Уроки 38-39. КУЛЬТУРА РОССИИ во ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА

Уроки 38-39. КУЛЬТУРА РОССИИ во ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА

Ход урока 39
Организационный момент.
I. Изучение нового материала.


ПЛАН

1. Особенности развития художественной культуры России.
2. Развитие искусства:
- направления в русской архитектуре (барокко и классицизм);
- русская живопись, скульптура;
- развитие и становление русского театра и русской музыки.
3. Итоги развития русской культуры во II половине XVIII в.

1. Особенности развития художественной культуры России

Работа с учебником, с. 222. Задача учащихся - определить особенности развития художественной культуры России.
Главной особенностью и характерной чертой стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия.
Интерес к художественной культуре стал более высоким. Литературные произведения читались не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции.
Нормой жизни «просвещенного» общества стали музыкальные вечера, спектакли.
Признаком высокого вкуса, моды и хорошего тона стало коллекционирование книг, картин, фарфора.
Художественное творчество развивалось в 40-50-е гг. XVIII в. - в стиле барокко, во второй половине XVIII в. - в стиле классицизма.
 
2. Развитие искусства
Изучение данного вопроса осуществляется методом активной работы учащихся.
Работа в творческих группах. Учащиеся за 1-2 недели получают опережающие задания: с помощью дополнительной литературы выполнить творческие работы.
1-я группа - направления в русской архитектуре (барокко, классицизм).
Задача группы - выполнить творческую работу, в которой дать характеристику: а) барокко в русской архитектуре, познакомить учащихся с основными архитектурными памятниками этого стиля; б) классицизма в русской архитектуре, познакомить учащихся с основными архитектурными памятниками этого стиля.
Представление работы осуществляется обязательной демонстрацией иллюстрационного ряда представляемых стилей.
В помощь группе и классу учитель предлагает схему (см. с. 418). Эта схема является условной, примерной, учитель ее может доработать по своему усмотрению.
2-я группа - русская скульптура.
Задача группы - выполнить творческую работу, в которой представить два направления в развитии отечественной скульптуры: реалистическое направление и классицизм в русской скульптуре.
В помощь группе и классу учитель предлагает схему (см. с. 419). Эта схема также может быть проработана учителем.
В XVIII в. отчетливо проявилось стремление показать возрастающую мощь Российской империи
40-50-е гг. XVIII в. в архитектуре использовался стиль барокко:
• пышность фасадов;
• фасады богато украшены памятными колоннами;
• колонны расставлены по всему фасаду
В. В. Растрелли:
• Зимний дворец в Петербурге (1751-1762 гг.);
• Екатерининский дворец в Царском селе;
• Большой дворец в Петербурге;
• дворец Строгановых;
• Смоленский монастырь;
• Андреевская церковь в Киеве
Вторая половина XVIII в. - преобладает в архитектуре стиль классицизма:
• использование античных архитектурных элементов (колонн, портиков, фронтонов, арок, строгость, четкая симметрия, скромное, строгое внешнее оформление)
 1) В. И. Баженов создал национальный стиль - русский классицизм:
• Дом Пашкова в Москве (1784-1786 гг.);
• проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге;
• Дом Юшкова в Москве.
2) И. Е. Старое:
• Таврический дворец в Петербурге (1783-1789 гг.);
- Троицкий собор Александро- Невской лавры (1178-1790 гг.).
3) М. Казаков:
• здание Сената в Московском Кремле (1476-1787 гг.);
• Московский университет (1786-1801 гг.);
• Голицинская больница (1796-1801 гг.);
• Колонный зал Благородного собрания (1780 г.);
• Путевой дворец в Москве (1775-1782 гг.) (известный как Петровский дворец).
 
3-я группа - театр и музыка
Задача группы - выполнить творческую работу, в которой показать становление русского театра, как любительского, так и профессионального. Рассказать о крепостных труппах - феномене русского театра, о развитии отечественной композиторской школы, о Д. С. Бортнянском.
Учитель в помощь группе и классу предлагает следующую схему (с. 419-420):
Русский театр
Развитие театрального искусства
Развитие, становление отечественной драматургии (Д. И. Фонвизин, А. П. Сумароков)
В имениях аристократов создаются крепостные театры
1756 г. - ярославский купец Ф. Г. Волков при содействии А.П. Сумарокова организовал в Петербурге первый в России государственный русский публичный профессиональный театр
1779 г-на Царицынском лугу, в Петербурге, открылся первый частный театр, на его сцене были поставлены пьесы Д. И. Фонвизина.
1783 г. театр закрыт по указу Екатерины II.
Развитие русской музыки
В России при Анне Иоанновне музыка носила любительский характер. В основном преобладала итальянская и французская придворная опера и произведения итальянских композиторов.
В конце XVIII в. сформировалась русская композиторская школа. Появились музыкальные жанры в русской музыке: опера, хоровая, камерная музыка.
Большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки.
Д. С. Бортнянский
В. А. Пашкевич
Опера «Скупой»
«Празднество сеньора»
А. О. Аблесимов
Комическая опера «Мельник - колдун, обманщик и сват» (1792 г.)
Е. И. Фомин
Мелодрама «Орфей», 1792 г.; «Ямщики на подставе»
4-я группа - русская живопись.
Задача группы - выполнить творческую работу, в которой показать:
а) конец XVIII в. - расцвет русской живописи;
б) портретное искусство;
в) исторический жанр в живописи;
г) пейзажная живопись.
Рассказ группы должен быть обязательно проиллюстрирован репродукциями картин разного стиля.
«Портрет Хрипуновой, «Портрет П. И. Ковалевой-Жемчуговой;
Ф. С. Рокотов - портреты В. Е. Новосильцевой, В. Н. Суровцевой, А. П. Сумарокова;
Д. Г. Левицкий - портреты М. А. Дьяковой, Н.    И. Новикова, «Дама в голубом», Д. Дидро, Е. Р. Дашковой, В. Л. Боровиковского, В. В. Капниста, М. И. Долгорукой, «Император Павел I», М. И. Лопухиной.
А. П. Лосенко писал на исторические и библейские темы, например, «Владимир и Рогнеда»
Пейзажная живопись
Бытовые темы
М. И. Махаев (до нас дошли рисунки): «Вид Новгорода», «Вид Петербурга и его окрестностей», «Облики Москвы XVIII в.»
И. П. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье», «Девушка в кокошнике».
Развитие русской литературы на уроке не рассматривается, так как подробное изучение литературных жанров, которые сложились в середине XVIII в., осуществляется на уроках литературы. Но при необходимости этот вопрос освещает сам учитель. Обращается внимание на направления в русской литературе:
• классицизм (жанры русской литературы: ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман);
• сентиментализм (жанры - путешествие и чувствительная повесть);
• социальное направление в русской литературе. Персоналии: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и другие.

3. Итоги развития русской культуры во II половине XVIII в.

Учитель совместно с учащимися определяет итоги культурного развития Российской империи в XVIII в.
XVIII в. - век во всех отношениях особый. Почему? Человек, живущий в XVIII в., впервые осознал и ощутил свою творческую силу.
В XVIII в. сформировались новые виды искусства - живопись, литература, архитектура.
XVIII в. стал временем создания и развития основ отечественной науки; произошла ликвидация отставания от европейских стран в ряде областей научных знаний; расширение системы образования.
Во второй половине XVIII в. русское искусство, литература славятся произведениями высокого художественного уровня. Наивысшего подъема достигла русская скульптура, архитектура и живопись.
За короткий срок Россия становится не только великой военной державой, но и одним из крупнейших культурных государств Европы.

 
III.Закрепление изученного.
Тестовые задания к уроку истории России 18 век


1. Соотнесите деятелей искусства и вид искусства:
а) В. Л. Боровиковский;
б) В. И. Баженов;
в) Ф. Г. Волков;
г) Ф. И. Шубин;
д) Д. С. Бортнянский;
е) М. Ф. Казаков.
1) скульптура;
2) музыка;
3) живопись;
4) театр;
5) архитектура.
а-3; 6-5; в-4; г-1; д-3; е-5.
2. Расположите по графам таблиц следующих представителей искусства:
1) М. Ф. Казаков;
2) В. А. Боровиковский;
3) И. П. Аргунов;
4) Ф. Растрелли,
5) В. И. Баженов;
6) Ф. С. Рокотов;
7) Д. Г. Левицкий,
8) Ф. И. Шубин.
Архитектура    Скульптура     Художники
1,4,5    8    2, 6, 7, 3
3. Дом Пашкова в Москве был построен:
а) В. Растрелли;
б) М. Ф. Казаковым;
в) И. П. Аргуновым;
г) Д. Г. Левицким;
д) В. И. Баженовым.
4. Скульптурный бюст М. В. Ломоносова был создан:
а) И. П. Аргуновым;
б) В. Л. Боровиковским;
в) Ф. И. Шубиным;
г) Ф. С. Рокотовым;
д) А. П. Антроповым.
5. Развитие культуры в России способствовало:
а) усилению Российского государства;
б) росту авторитета России на международной арене;
в) преодолению культурной и хозяйственной разобщенности различных районов страны;
г) сплочению русского народа в единую нацию;
д) укреплению национального самосознания, чувства любви к Родине;
е) появлению талантливых ученых, деятелей искусства из всех социальных слоев общества.
Расположите данные последствия в убывающей последовательности от степени их значимости.
Домашнее задание: § 31-32 - вопросы и задания; § 33 - самостоятельная работа с документами
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты