Методические рекомендации по проведению урока истории:
Данный урок ставит основную цель - закрепление знаний и формирование у учащихся устойчивых представлений об истории России XVII века.
Урок рекомендуется провести вариативно. Учащиеся должны усвоить как теоретический, так и фактический материал по пройденному материалу.
I вариант. Игровые ситуации.
Рекомендуется сформировать группы или команды (не более четырёх), по 4—5 учащихся в каждой.
Учащиеся могут придумать названия своих групп или команд, но название должно быть связано с темой. Например: «Разинцы», «Раскольники», «Землепроходцы», «Запорожцы» и т. д.
1-й этап - команды получают первое задание (одинаковое для всех).
Каждой команде дается лист, на котором представлены 6 портретов исторических деятелей XVII века.
Например:
1. Филарет
2. Алексей Михайлович
3. Степан Разин
4. Богдан Хмельницкий
5. Патриарх Никон
6. Михаил Федорович
Задача группы: за 1-2 минуты подписать портреты исторических деятелей XVII века.
Выигрывает та группа, которая не только быстро, но и правильно справилась с заданием. За каждый правильный ответ - 1 балл.
2-й этап - проверка знаний тематических понятий.
Учитель зачитывает полное обозначение понятия, задача учащихся - внимательно выслушав, дать правильный ответ.
Выигрывает та группа, члены которой безошибочно назвали понятия. За правильный ответ - 1 балл.
Учитель называет те понятия, которые выписаны в основные понятия темы или на свое усмотрение.
3-й этап.
1) Проверка знания основных дат и событий.
Можно использовать игру как методический прием.
Учитель заранее готовит карточки с датами. Их можно вырезать в виде рыбок, прикрепить скрепки и поместить в коробку.
Учащиеся, по очереди все члены групп, «удят рыбу», то есть берут карточки из коробки, поймавший рассказывает о событии, связанном с данной датой.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Побеждает та команда, которая набрала большее число баллов.
2) Определите, кто были современниками:
а) Филарет и протопоп Аввакум;
б) Михаил Федорович и Степан Разин;
в) патриарх Никон и Алексей Михайлович.
За правильный ответ - 2 балла.
4-й этап - работа с картой «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора картинки из детских кубиков).
Группа получает раздаточный материал: карта «Россия в
XVII в.» разрезана на части в виде геометрических фигур.
Задача: правильно собрать карту; перечислить территории, вошедшие в состав России в XVII веке.
Побеждает та команда, которая быстро и грамотно выполнит поставленное задание.
5-й этап - работа с поговорками и пословицами.
Каждая группа получает по 1 пословице.
Задание: объяснить, когда могли появиться эти пословицы?
а) А где слыхано - на вербе груша? А где видано - приказной добрый человек?
б) Дьяк у места - что кошка у теста.
в) За перо возьмется - у мужика мошна и борода трясется.
г) Подьячий карман - что утиный зоб: не набьешь.
6-й этап - работа с картиной.
На доске вывешиваются иллюстрации картин:
• «Боярыня Морозова», художник В. И. Суриков;
• «Восстание в Москве в 1648 г.», художник Э. Э. Лисснер;
• «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», художник И. Е. Репин.
Задание группам: назвать картину; о каких событиях в истории XVII в. повествует картина?
Представители групп выходят к доске и представляют выполненное задание, то есть называют автора и картину, рассказывают сюжет картины.
Максимальное количество баллов - 5.
7-й этап.
Каждая группа получает:
- картосхему Москвы XVII в.
- конверт с иллюстрациями архитектурных памятников XIII-XVII вв.
Задача группы:
- отобрать материал, который соответствует XVII в.;
- расположить архитектурные памятники XVII в. на картосхеме Москвы;
- составить план экскурсии по Москве XVII в.
План экскурсии обсуждается в группе, а представитель группы проводит интересную кратковременную экскурсию.
В заключение учитель или ассистенты подсчитывают общую сумму баллов группы. Выявляются победители и призеры. Можно провести награждение. Всем учащимся дарятся «ордена за знания».
Домашнее задание: составить кроссворд по теме.
II вариант.
Урок рекомендуется организовать в виде ученической конференции (см. приложение).
Примерная тематика сообщений и докладов по истории Древней Руси
1. Драма в Угличе 1591 г.
2. Смутное время в истории России.
3. Личность Бориса Годунова: точки зрения историков.
4. «Священство» и «царство», патриарх Никон.
5. Церковный раскол. Оценка современниками и потомками.
6. Патриарх Никон и протопоп Аввакум - две линии в православной церкви.
7. XVII век - «бунташный век»: истоки и последствия социального противоречия.
8. Царский двор XVII века.
9. Русские государственные деятели XVII века (1-2 на выбор).
10. Россия и Речь Посполитая в XVII веке.
11. Что произошло с русской культурой в XVII веке?
12. Родной край в историческом развитии XVII века.
13. Исторические персонажи (например, Степан Разин и Лжедмитрий II).
III вариант.
Урок данного варианта предусматривает работу в группах. Проводится практическая работа - совместное заполнение таблицы. Цель - систематизировать знания, создать целостную картину событий, помочь учащимся от знаний отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности к причинно-следственным связям.
Таблица составляется в течение 10 минут с помощью текста учебника, дополнительной литературы.
Каждой группе (в ней не более 3-4 учащихся) дается лист ватмана и конверт с заданием.
1-й этап - группы выполняют предложенную тему таблицы, но не называют ее.
2-й этап - каждая группа представляет свою таблицу.
Задание учащимся - выслушав внимательно каждую группу:
а) определить заданное направление;
б) дать название таблицы.
Социальные группы Положение в обществе. Права, обязанности
2-я группа. Основные направления внешней политики XVII в.
Дата Направление Событие Результат
3-я группа. Народные выступления XVII в.
Дата Народные выступления Районы выступления Предводитель Состав Причины Итоги
4-я группа. Расширение территории России в XVII в.
Территория Время присоединения Кто правил в России
5-я группа. Органы власти и управления в XVII в.
Органы власти Органы управления Их функции
6-я группа. Русская культура.
Направления Достижения
7-я группа. Историческая личность.
Историческая личность Какой оставил след в истории XVII в. Деятельность.
Весь ход урока должен подвести учащихся к пониманию вывода: Россия в XVII в. была готова к масштабным преобразованиям, которые затем проведет Петр I.