6. Древний Рим. От возникновения города до падения республики
1. Периодизация истории Древнего Рима. Историю Античности завершает история Древнего Рима. Начав своё существование с маленького поселения на Тибре, Рим превратился в мировую державу, во времена своего наибольшего могущества простиравшуюся от Атлантического океана на западе до Кавказа на востоке, от Британии на севере до порогов Нила на юге. Рим поглотил эллинистический мир, усвоив и приспособив к своим ценностям его культуру.
Роль Рима огромна. Римляне создали собственную цивилизацию с особым значением в ней государственных институтов и права, которые оказали огромное влияние на развитие государственности и общества в Европе. Римская цивилизация также стала важнейшим передаточным звеном культуры греков и других народов древности европейскому миру. Язык Рима — латынь — дал корень самому слову «цивилизация».
Общепринята следующая периодизация римской истории:
I. Эпоха царей: 753 г. до н. э. — 510 г. до н. э. (от легендарного основания Рима до изгнания последнего царя).
П. Ранняя республика: 510 г. до н. э. — середина Ш в. до н. э. (от изгнания царей до Пунических войн).
Ш. Поздняя республика, образование римской державы: середина Ш в. до н. э. — 27 г. до н. э.
IV. Ранняя империя, принципат: 27 г. до н. э. — Ш в. н. э.
V. Кризис Ш в.
VI. Поздняя империя, доминат: IV в. н. э. — 476 г. (падение Западной Римской империи).
Начало римской истории положили римляне, сабины и этруски. Они составили основу римского народа. Из их среды вышли первые римские цари.
Особое влияние на раннюю римскую историю оказали этруски, у которых римляне заимствовали практику строительства городов, архитектуру храмов, многие ремёсла и др.
С реформами римского царя Сервия Туллия, имевшего этрусское происхождение, связано создание предпосылок законодательного оформления римской гражданской общины — civitas. Однако в дальнейшем развитие Рима происходит при доминировании римлян, которые целенаправленно подчиняют и ассимилируют народы близлежащих областей, а затем и всей Италии. Языком римской цивилизации становится латынь.
2. Римская гражданская община и ранняя республика. Римская гражданская община сохранится в течение многих веков римской истории, пройдя путь от простого социального устройства царского Рима до превращения в мировой город-государство в по-
следние века империи. Полисное устройство Рима определяет характер римской государственности и римской цивилизации.
Общность римских граждан зародилась в эпоху царей. Первоначально она определялась союзом трёх племенных объединений — триб, составлявших римский народ. Впоследствии племенные объединения были заменены на территориальные. Был установлен имущественный ценз, определявший зачисление граждан в одну из триб и в соответствующий род войск. Ценз обеспечивал «геометрическое» равенство — чем богаче был римлянин, тем больше средств он должен был затрачивать на общественную пользу и тем больше у него было обязанностей перед гражданской общиной.
По трибам формировалось народное собрание (комиции), ведавшее всеми делами римского народа. Народное собрание принимало законы. На комициях происходили в первые века Рима выборы сначала царя, а в республиканскую эпоху — высших магистратов, решались вопросы землевладения и землепользования, государственных финансов, войны и мира. В народном собрании участвовали все граждане, владевшие земельным наделом и имевшие право носить оружие. В республиканское время комиции стали различаться по своей компетенции и функциям.
Социально-экономической основой ранней римской общины была коллективная собственность на землю. Первоначально земельный фонд общины распределялся между большими отцовскими семьями — фамилиями. Глава фамилии, включавшей 3—4 поколения, считался единственным собственником земельного надела, всего семейного достояния, мог распоряжаться жизнью любого члена семьи. Фамилия на протяжении нескольких веков являлась важнейшей хозяйственной и общественной единицей римского общества, отдельным культово-религиозным центром, где поклонялись богам — покровителям дома.
Главы фамилий также должны были нести воинскую повинность и формировать воинские отряды из своих домочадцев-муж- чин. Гражданские моральные ценности определяли ментальность и образ жизни римлян, отдать за них жизнь считалось высшей доблестью. Звание римского гражданина ценилось очень высоко в течение всего существования Древнего Рима. Римского гражданства всеми силами добивались представители тех народов, которые Рим присоединял. Лишь в 212 г., почти через тысячу лет после возникновения Рима, император Каракалла даровал римское гражданство всему свободному мужскому населению Римской империи.
В первые века существования Рима во главе римского народа стоял царь, объединявший функции правителя, судьи и жреца. Его власть была ограничена народным собранием и сенатом. Римский
сенат ведёт своё происхождение от совета старейшин; об этом свидетельствует и его название, образованное от латинского слова senex — старец. Сенат, зародившись у истоков Рима, просуществовал в течение всей его истории и даже пережил падение Западной Римской империи. Сначала в сенат входили наиболее почтенные члены римской общины (100 человек), затем его численный состав менялся, достигнув 2000 членов в Поздней империи.
В 510 г. до н. э. римляне, возмущённые высокомерием и тираническими устремлениями последнего царя, восстали и положили конец царскому правлению. Была установлена власть народа, и сформировалась новая форма государственного устройства — республика (общее дело). В республике сохранялись комиции, по- прежнему важную роль играл сенат. Для руководства государством ежегодно избирались два консула. В случае чрезвычайных обстоятельств народным собранием и сенатом на ограниченный срок мог быть назначен диктатор, обладавший всеми властными и военными полномочиями. Функции правосудия осуществляли два претора. Полномочия других магистратов — цензоров, квесторов были более специализированными. Исполнение магистратур не оплачивалось, что делало эти должности недоступными для несостоятельных граждан. Ранняя Римская республика имела аристократический характер.
Римский народ состоял из граждан, обладавших всей полнотой прав и обязанностей. Сначала это была небольшая группа мужчин, пришедших с Ромулом — основателем Рима, их называли отцами (patres). От них вели своё происхождение патриции, составившие господствующую группу в римской общине. По мере разрастания общины в ней происходили процессы социальной и имущественной дифференциации. Патриции превратились в господствующее сословие. Из патрициев состоял сенат.
Население, не принадлежавшее к семьям патрициев, составило сословие плебеев. В него входили потомки тех, кто жил в этой местности до прихода римлян и был ими покорён, а также разного рода пришельцы. Плебеи были свободными людьми, платили налоги, но они не имели права участвовать в комициях, служить в войске, однако получали от римской общины небольшой земельный надел, который нельзя было увеличить за счёт общественного фонда. Плебеи занимались земледелием, ремеслом и торговлей. Несмотря на противодействие патрициев, среди плебеев тоже возникли богатые и знатные роды, однако их представители не имели прав римского гражданства.
В течение нескольких веков плебеи вели борьбу за получение гражданских прав. Они добились созыва собственного народного собрания — плебисцита и того, что решения этого собрания тоже обрели статус законов. С конца V в. народные трибуны (особые должностные лица из плебеев) охраняли права плебеев от посягательств патрициев. Им был открыт доступ к занятию высших магистратур (один консул должен был избираться из плебеев), к военной службе и командным военным должностям, в жреческие коллегии. К Ш в. до н. э. борьба плебеев за свои права завершилась их полной победой. Это знаменовало собой консолидацию римского народа и новый этап в развитии республики.
Результатом этой борьбы было окончательное складывание римской гражданской общины. Патрициат и плебейская верхушка образовали единый правящий слой — нобилитет.
Мнение учёного
...Основными чертами римской гражданской общины были сочетание коллективного и частного землевладения при наличии верховной собственности общины, связь понятий «гражданин», «воин» и «земледелец», равенство политических и юридических прав граждан, власть народного собрания во всех важнейших вопросах, касавшихся как коллектива граждан, так и отдельного гражданина... Были значительно сужены возможности для эксплуатации сограждан в качестве зависимых работников, а тем более рабов. Это ускорило превращение иноплеменников в рабов. Армия, состоявшая из граждан, служила лишь для подавления сопротивления извне; не было полиции и прокуратуры: привлечение к суду гражданина было частным делом истца, который сам должен был обеспечить явку ответчика и свидетелей в суд и исполнение приговора... Кроме того, народный трибун мог лично вмешаться в судебный процесс на любой его стадии, наложить вето и освободить обвиняемого. Железная дисциплина царила только в армии...
Высшей санкцией, высшим судом было одобрение или осуждение сограждан. Образцом для подралсания были предки, в первую очередь предки знатных родов, совершавшие подвиги во славу Рима.
- Е. М. Штаерман
Какие характерные черты римской общины названы в тексте? Объясните связь между понятиями «гражданин *, «воин», «земледелец*.
3. Превращение Рима в мировую державу. К 265 г. до н. э. Риму удалось подчинить себе весь Апеннинский полуостров. Захватнические интересы римлян стали распространяться на Средиземноморье. Здесь Рим столкнулся с другой крупной державой древности — Карфагеном, основанным финикийцами (пунами). Три Пунические войны (264—146 гг. до н. э.) потрясли Средиземноморье. Результатом их стал передел тогдашнего мира. Победитель Рим захватил Испанию и Северную Африку, а город Карфаген в 146 г. до н. э. был разрушен. Всё Западное Средиземноморье стало римским.
Римляне обратили свои устремления на Восток, где соперничали между собой эллинистические государства. В результате Македонских войн к середине II в. до н. э. к Риму были присоединены Македония и Греция. В середине I в. до н. э. римской провинцией стала Сирия, а в 30 г. до н. э. было завоёвано последнее эллинистическое государство Средиземноморья — Египет. Отовсюду в Рим стекались невиданные богатства, огромное количество рабов.
Рабовладение в Риме существовало с древнейших времён, однако огромный размах и свои классические формы оно приняло со времени Пунических войн. Юридически раб считался собственностью господина, его вещью, «говорящим орудием», его можно было продать и даже убить. Дети рабынь назывались «приплодом», как у скота. Рабский труд в основном применялся в сельском хозяйстве, но и в ремесленном производстве рабов эксплуатировали очень интенсивно, использовали их и как домашнюю прислугу. Рабы стоили настолько дёшево, что их могли купить и крестьяне. Рабами могли быть учителя, писцы, врачи, художники. Словом, рабство пронизывало все стороны хозяйственной жизни Рима. Особую группу рабов составляли гладиаторы — бойцы, сражавшиеся на аренах римских цирков для развлечения римлян.
II—I вв. до н. э. — время наиболее беспощадной эксплуатации рабов в Древнем Риме. С I в. н. э. невольничий рынок начинает пустеть, а безграничное право распоряжаться рабами постепенно размывается, распространяется его общественное осуждение.
Одновременно с достижением рабством классической формы происходило обнищание крестьян, ветеранов, низших плебейских слоёв. Многие из них переселялись в Рим и другие города, пополняя ряды городского плебса, жившего на государственные подачки, жаждавшего «хлеба и зрелищ». Это приводило к нарастанию кризиса республиканского строя.
Попыткой преодолеть кризис было демократическое движение за реформы, возглавленное братьями Гракхами. Римскому нобилитету удалось расправиться с реформаторами, однако накал политической борьбы в римском обществе привёл на рубеже II—I вв. до н. э. к началу гражданских войн.
Внутренний социально-политический кризис разворачивался на фоне агрессивной внешней политики, новых завоеваний и необходимости отражения первой волны германских нашествий. Рим вынужден был окончательно перейти от ополчения к профессиональной армии. Армия стала орудием в борьбе за власть, вылившейся в ожесточённые гражданские войны I в. до н. э. Эти войны сопровождались массовыми убийствами сотен тысяч людей, конфискациями земель и имущества, принудительными налогами и наборами в армию, разгулом террора и насилия. В борьбу были втянуты и деятели римской культуры. Выдающийся оратор и философ Цицерон активно участвовал в политической борьбе и был убит. Он оставил замечательное философское наследие, в котором были обобщены размышления о государстве, законах, об обязанностях гражданина и человека, о морали, дружбе. В Древнем Риме и в последующие эпохи Цицерон провозглашался создателем образцов стиля и изысканного философствования.
Кризис республиканского строя усугублялся восстаниями рабов, самым грандиозным из которых было восстание Спартака (74— 71 гг. до н. э.). Это восстание было подавлено, однако оно заставило господствующие слои Рима задуматься о необходимости укрепления государства и его репрессивного аппарата.
Рим от поселения к империи
Выход виделся в установлении системы единоличной авторитарной власти. В I в. до н. э. было предпринято несколько таких попыток, сопровождавшихся тяжелейшими социальными потрясениями. Гражданские войны завершились установлением бессрочной диктатуры Юлия Цезаря. Рим уже не мог управлять огромной державой республиканскими методами. Нобилитет усмотрел в диктатуре единственное средство, которое могло гарантировать прочность власти и сдерживать натиск рабов и массы неимущих свободных. Разногласия внутри сенаторской аристократии привели в 44 г. до н. э. к убийству Цезаря. Но с пути к монархии римскому обществу было уже не свернуть.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: республика, патриции, плебеи, плебисцит.
1. Определите критерий, который лежит в основе периодизации истории Древнего Рима.
2. Почему раннюю Римскую республику можно назвать аристократической?
3. Составьте схему управления Римской республикой к III в. до н. э. Есть ли сходство Римской республики с формами государственного устройства Греции? Своё мнение обоснуйте.
4. Составьте хронологическую таблицу римских завоеваний (см. карту на с. 87). На какой период приходится пик завоеваний?
5. Когда и в связи с какими событиями рабство приобретает в Риме широкий размах и классические формы? Охарактеризуйте это явление. Когда и в связи с чем оно приходит в упадок?
6. В чём проявился кризис республиканского строя? Какой выход из сложившейся ситуации был найден?
1. Используя модель греческого полиса, докажите его сходство с римской гражданской общиной. Результаты работы оформите в таблицу.
2. Какие преимущества давало римское гражданство и какие обязательства оно накладывало на человека?
3. Есть ли сходство кризиса римской гражданской общины с кризисом полиса в Греции? Обоснуйте своё мнение.
4. Подумайте, было ли неизбежным установление в I в. до н.э. в Риме диктатуры (а в перспективе и монархии) и какие обстоятельства этому способствовали.
Эхо ЭПОХИ
Тит Ливий
«История Рима от основания города». Фрагмент
Знатный римский юноша Гай Муций, которому показалось обидным, что римский народ, ни в какой войне, ни от каких врагов не знавший осады, даже в те времена, когда рабски служил царям, ныне, уже свободный, осаждён этрусками, столько раз уже им битыми. И вот, решившись смыть этот позор каким-нибудь отчаянным поступком невероятной дерзости, он замыслил проникнуть в неприятельский лагерь... Боясь спросить, кто Порсена, чтобы не выдать себя незнаньем царя, он делает то, к чему толкнул его случай, — вместо царя убивает писца. Прорубаясь оттуда окровавленным мечом сквозь
смятённую толпу, в шуме и давке, он был схвачен царскими телохранителями, и они приволокли его к царю. Здесь, перед возвышением, даже в столь грозной доле, не устрашась, а устрашая, он объявил: «Я римский гражданин, зовут меня Гай Муций. Я вышел на тебя, как враг на врага, и готов умереть, как готов был убить: римляне умеют и действовать, и страдать с отвагою. Не один я питаю к тебе такие чувства, многие за мною чередою ждут той же чести. Итак, если угодно, готовься к недоброму: каждый час рисковать головой, встречать вооружённого врага у порога. Такую войну объявляем тебе мы, римские юноши; не бойся войска, не бойся битвы, — будешь ты с каждым один на один».
Когда царь, горя гневом и страшась опасности, велел вокруг развести костры, суля ему пытку, если он не признается тут же, что скрывается за его тёмной угрозой, сказал ему Муций: «Знай же, сколь мало ценят плоть те, кто хочет великой славы!» — и неспешно положил правую руку на огонь, возжжённый на жертвеннике. И он жёг её, будто ничего не чувствуя, покуда царь, поражённый этим чудом, не вскочил вдруг со своего места и не приказал оттащить юношу от алтаря...
Был отпущен Муций, которого потом за потерю правой руки нарекли Сцеволой (Левшой).
Как вы думаете, почему римлянин Тит Ливий описывает этот частный случай в своём огромном труде? Как автор относится к Муцию Сцеволе? Обратите внимание на мнение учёного Е. М. Штаерман (с. 84).
Диодор Сицилийский
«Историческая библиотека». Фрагмент
Каждый из крупных земельных собственников покупал для обработки земли целые выводки рабов. Одних заковывали, других изнуряли тяжестью работ и на всех накладывали заметные всем клейма. Поэтому такое количество рабов затопило всю Сицилию, что слышавшие об этом не верили и считали это преувеличением.
Те из сицилийцев, которые приобретали большие богатства, соперничали с италийцами в высокомерии, жадности и злобе к рабам. Пускаясь на мелкий обман, те из италийцев, у которых было большое количество рабов, держали пастухов, но не кормили их, а предоставляли им жить грабежами. При такой свободе, данной людям, которые по своей силе могли совершить всё, что решили, людям своевольным и праздным, принуждённым вследствие недостатка питания заниматься различными рискованными делами, — при таких обстоятельствах скоро начали увеличиваться всякого рода бесчин
ства. Сначала рабы стали убивать на открытых местах людей, путешествовавших поодиночке и по двое; затем, собираясь толпами, начали нападать на незащищённые сельские виллы, уничтожали их, имущество разграбляли, а пытавшихся сопротивляться — убивали. Дерзость грабителей возрастала всё более и более.
Сицилия перестала быть доступной ночью для путников, и исчезла всякая безопасность для местных жителей. Весь остров был полон насилий, грабежей и убийств.
Какие характерные черты рабства в Риме раскрывает Диодор Сицилийский? Какие последствия имело подобное обращение с рабами?
|