1676-1682 гг. - Царствование Федора Алексеевича.
Ход урока
Организационный момент.
I. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Россия на рубеже XVII-XVIII вв.
2. Предпосылки реформ.
3. Усиление западного влияния на Россию.
4. Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах передовых людей этого времени.
1. Россия на рубеже XVII-XVIII вв.
Задание: Поработайте с картой и опишите территории России к концу XVII-началу XVIII вв. К каким морям Россия имела выход?
С помощью учителя учащиеся характеризует территорию России на рубеже веков. Учащиеся видят, что Россия была очень обширным государством. Ее территория занимала большую часть
Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока. Учащиеся, работая с картой, показывают границы России. Выполняя задание, учащиеся приходят к пониманию:
- на юге Россия не имела выхода к Черному, Азовскому морям. Крым, Кубань были в составе Крымского ханства;
- на северо-западе Россия не имела выхода к Балтийскому морю;
- на севере - был выход только к Белому морю и Ледовитому океану.
Можно предложить учащимся задание: С помощью карты охарактеризуйте состав населения России на рубеже веков.
Далее учитель обзорно представляет социально-экономическое и политическое развитие России:
1) население России;
2) развитие промышленности и торговли;
3) систему государственного управления.
Учитель, освещая вопрос о сословном составе российского общества, основывается на знаниях учащихся (см.: таблица, урок 7) и задает вопросы:
- Перечислите основные сословия населения.
- Кто имел права, привилегии? Какие?
- Кто имел обязанности?
Затем учитель дает характеристику социально-экономическому развитию России на рубеже XVII- XVIII вв. в сравнении с европейскими странами.
Или учитель дает задание: На основании знаний из курсов новой и отечественной истории сравните экономическое положение России и ведущих стран Западной Европы в конце XVII в. Какие выводы можете сделать из этого сравнения?
Вопросы учащимся:
- Охарактеризуйте изменения в хозяйственной жизни, которые произошли в европейских странах в XVII в.?
Учащиеся, возможно, ответят, что шел процесс разложения феодального строя, что в Англии и в Нидерландах успешно развивалась крупная мануфактурная промышленность.
- А что в это время происходило в России?
Предпринималась попытка совершенствования феодального строя. Это приводило к нарастанию экономических проблем.
К концу XVII в. насчитывалось около 30 мануфактур. А это был очень низкий показатель.
Учитель вновь возвращается к карте, показывает территории, которые были богаты полезными ископаемыми, но разработки на них практически не велись. В России, например, не хватало металла и его привозили из Швеции. Стратегическое сырье: золото, серебро, цветные металлы - практически не добывалось в России, а только привозилось из-за рубежа.
Учащиеся, рассказывая о развитии мануфактурного производства в Англии и Нидерландах, отмечают, что это требовало развития морской торговли международного значения, а это, в свою очередь, способствовало захвату новых земель или колоний.
Учащиеся называют европейские страны, в которых активно развивалась мануфактурная промышленность.
Задача учителя - выслушав ответы учащихся, подвести их к пониманию того, что активному развитию промышленности в европейских странах способствовало наличие у них флота и выхода к морю.
Вновь работа с картой.
Учащиеся находят г. Архангельск, Скандинавский полуостров и показывают морской путь в Европу. Учащиеся понимают, что этот морской путь был крайне трудным и опасным, а других морских путей в Европу из России не было.
Следовательно, борьба за выход к Балтийскому и Черному морям - главная задача данного времени!
Учитель предлагает вспомнить устройство русского войска. Основная его часть - дворянская конница. Учащиеся говорят о том, что дворянин должен был явиться на службу с несколькими вооруженными слугами, так как служба у дворян была пожизненной. Было еще и стрелецкое войско. Стрельцы несли службу в городах и отдельных гарнизонах. Для поднятия профессионализма в армии нанимали иностранных офицеров и солдат.
Впоследствии были организованы новые полки иноземного строя, они проходили регулярное обучение.
Таким образом, учащиеся осознают, что серьезные недостатки были в устройстве русского войска.
Дворянские войска были плохо обучены и слабо организованы, стрельцы постоянно бунтовали, наемные войска были ненадежны.
Учитель представляет систему государственного управления.
Отмечает, что эта система очень устарела (см. схему, урок 8, «Политическое устройство Российской империи в XVII в.»).
Учащиеся вспоминают приказы, их функции и убеждаются в том, что порой разные приказы выполняли одни и те же функции (см. таблицу, урок 8).
Страна была разделена на уезды, которые управлялись воеводами, дробность местного управления, неравномерность уездов и чрезмерная их централизация затрудняли управление государством.
Учащиеся понимают, что система государственного учреждения устарела и нуждалась в реформах.
Далее, возвращаясь к поставленному вопросу в начале урока, задается вопрос: какие выводы можно сделать из сравнения социально-экономического положения стран Западной Европы и России?
Учащиеся приходят к пониманию проблемы и отвечают:
- отсталость России была следствием многих явлений;
- монголо-татарское иго затормозило развитие России;
- практически на столетие Россия оказалась оторванной от взаимоотношений с европейскими странами;
- отсутствовал выход к незамерзающим морям.
Итогом изучения этого вопроса является совместная работа учащихся - выявление основных черт социально-экономического и политического развития России на рубеже XVII-XVIII веков.
После обсуждения эти черты записываются в тетрадь:
1) Феодально-крепостнический строй.
2) Слабое развитие мануфактурного производства.
3) Использование труда крепостных крестьян в мануфактурном производстве.
4) Отсутствие навыков геологоразведочных работ по добыче стратегически полезных ископаемых.
5) Слабое развитие международной торговли.
6) Отсутствие регулярной армии и флота.
7) Недостатки в деятельности государственных учреждений - приказов и местного управления и т. д.
Работая, учащиеся убеждаются, что в России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.
2. Предпосылки реформ.
Учащиеся должны понять, что рубеж XVII-XVIII вв. стал переломным в истории России. Изучая этот вопрос, учащиеся должны осознать, что все
преобразования Петра I происходили из потребностей развития России на рубеже XVII- XVIII вв.
Затем учитель представляет внутриполитическую ситуацию в стране в годы правления Федора Алексеевича.
Учитель вывешивает иллюстрацию портрета Федора Алексеевича и записывает годы правления - 1676-1682 гт.
Классу напоминается дата смерти Алексея Михайловича - 30 января 1676 г. Земский собор «назвал» 14-летнего Федора Алексеевича московским государем.
Учитель говорит о том, что представления о царской власти у Федора Алексеевича были сформированы под влиянием философа Симеона Полоцкого. При возведении на престол юный царь говорил о «соблюдении общего блага» как основной цели своей деятельности. Многое из того, что потом было сделано в России Петром I, было подготовлено и даже начато в период правления его старшего брата - царя Федора Алексеевича.
Уместно заметить, что впоследствии Петр I обронил фразу о том, что при дворе его брата царский двор был увлечен лошадьми и нарядами.
«Немецкое платье» было предписано царем Федором Алексеевичем как придворное платье. Но не смена одежды была главной приметой царствования Федора Алексеевича.
Царь был юн, чтобы править самостоятельно. Стал формироваться круг единомышленников, они и стали советниками царя.
Началось преобразование высшего административного аппарата - замена многочисленных приказов централизованной системой управления.
Одной из первоочередных задач была реорганизация армии; замена дворянского ополчения регулярными войсками - полками «нового строя».
Обсуждение этого вопроса встретило в думе непонимание. Многие преобразования упирались в стареющую систему «местничества». «Местничество» не давало возможности двигаться по службе незнатным, талантливым дворянам. В период правления Федора Алексеевича эта система была отменена. Это и явилось самым большим достижением правления Федора Алексеевича.
Учащиеся перечисляют основные преобразования, осуществленные при дворе Федора Алексеевича, и записывают в тетрадь:
1) отменено местничество - 1682 г.;
2) увеличилось число полков «нового строя»;
3) усилилась власть воевод на местах;
4) упразднены приказы, которые дублировали деятельность друг друга; они сосредоточились под управлением одного лица.
Вопрос классу:
- На что были направлены проводимые реформы? (Дальнейшая централизация России, укрепление царской власти.)
3. Усиление западного влияния на Россию.
Учащиеся с помощью учебника, текста на с. 33, отвечают на вопрос:
- В чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту в XVII в.?
После ответов учащихся учитель представляет характеристику Симеону Полоцкому.
Белорус, окончил Киево-Могилевскую академию и в возрасте 27 лет (1656 г.) постригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках, занимался учительством. Симеон был одержим идеей объединения украинского, белорусского и русского народов в рамках единого Российского государства.
Симеон был приглашен в Москву. Он в 1678 г. создал сборник поэтических произведений, стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих стихах царскую фамилию и самодержавие.
С 1664 г. Симеон Полоцкий стал преподавать будущим служащим московских приказов в июле при Законоспасском монастыре.
Царь Алексей Михайлович поручил Симеону воспитание и образование своих детей. Это были первые руководители России, получившие западное образование, знание европейской истории, культуры, иностранных языков.
Учитель обращает внимание на то, что царствования Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и царевны Софьи отмечались целенаправленными попытками проведения реформ по западному образцу.
4. Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах передовых людей этого времени: Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина, Василия Васильевича Голицына, Юрия Крижанича.