Уроки 36-37. Россия при Павле I
Внешняя и внутренняя политика России в конце 18 века при правлении Павла I
Цели:
1. Дать характеристику внутренней и внешней политики Павла I.
2. Представить особенности проводимой Павлом I политики.
3. На великом подвиге русского войска под командованием А. В. Суворова в Итальянском и Швейцарском походах; победах Черноморского российского флота под командованием Ф. Ф. Ушакова воспитывать у учащихся патриотические чувства и любовь к Отечеству.
4. Закрепить у учащихся умения: работать с историческими документами, картой, картосхемой, дополнительной литературой;
доказывать, обосновывать свою точку зрения, основываясь на текст учебника, рассказ учителя и т. д.
Основные понятия: коалиция, блокада, оборонительная война, захватническая война, эскадра.
Оборудование: карта «Россия в 1760-1800 гг.», портреты Павла I, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова.
Основные даты и события
1796-1798 гг. - царствование Павла I.
12 декабря 1796 г. - указ, запрещающий свободный переход крестьян, живших на частных землях Донской области, Северного Кавказа и Новороссии.
1797 г. - закон о престолонаследии «Учреждение об императорской фамилии».
1797 г. - указ, запрещающий продавать дворовых и безземельных крестьян с молотка.
13 января 1797 г. - указ, запрещающий носить круглые шляпы, длинные панталоны, туфли с бантами, сапоги с отворотом.
16 февраля 1797 г. - указ, вводивший светскую и церковную цензуру.
5 апреля 1797 г. - указ о трехдневной барщине.
1798-1800 гг.- участие России в войне с Францией.
1798 г. - Россия вошла в антифранцузскую коалицию в составе: Австрии, Англии, Османской империи, Неаполитанского королевства.
1798-1799 гг.- Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Рейд эскадры Ф. Ф. Ушакова.
1800 г. - заключение мира между Россией и Францией.
Ход урока 36
Организационный момент.
I. Проверка домашнего задания.
Рекомендуется провести дифференцированно по вопросам и заданиям:
Вопросы и задания классу:
- Дайте характеристику внешней политики Российской империи во второй половине XVIII в.
- Назовите, охарактеризуйте основные направления внешней политики Российской империи во второй половине XVIII в. (см. таблицу уроков 34-35).
- Была ли преемственность между внешнеполитическим курсом Петра I и Екатерины II? В чем это проявлялось?
- Назовите причины и итоги русско-турецких войн 1768— 1774 гг. и 1787-1791 гг.
- Расскажите о русско-шведской войне, охарактеризуйте ее итоги.
- Почему Российская империя принимала участие в разделах Речи Посполитой?
- Объясните политику «вооруженного нейтралитета».
- Объясните, почему самодержавная Россия (правительство Екатерины II) боролась с революционной Францией?
- Обоснуйте мнение о том, что Российская империя в XVIII в. превратилась из великой европейской державы в великую мировую державу.
Задания:
- Покажите на карте районы (территории), где успешно действовала русская дипломатия во второй половине XVIII в.
- Проследите по карте ход русско-турецких войн. Покажите места военных сражений.
- Покажите на карте земли, которые отошли к России по разделам Речи Посполитой.
- Покажите на карте границы Российской империи в начале и в конце царствования Екатерины II.
- Заполните таблицы:
1) Основные направления и результаты внешней политики России во второй половине XVIII в.
Направления внешней политики
|
Цели внешне-политической деятельности
|
Результаты |
|
|
|
2) Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
Годы
|
Цели
|
События
|
Результаты
|
|
|
|
|
- Какие результаты внешней политики правительства Екатерины II вы считаете главными? Ответ обоснуйте.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН урока
Россия при Павле I
Внешняя и внутренняя политика России в конце 18 века при правлении Павла I
1. Павел I.
2. Основные направления внутренней политики Павла I.
3. Противоречивость внутренней политики Павла I.
4. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.
Учителю рекомендуется организовать слушание ранее подготовленных сообщений учащихся.
Примерная тематика сообщений:
1) «Детские и юношеские годы Павла I»;
2) «Взаимоотношения Павла с матерью Екатериной II. Тайное завещание Екатерины II»;
3) «Личная жизнь Павла I»;
4) «Павел I в Гатчине».
Учащиеся кратко представляют свои сообщения, при ответах используют разнообразный наглядный материал.
2. Основные направления внутренней политики Павла I
В основе объяснения - схемы (см. с. 383-385): «Внутренняя политика России при Павле I». Схемы раздаются учащимся в качестве раздаточного материала или выполняются на листе ватмана и вывешиваются на доске.
Далее учитель в объеме текста учебника представляет внутреннюю политику Павла I.
XVIII в. завершался в Российской империи коротким правлением Павла I (1796-1708 гг.)
Одним из своих первых законодательных актов Павел I изменил порядок престолонаследия, введенный Петром I.
Работа с документом, с. 212 учебника, вопросы 1, 2, с. 214.
Из закона «Учреждение об императорской фамилии».
В нем впервые в истории России был установлен твердый порядок престолонаследия в государстве. Российский престол мог теперь занять только прямой потомок императора по мужской линии, императрица могла быть только регентшей при малолетнем наследнике, то есть управлять страной от имени наследника, провозглашенного императором, но не коронованного. Женщины получали право на престолонаследие, лишь когда не оставалось представителей династии - мужчин. С тех пор на российском престоле не было ни одной женщины.
Этот важный документ оградил преемников Павла I от споров о престолонаследии и угрозы дворянских переворотов.
Павел I, в противовес Екатерине II, отменил многие дворянские привилегии. Целесообразно вспомнить привилегии российского дворянства в XVIII в., например, в « эпоху дворцовых переворотов » (см. урок 27), в частности в годы правления Екатерины
II (см. уроки 30-31).
Павел I ограничил дворянские права и привилегии:
а) восстановлена обязательная военная служба для дворян;
б) запрещен свободный переход из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената, утверждаемого самим царем, то есть Павлом I;
в) дворяне облагались налогами;
г) ограничивалась деятельность дворянских сословных учреждений (дворянских собраний);
д) возобновились телесные наказания дворян (избиение палками) за уголовные преступления;
е) отменено право дворян обращаться с коллективными просьбами или жалобами к самому самодержцу. Таким образом, Павел I укрепил обычай личного рассмотрения императором жалоб своих подданных.
Павел I стремился превратить русских дворян в дисциплинированное сословие.
Павел I проявлял заботу о духовенстве. Им были учреждены духовные академии в Петербурге и Казани. Установлены знаки отличия для священников. Земли приходских церквей позволялось обрабатывать местным крестьянам. Павел I позволил старообрядцам устраивать свои храмы, иметь священников, утвержденных высшим православным духовенством.
Павел I вернул из ссылки многих подданных, оказавшихся неугодными Екатерине, например Н. И. Новикова, А. Н. Радищева.
Павел I и его политика в отношении крестьянства
5 апреля 1797 г. - указ о «трехдневной барщине».
Работа с документом из манифеста Павла I 1797 г., с. 212 учебника, вопрос 3, с. 214.
Таким образом, впервые была законодательно ограничена крестьянская барщина. Было рекомендовано помещикам придерживаться этой нормы и запрещалось им принуждать крестьян работать в воскресные дни.
В 1797 г. издан указ, запрещающий продавать дворовых людей и безземельных крестьян с молотка.
В 1798 г. установлен запрет на продажу без земли украинских крестьян. Крестьянам разрешалось жаловаться на помещиков. За жестокое обращение с крепостными крестьянами царь обязал губернаторов без огласки арестовывать виновных и отправлять их в монастырь.
Далее учитель отмечает, что, по мнению императора Павла I, крепостные крестьяне жили намного лучше, чем государственные. Император стремился урегулировать положение государственных крестьян.
Было издано несколько указов Сената, по которым государственным крестьянам предоставлялись земельные наделы - 15 десятин на душу мужского пола в многоземельных губерниях и по 8 десятин в остальных, малоземельных губерниях.
В 1797 г. было урегулировано сельское и волостное самоуправление государственных крестьян: вводились выборные сельские старосты и волостные головы.
Относительно крепостных крестьян: 12 декабря 1796 г. был запрещен свободный переход крестьян, живших на частных землях Донской области, Северного Кавказа и Новороссии.
Павел I и российская армия
Был введен прусский устав, которым ставилась цель воспитать в войсках исполнительность, механическую слаженность в противовес духу инициативы и самостоятельности. Введена прусская военная форма.
Особое внимание уделялось строевой подготовке.
Запрет на жестокое обращение офицера с солдатами. Солдаты наказывались за оскорбление офицера.
Вопросы и задания учащимся:
- Как в целом можно охарактеризовать внутреннюю политику Павла I?
- В интересах каких категорий населения она проводилась?
Сравните ее с политикой Екатериной II.
- В чем проявились различия, а в чем прослеживаются закономерности?
3. Противоречивость внутренней политики Павла I.
Учитель объясняет противоречивость внутриполитического курса Российской империи в конце XVIII в.
Павел I продолжал политику наделения дворянства землей и крестьянами. Например, за 4 года своего царствования он передал феодалам 600 тыс. государственных крестьян. Для сравнения: Екатерина II за 34-летний период своего правления передала феодалам 800 тыс. государственных крестьян. Но подданные Павла I были не уверены в завтрашнем дне.
Опале и гонениям императора подверглись 7 фельдмаршалов, 333 генерала из 500, 2261 старший офицер.
Постоянная подозрительность императора привела к тому, что вся страна была наполнена шпионами. Например, в царствование Павла I через Тайную канцелярию прошло 721 дело. Для сравнения: в годы правления Екатерины II за 34 года прошло 862 дела.
Но почему это имело место? Возможно оттого, что Павел с самого начала своего царствования опасался заговоров и стремился таким образом обезопасить себя и свою семью. Его преследовала навязчивая мысль о том, что его жизнь, как и жизнь отца, может быть прервана насильственным путем.
Павел I мог по незначительному поводу или по доносу жестоко расправиться с любым придворным, лишить всех чинов и званий, отправить в дальнюю ссылку. И Павла I не смущало знатное происхождение наказываемых. Сам Павел I говорил: «У меня тот вельможа, на кого и гляжу, и до тех пор вельможа, пока я на него гляжу».
Устраивались гонения на все, что напоминало о французской революции. Императора преследовал призрак революции Франции.
Павел усмотрел влияние революционных идей, идущих из Франции, даже в модной одежде.
13 января 1797 г. - указ, запрещающий носить круглые шляпы, длинные панталоны, туфли с бантами, сапоги с отворотами.
16 февраля 1797 г. введена светская и церковная цензура, опечатаны частные типографии, из словаря убраны слова «клуб», «общество», «гражданин».
Павел I распорядился, чтобы к присяге новому императору допустили все мужское население Российской империи, включая и крепостных крестьян.
Это и породило надежды у крестьянства на скорую отмену крепостного права, но, к сожалению, этого не произошло. На территории Российской империи в ответ вспыхнули многочисленные крестьянские восстания.
Вопрос классу:
- Чем можно объяснить столь противоречивый характер внутренней политики Павла I?
4. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.
Целесообразно познакомить учащихся с высказыванием отечественных историков XIX-XX вв. о чертах личности Павла I, о его царствовании.
Дать возможность учащимся порассуждать, почему о времени царствовании Павла I говорят «рыцарское самовластие».
Работая с историческими документами, учитель подводит учащихся к пониманию:
- Историческая литература XIX-XX вв. сформировала мнение о Павле I как о человеке, имеющем крайне сложный характер, одержимом манией величия и преследования, как о деспоте и самодуре.
А если обратиться к историческим публикациям конца XX в., мы прослеживаем следующее:
- Император Павел I поздно занял российский престол (в 42 года). А что это значит? Так как он мало царствовал (4 года), хорошие качества своей личности не успел отчетливо проявить. Павел I был человеком остроумным, талантливым, одаренным. К тому же постоянно заботился об укреплении государства.
Далее учитель рассказывает о заговоре против Павла I.
Почему он возник? Непоследовательность, противоречивость внутренней политики Павла I вызывали массовое недовольство в дворянской среде. Например, в среде молодых гвардейцев из знатных семей кипела ненависть к новым армейским порядкам.
Заговор возникает в 1800 г. Инициатором заговора стал Никита Петрович Панин. План Н. П. Панина - отстранить Павла I от престола, создать регентство во главе с Александром. До императора дошла эта информация, и Панин был выслан из Санкт-Петербурга.
Руководство заговором взял в свои руки петербургский генерал-губернатор П. А. Пален (любимец Павла I).
Среди заговорщиков были: П. А. Зубов - последний фаворит Екатерины II, генерал Л. Л. Беннигсен.
Павел I чувствовал опасность заговора. В Санкт-Петербурге Павел I возвел для себя Михайловский замок (см. учебник, с . 211).
Михайловский замок напоминал крепость. Устройство замка было оригинальным, в нем легко можно было заблудиться, так как в замке было огромное количество залов и переходов - это напоминало лабиринт.
Но смерть настигла императора именно в Михайловском замке от рук приближенных к нему людей.
Итак, заговорщики возглавили группу из 30-40 гвардейских офицеров, но до покоя царя дошли только 8-10, так как остальные испугались последствий и разбежались. Многие из гвардейцев были пьяны. Заговорщики разделились на два отряда. Из-за предательства караула Преображенского полка они прошли во дворец.
А кто хорошо ориентировался, знал расположение залов, комнат Михайловского замка? Однозначно, это был Пален, именно он провел убийц к покоям императора. Личная охрана царя была сломлена, хотя пыталась оказать сопротивление и защитить императора.
Эти события произошли в ночь на 12 марта 1801 г. Заговорщики, ворвавшись в покои Павла, предъявили ему приказ об аресте. Кто же его подписал? Якобы Александр. Далее заговорщики потребовали от императора отречения от престола. Павел I отказался выполнить требования заговорщиков и в потасовке был убит.
Народу было объявлено, что Павел I «скончался апоплексическим ударом».
Учитель говорит и о том, что следствие по делу об убийстве Павла I не было начато, никто из заговорщиков наказан не был. Гвардейские полки присягнули новому императору - Александру I.
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания классу:
- Перечислите основные мероприятия внутренней политики Павла I.
- Назовите причины, направления, результаты внутренней политики Павла I.
- Определите, в чем проявилась противоречивость внутренней политики Павла I.
- Как вы считаете, в чьих интересах проводилась внутренняя политика Павла I?
Домашнее задание: § 29, с. 205-208, 210-11, вопросы и задания .
|