Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow История arrow Поурочное планирование История России Конец XVI-XV arrow Урок 40. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК «XVIII ВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ»

Урок 40. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК «XVIII ВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ»

Урок 40. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК «XVIII ВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ»

Цели:
1. Систематизировать знания и создать целостную картину событий.
2. Раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов.
3. Помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно- следственным связям.
4. Проверить знания учащихся и степень усвоенности изученного материала.
Основные понятия : рекруты, ревизия, регулярное государства, посессионные рабочие, абсолютизм, меркантилизм, ассамблеи, барокко, дворцовый переворот, Верховный тайный совет, кондиции, революция, нейтралитет, протекторат, классицизм, университет, губерния, уезд, Уложенная комиссия, «просвещенный абсолютизм», «прелестные письма».
Оборудование: карты «Россия в XVII э-1760 гг.», «Россия в 1760-1800 гг.»: схемы «Государственное управление России при Петре I», «Государственное управление России при Екатерине II», разнообразный иллюстрационный материал.

Основные даты и события:

1695-1696 гг. - Азовские походы.
1697-1698 гг. - Великое посольство.
1700-1721 гг. - Северная война.
27 июня 1709 г. - Полтавская битва.
1721 г. - Ништадтский мир.
1722-1723 гг. - Каспийский поход.
1703 г. - начало строительства Санкт-Петербурга.
1711 г. - учреждение Сената.
1721 г. - создание Синода.
1725 г. - открытие Российской Академии наук.
1725-1762 гг. - «эпоха дворцовых переворотов» в России.
1756-1763 гг. - участие России в Семилетней войне.
1762-1796 гг. - правление Екатерины И.
1762 г. - указ Екатерины II «О вольности дворянства».
1772, 1793, 1795 гг. - разделы Речи Посполитой.
1773-1775 гг. - крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
1785 г. - Жалованная грамота дворянству и городам.
11 декабря 1790 г. - взятие А. В. Суворовым Измаила.
1796-1801 гг. - правление Павла I.
1798-1799 гг. - Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова.

Методические рекомендации
Задача учителя - отобрать основной материал и разработать вопросы и задания. За одну-две недели до урока учитель сообщает классу тему, план проведения повторительно-обобщающего урока, предлагает для повторения вопросы и задания. Они могут быть вывешены на стенде в кабинете истории и оформлены примерно так: Тема урока:

Примерные вопросы и задания для повторения:
1-й вариант проведения урока.

Повторительно-обобщающий урок можно провести в виде беседы. Беседа проводится по четко разработанному плану. План урока учитель разрабатывает дифференцированно в зависимости от уровня подготовки класса. Проводит беседу по предлагаемым вопросам и заданиям (также осуществляется дифференцированный подход к их выбору). Обсуждается каждый пункт плана по вопросам.
А. Вопросы для беседы (носят рекомендательный характер, учитель может дополнить, изменить):
1) Назовите основные причины реформы Петра I в области экономики и управления государством.
2) Какие преобразования в экономической жизни России в первой четверти XVIII в. берут начало в XVII в.?
3) Что сделано Петром I для преодоления отставания России от западноевропейских держав?
4) В каких областях преобразования Петра I оказались наиболее эффективными?
5) Как изменилось положение бояр и дворян при Петр I?
6) Какие обязанности выполняли служилые люди?
7) Какие новые повинности стало нести тяглое население?
8) Почему произошли изменения в государственном управлении в первой половине XVIII в.?
9) Какие изменения произошли в отношениях между государством и православной церковью в царствование Петра I?
10) Назовите причины, ход, результаты Северной войны. Определите ее результаты для исторического развития России.
11) Как изменилось международное положение России за годы правления Петра I?
12) Охарактеризуйте внешнеполитические задачи России в начале XVIII в. Какие из них были решены, какие предстояло решить?
13) Охарактеризуйте российское общество, его изменение в результате реформ Петра I.
14) Что нового появилось в экономическом развитии России в XVIII в.? Что мешало активному экономическому развитию?
15) В чьих интересах государственная власть использовала участников дворцовых переворотов XVIII в.?
16) Как изменилось российское общество на протяжении XVIII в.?
17) В чем состояли идейные основы внутренней политики Екатерины II?
18) Какие мероприятия были проведены Екатериной II для укрепления государственной власти?
19) Что изменилось в жизни крестьян во второй половине XVIII в.?
20) Какие мероприятия поставили дворянство в привилегированное положение в годы царствования Екатерины II?
21) В чем причина недовольства дворян политикой Павла I?
22) Как менялось положение православной церкви на протяжении XVIII в.?
23) Назовите основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.
24) Назовите основные итоги внешней политики России во второй половине и в конце XVIII в.
25) Какие из внешнеполитических задач были решены?
26) Перечислите основные идеи французского Просвещения. Как они воспринимались российским обществом?
В итоге учитель подводит учащихся к пониманию вывода в учебнике, с. 240, и совместно определяется значение XVIII в. в историческом развитии Российской империи.
Б. Обсуждение может также проводиться в виде развернутых ответов (заранее подготовленных).
Для обсуждения рекомендуется воспользоваться следующими заданиями (задания носят рекомендательный характер, учитель может дополнить, изменить содержание задания в зависимости от уровня подготовленности класса):
1) На основе обобщения фактов установите причины отставания России от европейских стран на рубеже XVII-XVIII вв.
2) Сравните развитие мануфактурного производства в странах Западной Европы и в России.
3) Охарактеризуйте основные реформы, проводимые в XVIII в. (от Петра I до Павла I). Определите приоритеты внутренней политики России на протяжении XVIII в. Какие сословия российского общества получили выгоды от проводимых реформ? Почему?
4) Назовите сословия российского общества. Сравните условия жизни, права, обязанности различных сословий в России на протяжении XVIII в.
5) Соотнесите, проанализируйте социально-экономические процессы в России на протяжении XVIII в.
6) Объясните причины народных движений в XVIII в. Сравните социальный состав восставших и их требования в народном движении под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева. Определите общее и различное.
7) Сравните государственную деятельность Петра I, Екатерины II, Павла I.
8) Охарактеризуйте и сравните развитие науки, технической мысли и просвещения в период царствования Петра I и Екатерины II.
9) Назовите основные направления в развитии отечественной культуры в XVIII в.
10) Сравните развитие культуры в Западной Европе в эпоху Просвещения и России в XVIII в.
11) Объясните, царствование какого монарха принесло большую пользу в историческом развитии России в XVIII в. Свой ответ аргументируйте.

2-й вариант проведения урока

Повторительно-обобщающий урок может включать не только устные ответы, но и письменные работы учащихся: это могут быть решения исторических, логических задач, тесты, письменные работы, заполнение хронологических, синхронических таблиц.
Рекомендуется в качестве обобщающей работы предложить учащимся заполнить таблицу «Российская империя в XVIII в.». Используя содержание учебника, материал своих тетрадей, сообщений и дополнительной литературы, группы получают задание - заполнить соответствующие графы таблицы.
I группа - экономическое развитие России в XVIII в.
II группа - внутренняя политика России в XVIII в.
II группа - внешняя политика России в XVIII в.
IV группа - рост дворянских привилегий в XVIII в.
V группа - крестьянское движение в России в XVIII в.
VI группа - развитие культуры в России в XVIII в.
Год
Император
Экономическое развитие
Внутренняя политика
Внешняя политика  Рост дворянских привилегий
Крестьянские движения
Развитие культуры
1700-1725 Петр I            
1730-1740 Анна Иоанновна            
1741-1761 Елизавета Петровна            
1761-1762 Петр III            
1762-1796 Екатерина II Великая            
1796-1801 Павел I
           
                    
Следует отметить, что если на текущих уроках материал изучали в хронологической последовательности, с помощью схем, сравнительных таблиц, сообщений, то на повторительно-обобщающем уроке целесообразно провести обобщение по вертикальным столбцам таблицы. Например, рассмотреть внешнюю политику Российской империи на протяжении XVIII в. Но работу с таблицей можно организовать и по-иному. Провести обобщение фактов по горизонтальным столбцам таблицы, и получится, что учащиеся вновь конкретизируют полученные знания о деятельности российских императоров в XVIII в.
I группа-Петр I.
II группа - Анна Иоанновна.
II группа - Елизавета Петровна.
IV группа - Петр III.
V группа - Екатерина II Великая.
VI группа - Павел I.
Работа над таблицей подводит учащихся к пониманию вывода на с. 240 учебника.

XVIII век в историческом развитии Российской империи стал звездным часом. Россия «прорубила» окно в Европу. Внутри Российской империи изменились все стороны жизни. В XVIII в. наращивалась военная, экономическая мощь Российской империи. Вырос международный авторитет Российской империи не только в Западной Европе, но и в мире. Россия обрела статус великой европейской державы. Россия оставалась огромной евразийской державой, в которой сочетались стремительность и новации западной цивилизации с медлительностью и постепенностью восточных народов.

3-й вариант проведения урока.
Урок проводится в виде письменного опроса по главам III-V, § 12-33:


I вариант урока истории России 18 века в виде письменного опроса
1. Соотнесите даты и события:
а) 16 мая 1703 г.;
б) 27 июля 1714 г.;
в) 1771 г.;
г) 1785 г.;
д) 1797 г.;
1) «Чумной бунт» в Москве;
2) основание Петербурга;
3) манифест о трехдневной барщине;
4) Жалованные грамоты дворянству и городам;
5) сражение при Гангуте.
а-2, 6-5; в-1: г-4, д-3.
2. Соотнесите понятия и их значения:
а) Самодержавие;
6) Г етман;
в) Верфь;
г) Дворцовый переворот;
д) Протекторат.
1) Глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге и утверждался королем. Должность выборная и сменяемая.
2) Абсолютная монархия в России. В руках самодержца сосредоточивалась вся власть (исполнительная, законодательная, судебная);
3) Смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и силами гвардейских полков;
4) Форма зависимости, при которой страна, сохраняя свое государственное устройство, подчинена другой стране.
5) Предприятие для постройки судов.
а-2; 6-1; в-5; г-3; д-5.
3. Вопросы, требующие развернутого ответа.
На «5» - сравните реформы Петра I и Екатерины II, направленные на укрепление государственной власти в Российской империи.
На «4» - охарактеризуйте положение российского крестьянства в XVIII в. Как решался крестьянский вопрос на протяжении XVTII в.?
На «3» - расскажите о любом государственном деятеле XVIII в.

II вариант урока истории России 18 века в виде письменного опроса
1. Соотнесите даты и события;
а) 1707-1708 гг.;
6) 1725-1727 гг.;
в) 1741-1743 гг.;
г) 1756-1763 гг.;
д) 1767-1768 гг.;
1) русско-шведская война;
2) Семилетняя война;
3) восстание К. Булавина;
4) Уложенная комиссия;
5) царствование Екатерины I. а-3; б-З; в-1; г-2; д-4.
2. Соотнесите понятия и их значения:
а) Барщина;
6) Подушная подать;
в) Протекционизм;
г) Кондиции;
д) Ассамблея.
1) Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста;
2) Собрание-бал с участием знатных женщин в домах российской знати;
3) Повинности зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в хозяйстве помещика, на его земле;
4) Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.
5) Условия.
а-3; 6-1; в-4; г-5; д-2.
3. Вопросы, требующие развернутого ответа:
На «5» - охарактеризуйте положение русской православной церкви в XVIII в. Почему менялось положение православной церкви на протяжении XVIII в.?
На «4» - кто такие «временщики»? Назовите и охарактеризуйте деятельность наиболее известных временщиков XVIII в.
На «3» - расскажите о любом военном деятеле (полководце или флотоводце) XVIII в.
III вариант
1. Соотнесите даты и события:
а) 1771 г.;
6) 1775 г.;
в) 1775 г.;
г) 1764 г.;
д) 1765 г.;
1) основание Московского университета;
2) создание Вольного экономического общества;
3) губернская реформа Екатерины II;
4) учреждение Сената;
5) секуляризация церковных земель. а-4; 6-3; в-1; г-5; д-2.
2. Соотнесите понятия и их значения:
а) Фрегат;
6) Импорт;
в) Рекрут;
г) Барокко;
д) Посессионные рабочие.
1) Основное направление в искусстве (живописи, архитектуре), («причудливый», «странный» - от итал.).
2) Категория государственных крестьян в России XVIII-XIX вв.
3) Ввоз иностранных товаров в страну.
4) В парусном военном флоте трехмачтовый военный корабль, превосходил линейные по скорости.
5) Лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.
а-4; б-З; в—5; г-1; д-2.
3. Вопросы, требующие развернутого ответа:
На «5» - перед каким выбором стояла Россия в 1730 г.?
На «4» - охарактеризуйте цели созыва Уложенной комиссии. Почему ее деятельность закончилась неудачно?
На «3» - расскажите о любом деятеле культуры XVIII в.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты