладали, в идеале, равными политическими правами. В полисе действовали различные органы управления (совет, магистратуры), но верховным органом (даже в полисах с явно олигархическими тенденциями) всегда было народное собрание, которому принадлежало право решения всех важнейших вопросов. Этим определяется демократическая тенденция в развитии древнегреческого общества. Ещё одной важнейшей особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Вооружённые силы гражданской общины — ополчение граждан. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса и тем самым своей личной собственности.
Экономика полиса базировалась прежде всего на сельском хозяйстве, представлявшем основную сферу занятий гражданина.
Г. А. Кошеленко
Как вы думаете, что имеет в виду учёный, говоря о совпадении в полисе экономической, социальной, политической и военной организаций?
Принципиальное отличие греческого общества от всех древневосточных обществ заключалось в существовании частной собственности на землю и неразрывной связи с ней гражданского (социального) статуса человека. Здесь обозначилась первоначальная граница между историческим развитием Запада и Востока. В будущем это предопределило различия в понимании положения человека в мире и в обществе, характера и перспектив самого общества на Западе и на Востоке.
Гражданин полиса имел право принимать участие в управлении и решении всех дел полиса. Он имел право избирать и быть избранным в органы управления, защищать свой полис от врага, участвовать в религиозных церемониях. Полис обеспечивал гражданину возможность вести жизнь, достойную свободного человека. Но быть гражданином полиса означало не только пользоваться правами, но и неукоснительно выполнять свои обязанности: принимать участие в управлении и решении всех дел полиса, участвовать в выборах, защищать полис от врага, т. е. нести военную службу со своим вооружением. Права и обязанности гражданина полиса были неразрывно связаны.
Основным хозяйственным занятием граждан полиса было земледелие, однако процветало и ремесло. В классическую эпоху широко распространились занятия философией, науками, искусством.
Каждый полис стремился обеспечить свою экономическую независимость, иметь всё необходимое для жизни граждан. Лишь такая самодостаточность обеспечивала свободу полиса и его граждан.
Свобода входила в число главных полисных ценностей так же, как убеждённость в том, что полис является высшим благом, вне которого невозможно достойное человека существование. Греки считали, что прежде всего свобода и достоинство гражданина определили победу объединённых греческих полисов в греко-персидских войнах (500—449 гг. до н. э.), позволили им отстоять свою независимость в борьбе с самой мощной восточной деспотией — державой Ахеменидов.
Однако не следует забывать, что полисная система с её в целом демократическими традициями и высокими гуманистическими идеалами имела своим подножием рабство. Рабство классического типа зиждилось на убеждении, что раб является «говорящим орудием» и не имеет права ни на орудия производства (ибо сам таковым является), ни на семью, ни даже на жизнь. Право рабовладельца на раба было ничем не ограничено. Такое рабство существовало в наиболее развитых экономически частях Греции. В Спарте и в некоторых других областях Греции имело место рабство в форме илотии. Илоты были государственными рабами, им давали участки земли для обработки, а получаемый продукт они должны были отдавать гражданам полиса.
7. Афины и Спарта. Самыми крупными и представлявшими крайние типы полисного развития были Афины и Спарта. Во время греко-персидских войн Афины играли роль лидера освободительной борьбы греков. Во второй половине V в. до н. э. Афины достигли наивысшего государственного и культурного расцвета. Спарта была главным соперником Афин в борьбе за гегемонию в Греции.
Спарту традиционно рассматривают как военизированное государство, полис олигархического типа. Ею управляли два царя, избиравшиеся из рода Гераклидов. Они были высшими военачальниками и судьями, а также выполняли функции жрецов. Власть царей ограничивали совет старейшин и народное собрание.
Контролировал власть и каждого спартиата особый орган — эфорат. Никто не имел права отступать от принципов спартанского строя, установленных легендарным законодателем Ликургом. Для Спарты характерно тотальное проникновение власти во все стороны жизни спартиатов, постоянный контроль за их поведением и даже строем мысли. Жили спартиаты, как в военном лагере, их главным занятием было совершенствование в военном искусстве.
Иной путь развития избрали Афины. В результате реформ Солона (начало VI в. до н. э.) и Клисфена (конец VI в. до н. э.) в Афинах установилась демократия. Это была полисная система, базировавшаяся на прогрессивных хозяйственных и социальных отношениях.
Власть в афинском полисе принадлежала гражданам в возрасте старше 30 лет. Раз в месяц они собирались в народном собрании и решали дела полиса голосованием. Для управления полисом ежегодно избиралось девять высших должностных лиц, из которых наибольшими полномочиями были наделены архонты. Архонты следили за проведением в жизнь решений народного собрания. Ведение важнейших государственных дел поручалось особому совету — булэ.
Для командования армией и флотом избиралась коллегия стратегов из 10 человек. В годы наивысшего расцвета Афин (вторая половина V в. до н. э.) стратег Перикл стал фактически несменяемым главой афинского полиса. Блестящий оратор, талантливый военачальник, образованный человек, преданный демократическим идеалам полиса, Перикл пользовался огромным авторитетом у сограждан, любовью афинского народа.
Высшей судебной инстанцией полиса был суд присяжных. Граждане, чьё политическое влияние хотел ограничить коллектив полиса, могли быть подвергнуты процедуре остракизма (суда черепков), за которым следовало изгнание.
Древнегреческая афинская демократия в целом имеет огромное историческое значение. Впервые в истории возникло государственное устройство, основанное на власти народа, последовательно проводившее в жизнь принципы гражданственности, законности и политической свободы. Древнегреческая демократия положила начало демократической традиции современного мира.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использова
ния в исторической науке: античность, ордер, философия, полис, классическое рабство, демократия, олигархия.
1. Как географические и природные условия повлияли на особенности греческой цивилизации? Используйте при анализе фрагмент из труда А. Тойнби (с. 29).
2. Каковы особенности архаического периода в истории Древней Греции?
3. Рассмотрите на карте (с. 38) основные направления греческой колонизации, назовите важнейшие колонии греков. Изучив дополнительную литературу и материалы Интернета, сформулируйте, причины Великой греческой колонизации.
4. Опишите модель греческого полиса, выделив его характерные черты и взаимосвязи между ними. Представьте данную модель в текстовой или графической форме. В чём особенности греческого полиса как типа государственного и социального устройства по сравнению с древневосточной деспотией?
5. Что такое рабство классического типа? Было ли оно распространено в древневосточных цивилизациях?
1. Определите сходство критской цивилизации с цивилизациями Древнего Востока.
2. Вспомните, какие древнегреческие мифы связаны с островом Крит.
3. Рассмотрите карту (с. 38). Почему, несмотря на привлекательность торговли с восточными странами и Африкой, греки не колонизовали южные территории?
4. На примере Афин и Спарты сравните два типа полисного развития. Какому устройству полиса вы отдадите предпочтение? Ответ обоснуйте.
5. Подберите в учебнике и дополнительной литературе аргументы, характеризующие преимущества и недостатки полисного строя в Греции. Подумайте, какие перспективы открывал полис для дальнейшего развития европейской цивилизации.
Эхо ЭПОХИ
ЭСХИЛ
«Прометей прикованный». Фрагмент
П р о м е т е й. Моим стараньем в чёрной пасти Тартара
Бесследно сгинул древний Крон и все, кто с ним Сражался рядом. Вот какой услугою Обязан мне великий властелин богов.
И вот как он за это наградил меня!
Болезнь такая, видно, всем правителям Присуща — никогда не доверять друзьям.
Но вы спросили, за какую мучит Зевс Вину меня. Извольте, и о том скажу.
Едва успевши на престол родительский Усесться, сразу должности и звания Распределил. А человечьим племенем Несчастным пренебрёг он. Истребить людей
Хотел он даже, чтобы новый род растить.
Никто, кроме меня, тому противиться Не стал. А я посмел. Я племя смертное От гибели в Аиде самовольно спас.
За это и плачусь такими муками,
Что их и видеть больно — каково ж терпеть!
Как вы думаете, может ли литературное произведение быть историческим источником? Какие исторические сведения мы можем извлечь из этого фрагмента? Какой из уже известных вам эпических героев древности, так же как Прометей, восстал против богов? Что сделал для человечества Прометей? Какой путь ему пришлось для этого избрать?
Фукидид
«История». Фрагмент
Хороший гражданин должен доказывать свою правоту не путём запугивания противника, а в честном споре как равный с равным. Государству благоустроенному не следует ни возвеличивать почестями того, кто подаёт добрые советы, ни умалять почёт, которым он пользуется; равно как того, чьи предложения отвергнуты, не следует не только наказывать, но и бесславить. Тогда никакой удачливый оратор не станет заискивать перед народом против своего убеждения, ради того, чтобы добиться ещё большего почёта, и ни один потерпевший неуспех не вздумает теми же средствами привлечь расположение толпы.
Мы же поступаем как раз наоборот, и даже ещё хуже. Если кто- либо даёт хороший совет, но при этом возникает подозрение, что он соблюдает тем самым свои личные интересы, то мы готовы ради этого недостоверного подозрения лишить государство явной выгоды... Действительно, всякому, кто явно делает добро государству, афиняне оплачивают за это подозрением, что он втайне желает чем- то поживиться.
V Что вы можете сказать об отношении автора к демократии на основе предложенного фрагмента? Как отразился в тексте состязательный дух греческой цивилизации? В каких сферах жизни он ещё проявлялся?
История — результат деятельности людей. Очень важно представить историю в лицах, увидеть её не только «вертикально*, в последовательности процессов, событий, явлений, но и «горизонтально* — в их синхронности, в деятельности современников. Попробуем сделать это в рубрике «Лица эпохи*.
VI В. ДО Н. Э. — век огромных религиозных перемен, рождения новой интеллектуальной культуры и новых представлений о человеке, важнейший век «осевого времени»