Уроки 38-39. КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
Цели:
1. Охарактеризовать развитие просвещения и системы образования в России.
2. Познакомить учащихся с крупнейшими достижениями отечественных ученых в области естественных, гуманитарных наук.
3. Определить роль академических экспедиций в развитии отечественных наук.
4. Познакомить учащихся с выдающимися памятниками изобразительного искусства второй половины XVIII в., дать представление о развитии и закреплении черт культуры барокко и классицизма в живописи, скульптуре, архитектуре.
5. Показать процесс становления национального театра и отечественной музыки.
6. Закрепить умение учащихся самостоятельно характеризовать произведения искусства; определять ценности изучаемого периода на основе литературных произведений.
Основные понятия: солдатская школа, воспитательный дом, духовная семинария, университет, паровая машина, ода, барокко, классицизм, классическая архитектура, интеллигенция, патриотизм, реализм, идеология, космополитизм.
Оборудование: репродукции, иллюстрации произведений искусств второй половины XVIII в.; альбомы; схемы: «Русская культура второй половины XVIII в.», «Развитие образования во второй половине XVIII в.», «Архитектура, театр, музыка, скульптура во второй половине XVIII в.»
Основные даты и события
1750 г. - создание Ф. Г. Волковым общедоступного театра в Ярославле.
8 января 1755 г. - открытие Московского университета.
1756 г. - начало издания первой общественной газеты.
1757 г. - учреждение Академии художеств.
1765 г. - открытие Вольного экономического общества.
1786 г. - устав, предусматривающий открытие главных и малых народных училищ в городах.
Ход урока 38
Организационный момент.
I. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Развитие и становление системы российского образования во второй половине XVIII в.
2. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой.
3. Успехи отечественной науки.
I. Развитие и становление системы российского образования во второй половине XVIII в.
В качестве раздаточного материала учащимся предлагается схема:
Учитель говорит о том, что быстрое развитие российского общества поставило правительство перед необходимостью развития системы образования.
1725-1796 гг. - увеличивается количество школ, но они имели ярко выраженный сословный характер.
Императрице Екатерине II требовались новые подданные - светские, образованные, умные. Государству требуются не только профессиональные архитекторы, моряки, артиллеристы, а становится востребованным слой просвещенных людей в качестве опоры «просвещенному монарху» и залога процветания нации. Следовательно, ставится цель - не только обучать определенным наукам, но и воспитывать нового подданного, который бы сознательно готовил себя для службы отечеству.
В эти годы происходит становление отечественной педагогики как науки.
Екатерина II пытается ввести в России гуманистический тип воспитания, основанный на уважении к личности и вере разумного педагога, который способен вылепить (воспитать) из любого воспитанника «новую личность».
Единомышленником Екатерины II становится Иван Иванович Бецкой. И. И. Бецкой был очень образованным человеком конца XVIII в. и придерживался прогрессивных, просветительских взглядов. Свои убеждения он основывал на взглядах французских просветителей. И. И. Бецкой полагал, что можно воспитать человека с хорошими манерами только в закрытом учреждении. В эти учреждения дети попадают в 5-6 лет и воспитание происходит без пошлости, вульгарности и прочих пороков, которые присущи родителям этих детей.
По мнению И. И. Бецкого, все люди при рождении обладают равными возможностями вне зависимости от их происхождения. Следовательно, и среди дворян, и среди простого народа можно встретить и бездарностей, и талантливых. Следует только правильно направить процесс воспитания, а талантливым детям создать все условия.
1 сентября 1763 г. в Москве И. И. Бецким был организован Воспитательный дом. В основном туда привозили сирот низкого происхождения и незаконнорожденных детей. Здесь детей содержали, но главное - обучали согласно их способностям и наклонностям, а затем давали возможность обучаться в высших учебных заведениях.
А дети без особых способностей и наклонностей обучались основным предметам и подготавливались к овладению определенной специальностью.
Было создано Коммерческое училище (при непосредственном участии И. И. Бецкого). В нем обучались купеческие сыновья.
Далее учитель говорит о том, что И. И. Бецкой в 1763 г. представил план учебно-педагогической реформы. Его труд «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» основывался на педагогических мыслях Л. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо.
Интересно, что план был утвержден, и активно началась первая реформа образования.
Сущность плана: воспитание просвещенных и преданных отечеству граждан следует сделать общественно-государственным делом, но не семейным.
И с 1764 г. создается система закрытых учебных заведений. Ребенка отправляли в пансион с 7 лет, иногда даже с 5-6 лет, так как влияние, воспитание родителей рассматривалось основной помехой воспитания «нового подданного» Российской империи. А воспитывать «новых подданных» следовало до 18-20 лет. Достижение этой системы прослеживалось и в том, что определилось равенство мужских и женских учебных заведений
В деревне Смольной в окрестностях Петербурга (в Воскресенском монастыре) был открыт Институт благородных девиц - учебное заведение для дворянок, чьи родители были не богаты.
На первое место в Смольном институте ставилась «светскость»:
• умение поддерживать разговор;
• хорошее знание литературы;
• тонкость чувств;
• умение петь и танцевать;
• воспитание изящного, эстетического вкуса.
Воспитанницы изучали иностранный язык, арифметику, историю, архитектуру, изобразительное искусство, домоводство, грамматику.
Девочки-воспитанницы делились на четыре возраста: 6-9 лет; 9-12 лет; 12-15 лет; 15-18 лет. У каждого возраста воспитанниц был определенный цвет платья: светло-серый, коричневый, голубой, белый. Но по возращению домой выпускницы Института благородных девиц чувствовали себя не комфортно в окружающем мире, не находили взаимопонимания с родителями. И всё же именно они создали в России тип женской образованности, стали законодательницами моды и вкуса, сформировали поколение светских красавиц.
Но закрытое, оторванное от семьи воспитание не могло быть популярным в России. Следовательно, оставалась проблема всеобщего светского образования.
В 80-е годы Екатерина II отходит от системы закрытого образования и воспитания «нового подданного» и обращается к проектам всеобщей школы. Главная задача - создание системы школьного образования, которая могла функционировать без постоянного попечительства со стороны государства, обладала бы способностью к саморазвитию.
И для реализации этого дела Екатерина II пригласила в Россию серба Янковича де Мириева (известный всей Европе своими интересными педагогическими идеями). В России он становится разработчиком русской общеобразовательной школы. В основу была положена прусская школьная система.
Янкович де Мириев создал «школьный план», который был принят специальной комиссией об устройстве народных училищ и стал основой для Устава народных училищ и был утвержден Екатериной II 5 августа 1786 г. Этот день можно считать началом школьного образования в России.
Каждый класс давал самостоятельную систему знаний, и образование можно было прервать на любом уровне. Екатерининские учебные заведения получили название «народных училищ».
Педагогическими новинками стало введение урочной системы и повышение обучающей роли учителя: раньше учитель находился в классе только для контроля, а ученики твердили каждый свой урок по книге.
Учитель читал, учащиеся хором за ним повторяли. Основой преподавания оставался учебник, хотя оставалась значимой в обучении и роль учителя. Телесные наказания в новой школе были отменены (так как они не соответствовали педагогическим идеям Просвещения).
Для подготовки учителей специально были открыты учительские семинарии и училища. Для первого набора, например, в Санкт-Петербургскую семинарию были вызваны 100 воспитанников семинарий и московской университетской гимназии, и первый выпуск учителей для 26 школ состоялся уже в 1786 г. 26 новых народных училищ было открыто и ко дню коронации Екатерины II, а через год - еще 14. Это были четырехклассные губернские народные училища. Открытие двухклассных уездных народных училищ предполагалось по мере подготовки новых кадров учителей.
Пик школьного строительства пришелся на 1787 г. - юбилейный для Екатерины II - 25-летие ее восшествия на российский престол.
В 1787 г. открыто 169 новых школ (в несколько раз больше, чем в 1786 г.). Это 400 учителей и более 11 тыс. учащихся.
Но в последующие годы рост школ замедлился. Их количество увеличилось за 10 лет только в два раза. Но, начавшись с усилий государственной власти, школьное строительство могло теперь развиваться и самостоятельно. Хотя оставалось два препятствия для более активного процесса:
1) материальная зависимость школ, учителей от местного бюджета и благосклонности местной власти;
2) инертность дворянства, которое отставало в своих образовательных потребностях от темпов политики «просвещенного абсолютизма».
Согласно современным историческим исследованиям к концу XVIII в. в России насчитывалось примерно 500 учебных заведений с 60-70 тыс. учащихся. Если брать в основу эти данные, то получается, что в школе учился примерно один человек из 1500 жителей Российской империи.
Рекомендуется познакомить учащихся и с другими данными и проанализировать данные таблиц:
Год
|
Количество «народных школ»
|
Количество учителей
|
Количество учащихся
|
1782 г. |
8 |
|
518 |
1800 г. |
288 |
|
22 220 |
1785 г. |
12 |
38
|
1500 |
1800 г. |
315
|
800 |
20 000 |
Но нельзя забывать и о домашнем образовании, о школах грамотности, о получивших образование за границей и т. п.
В итоге учащиеся могут отметить, что количество грамотных, образованных людей в Российской империи к концу XVIII в. становится больше.
Затем учитель представляет высшие учебные заведения Российской империи (см. схему).
В 1755 г. состоялось открытие Московского университета, ставшего вершиной образовательной системы Российской империи. Он был открыт при участии М. В. Ломоносова и И. М. Шувалова в годы царствования Елизаветы Петровны.
Московский университет подчинялся Сенату. При университете были открыты две гимназии - в Москве и в Казани.
Университет имел первоначально три факультета: философский, медицинский, юридический. Богословский факультет отсутствовал.
Первоначально преподавание велось на латинском языке, как в Европе, но постепенно был осуществлен переход на преподавание на русском языке.
В Московском университете действовали ученые общества, исследовательские лаборатории, библиотека «для всех любителей чтения», даже действовала университетская типография.
Кто мог учиться в Московском университете? Университетское образование могли получить не только дворяне, но и выходцы из других непривилегированных сословий. Дворян в гимназиях и на факультетах Московского университета было мало. Почему? В те времена дворяне считали, что лучше получить образование дома или в закрытых шляхетских корпусах. Таким образом, проявлялись сословные предрассудки.
В 1773 г. было открыто еще одно высшее учебное заведение - Петербургское горное училище.
Учитель организует работу с документом, учебник, с. 221, вопросы 1,2.
В области изучения русского языка и литературы в 1783 г.
произошло открытие в Российской Академии наук научного центра, который возглавила Е. Р. Дашкова. В основу его деятельности положен принцип центра: «Писать, как говорят, и говорить, как пишут».
Позже этот центр вошел в состав Российской Академии наук. Первым её президентом стала Екатерина Романовна Дашкова.
В XVIII в. действовали как высшие духовные академии - Славяно-греко-латинская в Москве и Киевская.
Вопрос классу:
- Какие изменения и почему произошли в системе образования Российской империи во второй половине XVIII в.?
2. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой
Учитель организует слушание заранее подготовленных сообщений: «Михаил Васильевич Ломоносов - крупнейший учёный-энциклопедист XVIII в., выдающий писатель и художник», «Екатерина Романовна Дашкова - единственная женщина-президент Российской Академии наук за всю ее историю».
Михаил Васильевич Ломоносов - крупнейший ученый- энциклопедист XVIII в., выдающийся писатель и художник.
Вопросы и задания учащимся после слушания сообщения:
- Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым университетом»?
- Что было сделано М. В. Ломоносовым для блага России?
- Почему М. В. Ломоносова называют ученым-энциклопе- дистом? Какие его открытия можно назвать главными?
- Как характеризуют М. В. Ломоносова его высказывания:
• «Не надо браться за дело, которое не можешь выполнить».
• «Правду больше всех почитаю».
• «Главный закон мой - время не терять».
• «Кто породою хвалится, тот чужим хвалится».
• «Надеясь на мир, не надобно ослабевать в военном деле».
- Какие личностные качества М. В. Ломоносова помогли ему в жизни преодолеть невозможное?
М. В. Ломоносов был в XVIII в. звездой первой величины среди всех отечественных энциклопедистов.
Его деятельность охватывала почти все отрасли знаний и искусства. Именно о нем в начале XIX в. в Европе думали, что в России два разных Ломоносова: Ломоносов-химик и Ломоносов-поэт.
Он обладал великим талантом - талантом учиться.
М. В. Ломоносов первым стал трактовать слова «литература» не как развлечение, а как работа мысли и орудие разума.
Основной задачей его деятельности было стремление переориентировать русское общество на идеи современного ему научного знания. На решение этой задачи были направлены его труды в Академии наук, просветительская работа, заботы о Московском университете.
Он прилагал огромные усилия для того, чтобы соединить «художество», литературу, ремесла, заводское производство единой основой в виде научного знания.
Буквально во всех областях научного творчества разбирался М. В. Ломоносов:
• сочинял стихи и писал труды об основах металлургии;
• учреждал журнал и составлял мозаичные картины;
• размышлял о государственных делах, искал объяснение природным явлениям.
А. С. Пушкин писал о нем: «... Ломоносов был великим человеком. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». (Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. История русской культуры. Ч. 1. М.: ВЛАДОС, 2002. С. 265.)
Учителю рекомендуется подобрать фрагменты исторической литературы о деятельности Е. Р. Дашковой или воспользоваться предлагаемыми.
Задача учителя - познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Е. Р. Дашковой, так как в учебнике не отводится должного внимания её личности.
...Княгиня Дашкова шла впереди просвещенных дам своего времени, недаром она занимала президентское кресло в Российской Академии наук. Еще в молодости, в 15-16 лет, зачитывалась до нервного расстройства произведениями Бейле, Вольтера, Руссо. Кончив свою блестящую карьеру, она уединилась в Москве и здесь открылась, какой была. Она почти никого не принимала, равнодушно относилась к судьбе детей, бесцеремонно дралась со своей прислугой. Все ее материнские чувства и гражданские порывы сосредоточились на крысах, которых она успела приручить...
Начать с Вольтера и кончить ручной крысой могли только люди екатерининского времени (Из сочинений В. О. Ключевского).
...Судьба, блистательной улыбкой улыбнувшись княгине Дашковой в день 28-го июня 1762 г., была после того сурова к ней до могилы.
Исключительная натура княгини была встречена исключительностью политических характеров и обстоятельств, с которыми ей пришлось иметь дело.
Слишком гордая, чтобы в угоду им переломить себя, Е. Р. Дашкова переломила свою жизнь, и странное, почти страдальческое явление представляет ее лицо в рамке ее порывистой и все-таки малоудачной карьеры.
«Записки» Е. Р. Дашковой с явностью и правдоподобием рисуют образ женщины, действительно достойной уважения и, может быть, даже удивления потомства, женщины сердечной, с нежной впечатлительностью, вспыхивавшей внезапно и горячо на всякий благородный порыв, пускай вместе с тем женщины, немного крутой и деспотичной. (Из сочинений историка А. А. Суворина о княгине Е. Р. Дашковой.)
В 1783 г. Е. Р. Дашкова стала директором Петербургской Академии наук и президентом Российской Академии. Е. Р. Дашкова писала: «Я очутилась запряженной в воз, совершенно развалившийся».
Она сумела упорядочить финансовое положение этого учреждения и оживить его научную деятельность. Одно из самых важных ее начинаний - учреждение общедоступных курсов (лекций) по основным отраслям знания, которые читались на «российском языке» отечественными учителями и имели большой успех.
При Е. Дашковой активно пополнялись академическая библиотека и научные коллекции. Сама Е. Р. Дашкова принесла в дар Академии наук редкие книги, коллекции минералов, образцы флоры и фауны Старого и Нового Света.
Она добилась того, что Академия наук возобновила издательскую деятельность.
К сотрудничеству в новом журнале «Собеседник любителей российского слова» (1783-1784 гг.) Дашкова привлекла известных русских литераторов и саму императрицу...
По «всеподданнейшему докладу» Е. Р. Дашкова основала Российскую Академию для изучения русского языка... Была изложена программа новой академии - создать словарь и разработать грамматику русского языка. Работа над словарем длилась 11 лет и стала общенациональным делом.
«Словарь Академии наук» содержал 40 тыс. слов и сыграл огромную роль в установлении норм русского литературного языка. (Из статьи Е. Воронцовой «Екатерина Романовна Дашкова». Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 2. Аванто+, 2003. С. 142.)
... В Париже Е. Дашкова встречалась с Дидро и Вольтером. В Вене на обеде у канцлера в разговоре о роли Петра в сближении России и Европы она сказала слова, ставшие знаменитыми: «Великая империя, имеющая столь неиссякаемые источники богатства и могущества, как Россия, не нуждается в сближении с кем бы то ни было. Столь грозная масса, как Россия, правильно управляемая, притягивает к себе кого хочешь». (Из статьи «Е. Р. Дашкова», Владимир Бутромиев. Всемирная история в лицах. Новое время. М., 2000. С. 133.)
Информация для учителя
Е. Р. Дашкова активно участвовала в дворцовом перевороте , который привел к власти Екатерину, за что получила титул статс- дамы. Подобно своей высокой покровительнице, Е. Р. Дашкова имел обширные научные связи с европейскими просветителями. Она переписывалась и общалась с Дидро. Еще обширнее были ее связи с Англией - историки Ч. Робертсон, А. Фергюсон, физик Дж. Блэк, экономист А. Смит.
По ее предложению членом Петербургской Академии наук стал Б. Франклин, один из авторов американской конституции.
По рекомендации Б. Франклина Е. Р. Дашкова была избрана членом философского общества в Филадельфии.
После размолвки с императрицей она удалилась со двора. Но за свои обширные познания и научные связи по всему миру получила должность первого президента новой Российской Академии.
Российская Академия в отличие от петровской Академии наук была образована как специальный научный центр по изучению русского языка и словесности. Ее план был разработан самой Е. Р. Дашковой, которая успешно управляла этим учреждением более 10 лет.
Российская Академия сыграла значительную роль в развитии гуманитарных наук, выработки нового литературного языка, в становлении русской словесности. В числе её членов были Фонвизин, Державин, Вяземский, Жуковский, Крылов, Пушкин.
А. И. Герцен писал об этой замечательной женщине: «В Дашковой чувствуется... что-то сильное, многосторонне петровское, ломоносовское, но смягченное аристократическим воспитанием и женственностью». (Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. История русской культуры. Ч. 1. М.: ВЛАДОС, 2002. С. 265.)
3. Успехи отечественной науки
Для активизации знаний целесообразно задать учащимся вопрос:
- Какие научные открытия, изобретения были сделаны в Западной Европе в XVIII в.?
В процессе изучения этого вопроса заполняются таблицы:
Таблица 1
Развитие науки во второй половине XVIII в.
Год
|
Ученые
|
Научные открытия
|
Значение научных открытий
|
|
|
|
|
Таблица 2
Развитие техники во второй половине XVIII в.
Год
|
Изобретатели
|
Изобретение |
Значение изобретений
|
|
|
|
|
Изучение этого вопроса рекомендуется организовать работой по вариантам.
1-й вариант - работают с текстом учебника, с. 216-217, и заполняют таблицу 1, рассказывают об одном-двух ученых.
2-й вариант - работают с текстом учебника, с. 218 и заполняют таблицу 2, рассказывают об одном-двух изобретателях.
В помощь учащимся можно предложить схему «Развитие отечественной науки и технической мысли во второй половине XVIII в.» (с. 412-414).
Новые черты в развитии отечественной науки
• всестороннее, комплексное исследование поставленных проблем;
• создание целостной научной картины мира;
• тесная связь научно-технических изобретений с растущими потребностями сельского хозяйства, промышленности, торговли;
• становление различных областей фундаментальной науки в России;
• развитие новых (капиталистических) отношений, потребности промышленности и торговли диктовали необходимость в новых исследованиях по географии, естествознанию, химии, физике, математике, астрономии и т. д.
Накопление и систематизация научных знаний (естественные науки)
Астрономия
Ученые Л. Эйлер, М. Ломоносов продолжали наблюдать за звездным небом. К концу XVIII в. создана целая сеть обсерваторий (70). В Академии наук: труд «Явление Венеры на Солнце».
География
В 1745 г. издан «Атлас Российской империи».
Биология
М. В. Ломоносов сделал вывод о том, что «материальная основа живой и неживой природы едины», «во всех царствах действуют одни и те же законы». В 1744 г. М. И. Шейн издан первый русский анатомический атлас. В 1756 г. в Москве фабрикантом Демидовым основан ботанический сад. В конце XVIII в. в С.-Петербурге, Москве открыты первые медико-хирургические академии.
Геология
Систематизированы данные о размещении месторождений на территории Российской империи. В конце XVIII в. появились первые геологические карты по регионам.
Физика
М. В. Ломоносов и Д. Бернулли создали кинетическую теорию газов. Г. В. Рихман провёл первые исследования в области создания электроизмерительной техники
Химия
М. В. Ломоносов - работы практического характера. Последователи М. В. Ломоносова создали первые химические лаборатории на предприятиях, создавали клей, красители и т. д.
Академия наук поставила задачу - обследование и изучение природы и населения Российской империи
Научные экспедиции
Камчатские экспедиции (20—40-е rr. XVIII в.) - 1725-1730 гг., 1733— 1743 гг. - собрали материал по географии, геологии, экономике, языкознанию, истории. Открытия: мореплаватели Витус Беринг и Алексей Иванович Чириков подтвердили наличие пролива между Азией и Америкой, названного именем Беринга. Степан Петрович Крашенинников долго жил на Камчатке среди местного населения и результатом явился его труд «Описание земли Камчатской».
Экспедиции в Сибирь. Историк Г. Ф. Миллер создал труд по истории Сибири. И. Г. Гмелин составил труд - 4 тома «Флора Сибири». Академики И. И. Лепехин и П. С. Паллас издали подробные описания ряда территорий Российской империи.
1768-1774 г. совершено 5 экспедиций, они собрали богатейшей материал о населении, хозяйстве, природе отдаленных районов Российской империи.
Гуманитарные науки
История
М. В. Ломоносов - «Краткий российский летописец», В. Н. Татищев «История Российская»
Филология
Открытие в 1783 г. Российской Академии наук - научного центра для изучения русского языка и литературы. Составлен «Словарь Академии наук» (40 тыс. слов)
Российская техника и изобретения
А. К. Нартов
1729 г. - построил первый токарный станок
1741 г. - построил скорострельную батарею из 44 мортир.
1735 г. - отлили царь-колокол
М. В. Ломоносов
1745 г. - создал первую в мире действующую модель вертолета
Р. Глинков
1760 г. - создал гребнечесальную машину, заменившую труд 30 человек
И. И. Ползунов
1763 г. - разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия.
К. Д. Флоров
1765 г. - создал для заводских нужд первую паровую машину
И. П. Кулибин
В 70-х гг. XVIII в. создал на Змеиногорском руднике установку в виде системы водяных колес, с их помощью производилась откачка воды и подачи руды из шахты
1773-1775 гг. - создал уникальный телескоп, разработал проект и создал модель одноарочного моста через р. Неву, создал «зеркальный фонарь» - прототип прожектора, изобрел семафорный телеграф, для Екатерины II сделал дворцовые уникальные часы, разработал и построил для Екатерины II дворцовый лифт.
III. Закрепление изученного материала
Тестовые задания Истории России - культура России 18 века
1. Соотнесите даты и события:
а) Морской шляхетский корпус;
б) институт Благородных девиц;
в) Пажеский корпус;
г) Коммерческое училище;
д) Горное училище в Петербурге.
1) 1764 г.;
2) 1773 г.;
3) 1752 г.;
4) 1773 г.;
5) 1758 г.
а-3; 6-1; в-5; г-2; д-4.
2. Выберите наиболее точную формулировку:
а) развитие производства и общества, ставшее исторической потребностью, требовало дальнейшего роста науки, образования и культуры;
6) потребности развития производства и общества в целом властно диктовали необходимость дальнейшего роста науки, образования, культуры;
в) необходимость дальнейшего роста науки, образования, культуры была выражением потребностей развития производства и общества в целом;
г) дальнейшей рост науки, образования, культуры отражал необходимость развития производства и общества в целом.
3. Паровую машину изобрел:
а) М. В. Ломоносов;
б) И. П. Кулибин;
в) А. К. Нартов;
г) И. И. Ползунов.
4. В Московском университете, открытом по инициативе М. В. Ломоносова, имелись следующие факультеты:
а) юридический:
б) философский;
в) естественнонаучный;
г) истории;
д) богословский;
е) медицинский.
5. Семафорный телеграф был изобретен:
а) И. И. Ползуновым;
б) С. П. Крашенинниковым;
в) М. В. Ломоносовым;
г) А. К. Нартовым;
д) И. П. Кулибиным.
6. С. П. Крашенинников - это:
а) мореплаватель, возглавивший две экспедиции на Камчатку, которые состоялись в 20-40-е гг. XVIII в.;
б) ученый, исследователь Камчатки, написавший двухтомный труд «Описание земли Камчатской»;
в) ученый-физик, занимавшийся изучением природы электричества;
г) ученый, создатель науки - физической химии;
д) изобретатель паровой машины.
Домашнее задание: § 30, вопросы и задания, работа с документом с. 221, вопросы 1-2. Для желающих: составить кроссворд по теме «Достижения науки, образования технической мысли в России во второй половине XVIII в.».
|