Урок 28. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 1725-1762 гг.
Цели:
1. Охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I.
2. Познакомить с переменами в системе центрального и местного управления.
3. Проследить этапы укрепления позиций дворянства.
4. Познакомить с новыми явлениями:
а) в развитии крестьянского вопроса;
б) в развитии мануфактурного производства.
5. Продолжать работу над формированием умений и навыков сравнительного анализа.
Оборудование: карта «Россия в XII в-1760 гг.».
Основные даты и события
1726 г. - создан Верховный тайный совет.
1726 г. - разрешение дворянам заниматься торговлей и промышленностью.
1727 г. - предоставление дворянам права увольнения из армии на 3 года.
1731 г. - передача дворянам права сбора подушной подати с крестьян.
1732 г. - учреждение Шляхетского корпуса, куда принимали дворянских детей для обучения военному делу.
1736 г. - предоставление дворянам права самим определять меры наказания беглым крестьянам.
1736 г. - ограничение службы дворян до 25 лет.
1754 г. - отмена внутренних таможен.
1762-1764 гг. - указы, освободившие дворян от обязательной службы.
Ход урока
Организационный момент.
I. Проверка домашнего задания.
Тестовые задания
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 1725-1762 гг.
1. Вставьте пропущенные слова:
а) Верховный тайный совет - это орган управления, пытавшийся ¦ (ограничить) права (монарха).
б) Кондиции - это положения, разработанные (Верховным тайным советом) с целью (ограничить) права монарха.
2. Выберите правильный ответ.
Причины дворцовых переворотов:
а) указ Петра I о престолонаследии;
б) усиление боярской аристократии;
в) выступление дворянства в поддержку указа о престолонаследии;
г) фаворитизм;
д) борьба за власть;
е) отсутствие наследников престола по мужской линии;
ж) стремление широких дворянских кругов к ограничению власти монарха;
з) усиление дворянской гвардии.
3. В « эпоху дворцовых переворотов » не было у власти:
а) Екатерины I;
б) Елизаветы Петровны;
в) Софьи Алексеевны;
г) Анны Иоанновны.
4. Соотнесите имена императриц и их фаворитов:
1) Елизавета Петровна;
2) Екатерина I;
3) Анна Иоанновна.
а) Бирон;
б) Разумовский;
в) Меншиков.
1-в; 2-в; 3-а.
5. Соотнесите родственные связи преемников Петра I:
1) Екатерина I;
2) Анна Иоанновна;
3) Петр II;
4) Елизавета Петровна;
5) Петр III.
а) дочь Петра I;
6) племянница Петра I;
в) жена Петра I;
г) внук Петра I.
1-в; 2-6; 3-г; 4-а; 5-г.
6. Укажите точную хронологическую последовательность царствования ниже приведенных монархов:
1) Петр III;
2) Елизавета Петровна;
3) Петр II;
4) Екатерина II;
5) Анна Иоанновна;
б) Екатерина I.
6, 3, 5, 2, 1, 4.
7. Подпись под документом, который заканчивается словами «А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской», поставила:
а) Анна Леопольдовна;
6) Екатерина I;
в) Анна Иоанновна;
г) Елизавета Петровна.
ПЛАН
1. Перемены в системе центрального и городского управления.
2. Укрепление позиций дворянства.
3. Политика, проводимая в отношении крестьянства, казачества.
4. Политика в области мануфактурного производства.
1. Перемены в системе центрального и городского управления
Целесообразно представить вниманию учащихся схему государственного управления при Петре Великом (см. урок 22), так как необходимо сравнить органы центрального и городского управления при Петре I и его преемниках.
Учащимся предлагается выполнить задание:
- Какие перемены произошли в системе центрального и городского управления? Чем они были вызваны? Нарисовать схему государственного управления:
а) 1725-1727 гг.;
б) 1727-1730 гг.;
в) 1730-1740 гг.;
г) 1741-1761 гг.;
д) 1761-1762 гг.
Эту работу рекомендуется выполнить с помощью текста учебника, § 22, с. 156-157, или с помощью рассказа учителя, основанного на материале таблицы (см. с. 292).
2. Укрепление позиций дворянства
Учащимся предлагается проблемное задание: С 1725 по 1761 гг. изменение административных учреждений, смена правящих лиц и групп происходила очень часто, но неизменной оставалась политика в отношении дворян и крестьян. У дворян расширялись права, сокращались сроки их военной службы, разрешалось собирать с крестьян государственные налоги, они получили право передавать своих крестьян для сдачи в рекруты, ссылать их в Сибирь и т. п. Объясните, почему в период дворцовых переворотов произошло укрепление позиций дворянства.
Целесообразно вспомнить положение дворянства при Петре I.
Перемены в системе центрального и городского управления
В области
|
Екатерина I
|
Петр II
|
Анна Иоановна
|
Елизавета Петровна
|
Петр III
|
центрального управления
|
1726 г. - создан Верховный тайный совет. Его возглавляла сама императрица. Верховному тайному совету подчинялись три «первейших» коллегии. Ограничены функции Сената, он стал «высоким», а не Правительствующим. В Совет вошли: князь А. Меншиков, граф Ф. Апраксин, граф Ф. Головкин, граф П. Толстой, князь Д. Голицын, барон А. Остерман
|
Стремился свести на нет достижения Петра I. Столицу желал перенести вновь в Москву
|
1730 г. - указ о роспуске Верховного тайного совета. Создан кабинет министров во главе с А. И. Остерманом, состоял из трех человек, их назначала лично императрица |
Упразднен Кабинет министров. Восстановлены полномочия Правительствующего Сената.
Выделены из ведения Сената: иностранные, морские, военные дела.
Восстановлена деятельность коллегий |
Закрыта Канцелярия тайных розыскных дел. Секуляризация - переход земельной церковной собственности и монастырских крестьян под контроль государства |
городского управления |
1727 г. - петровская система городского управления ликвидирована. Сокращен аппарат управления. Города стали управляться не магистратами, а воеводами. Главный магистрат упразднен, местные магистраты подчинялись воеводе. Упразднены асессоры - заместители воевод. Власть воеводы стала единоличной |
|
1735 г. - создана Канцелярия тайных розыскных дел.
1735 г. - указ - подпись императрицы была заменена тремя подписями Кабинета министров |
Вторая половина 50-х гг. XVIII в. Конференция при высочайшем дворе (т. е. выше Сената) |
|
Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст § 22, с. 157-158, и отметить, кто же из монархов периода дворцовых переворотов больше всего позаботился о дворянстве.
- А при каком монархе дворянство испытывало определенные трудности?
Работу с текстом учебника можно оформить следующим образом.
Работая с таблицей, с текстом учебника, учащиеся делают вывод о том, что опорой всех дворцовых переворотов была гвардия. Следовательно, монархи, пришедшие к власти при поддержке гвардии, старались ее отблагодарить.
Усиление позиций дворянства
Екатерина I |
Петр II |
Анна Иоанновна |
Елизавета Петровна
|
Петр III
|
1726 г. - разрешение дворянам заниматься торговлей и промышленностью
1727 г. - предоставление дворянам права увольнения из армии на три года
|
«Ставка» на старую боярскую аристократию |
1731 г. - передача дворянам права сбора подушной подати с крестьян.
1732 г. - создан Шляхетский кадетский корпус, куда принимались дворянские дети для обучения военному делу.
1736 г. - дворцовая служба была ограничена до 25 лет, один из сыновей освобождался от службы для управления имением.
Отмена указа Петра 1 о единонаследии.
1736 г. - предоставление права дворянам самим определять меры наказания беглых крестьян
|
1759 г. - отменены внутренние таможни. 1754 г. - предоставление дворянам монопольного права на винокурение.
1753 г. - учрежден Дворянский заемный банк.
1754 г. - уреж- ден Купеческий банк.
1746 г. - указ, запрещающий кому-либо, кроме дворян, покупать крепостных с землей или без земли.
1760 г. - разрешено дворянам ссылать неугодных крестьян в Сибирь |
18 февраля 1762 г. - Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству. Закрытие Канцелярии тайных розыскных дел |
Учащиеся называют мероприятия, направленные на усиление позиций дворянства в царствование:
а) Екатерины I;
б) Анны Иоанновны;
в) Елизаветы Петровны;
г) Петра III.
Также отмечают, что одним из тяжелых периодов для дворян явилось правление Петра II, так как он делал опору на старую боярскую аристократию.
Рекомендуется учителю более подробно представить ситуацию 1730 г. и показать учащимся, перед каким выбором стояла Россия в это время.
Учащиеся знают, что после смерти Петра II пресеклась по мужской линии династия Романовых. Возник вопрос о престолонаследии. После долгих совещаний было решено пригласить на российский трон младшую дочь Ивана Алексеевича (брата Петра I) - Анну Иоанновну.
Феофан Прокопович так описывал происходящее: «А когда произнеслось имя Анны... тотчас чудное всех согласие явилось...». Д. М. Голицын заявил: «Надобно себе полегчить». Что это значило? Приглашая Анну Иоанновну на российский престол, ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета.
Д. М. Голицын и В. Л. Долгорукий составили «кондиции» (conditio - условие), лишь приняв которые, Анна Иоанновна могла стать российской императрицей (см. документ § 21).
Императрица обязывалась:
а) не вступать в брак;
б) не назначать наследника;
в) не издавать законы без согласия Верховного тайного совета;
г) не объявлять войну;
д) не заключать мир;
е) не вводить налоги;
ж) не жаловать званием выше полковника;
з) не дарить и не отбирать без суда вотчины;
и) командование дворцовой гвардией полностью переходило к «верховникам».
В случае неисполнения «кондиций» Анна Иоанновна лишалась российского престола.
Учитель говорит о том, что Анна Иоанновна приняла предложение о российском троне, «кондиции» без долгих раздумий.
Учитель отмечает, что в Москве находилось огромное количество дворян, которые приехали на свадьбу Петра II. В эти дни и велись переговоры Анны Иоанновны с Верховным тайным советом. Многочисленное дворянство сильно встревожилось возникшей ситуацией.
«Боже сохрани, - писал в 1730 г. из Казани в Москву своему дяде А. П. Салтыкову Волынский, - чтобы не сделалось вместо одного самодержавного государя десяти самовластных и сильных фамилий, и так мы, шляхетство, совсем пропадем и принуждены будем горше прежнего идолопоклонничать и милости у всех искать».
Вельможи, не вошедшие в Верховный тайный совет, решили воспользоваться ситуаций, а именно - опираясь на рядовых дворян и военных, ограничить царскую власть не в пользу Верховного тайного совета, а всего «знатного шляхетства».
Дворянами было составлено и разработано более 10 проектов. В этих проектах дворяне желали видеть на российском троне совещательный орган. Высшая власть сохранялась за Верховным тайным советом. Членов совета должны были выбирать генералитет и «знатное шляхетство».
Таким образом, в дворянских проектах предлагалось участие дворян в укреплении государством через выборные дворянские органы, но при сохранении самодержавной власти.
Дворяне также предлагали:
а) раздать новые поместья;
б) сократить срок службы;
в) отменить указ Петра I о единонаследии;
г) вступать на службу сразу в звании офицера, то есть освободить от «солдатчины».
Учитель говорит и о том, что многие дворяне, а их было большинство, не понимали, зачем следует ограничить самодержавную власть, так как они рассчитывали своей преданностью новой императрице заслужить новые поместья и повышение по службе.
Учитель обращает внимание учащихся на проект Д. М. Голицына. Учащиеся помнят, что Д. М. Голицын был членом Верховного тайного совета и одним из разработчиков «кондиций». Учитель говорит о том, что Д. М. Голицын осознавал и отчетливо понимал всю опасность ситуации, в частности, недовольство всего дворянства. Он предложил проект - ограничение самодержавия путем введения системы выборных органов.
Высшим выборным органом являлся Верховный тайный совет- 12 членов.
Все государственные дела рассматривались в Сенате - 36 сенаторов.
Но окончательное решение принимал Верховный тайный совет. Предлагалось создать две палаты - дворянских и городских представителей. В дворянской палате - 200 рядовых дворян. В палате городских представителей - по 2 представителя от города. Ведущая роль и основные права в этом проекте закреплялись за Верховным тайным советом.
Согласно проекту дворянство получало льготы, оно было полностью освобождено от обязательной службы, запрещалось допускать к государственной службе крестьян и дворовых людей.
Затем учитель кратко представляет ситуацию, когда Анна Иоанновна в Москве разорвала «кондиции». Следовательно, самодержавие было восстановлено. Что показали эти события?
1) Борьба дворянских группировок провоцировала перевороты XVIII в.
2) Дворяне не выработали определенной программы «требований».
3) Многоликое дворянство (аристократия, столичное дворянство, мелкие дворяне) действовали обособленно.
4) В череде дворцовых переворотов определились общедворянские позиции.
5) Для российской истории 1730 г. очень важен, так как попытка ограничения самодержавной власти (например, в пользу Верховного тайного совета) могла стать началом новой формы правления в России (возможно, конституционной монархии).
Итогом изучения этого вопроса служит ответ учащихся на поставленное проблемное задание и комментирование схемы «Расширение привилегий дворянства в XVIII в.», которая раздается учащимся в качестве раздаточного материала.
1727 г. - даны дворянам права увольнения из армии на 3 года; 1732 г. - организован Шляхетский корпус. Он освобождал дворян от службы в качестве солдат и матросов;
1736 г. - ограничение службы дворян - 25 лет.
1762 г. - «Указ о вольности дворянской», освобождал дворян от обязательной военной службы.
1731 г. - передача дворянам права сбора подати с крестьян;
1736 г. - дано дворянам право самостоятельно определять меры наказания беглых крестьян;
1760 г. - разрешение дворянам ссылать неугодных в Сибирь.
1726 г. - дано разрешение дворянам заниматься торговлей и промышленностью;
1754 г. - дано дворянам монопольное право на винокурение;
1762 г. - отмена торговых и промышленных монополий;
1754 г. - организован Дворянский заемный
3. Политика, проводимая в отношении крестьянства, казачества
Учитель говорит и о том, что в эпоху дворцовых переворотов усиливается крепостной гнет. Например, при Анне Иоанновне в 1736 г. помещики получают право самостоятельно определять крепостным меру наказания за побег. А в 1760 г. - при Елизавете Петровне - уже получили право ссылать крепостных в Сибирь за недостойное поведение.
Возрастают повинности крепостных крестьян в пользу помещиков. Например, к 30-м гг. XVIII в. в три раза увеличилось число барщинных имений и в два раза сокращается число оброчных. Барщина стала составлять до шести дней в неделю. Также выросла барская запашка. Наделы крепостных крестьян уменьшены до 1,5 десятой на душу.
В 1731 г. крестьяне были лишены права брать отгулы и подряды.
В 1734 г. крестьянам было запрещено заводить суконные фабрики.
- К чему это привело?
1) Усилилось разорение крестьянского хозяйства.
2) Росли недоимки.
3) Государственные расходы превысили доходы государства.
4) Крестьяне вновь бегут в низовья Волги и Дона.
5) На местах крестьяне не поднимали бунт.
Далее рекомендуется послушать сообщение «Казачество в «эпоху дворцовых переворотов».
4. Политика в области мануфактурного производства
Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом § 22, с. 160, и работают над вопросом
5. Также рекомендуется обратить внимание учащихся и на схему «Расширение привилегий дворянства», см. графы «Правительственные меры по расширению экономических привилегий дворянства».
III. Закрепление изученного материала
Беседа по вопросам:
- Чем были вызваны перемены в системе центрального и городского управления в 1725-1761 гг.?
- При каком правителе (1725-1761 гг.) были усилены позиции дворянства? Почему?
- Как изменилось положение дворянства в середине XVIII в.? Почему в эпоху дворцовых переворотов была изменена политика по отношению к дворянству?
- Сравните государственную политику по отношению к дворянству в 1725-1761 гг. со временем Петра I.
- Охарактеризуйте политику, проводимую в отношении российского крестьянства в 1725-1761 гг.
Домашнее задание: § 22, работа с документом, письменно ответить на вопросы, подготовить сообщения, рефераты по истории России :
1. «Фавориты российских императриц»:
а) «Эрнст Иоганн Бирон»;
б) «Александр Данилович Меншиков»;
в) «Алексей Разумовский»;
г) «Иван Шувалов».
2. «Дело А. П. Волынского».
3. «Андрей Иванович Остерман».
4. «Дмитрий Михайлович Голицын».
5. «Бурхард Кристофор Миних».
|