Урок 12. Шумер и Аккад

Урок 12. Шумер и Аккад

Цель: охарактеризовать цивилизацию Шумера и Аккада.
План
I. Проверка домашнего задания.
II. Шумер и Аккад: общая характеристика.
III. Культура Шумера и Аккада.
IV. Царство Аккада.
Оборудование: § 14 учебника Саплиной.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
— Что способствовало накоплению в Египте научных знаний?
— Что египтяне знали в области медицины?
— Каково было значение математики в жизни Древнего Египта?
II. Шумер и Аккад: общая характеристика
В плодородной долине Тигра и Евфрата — в Междуречье — образовалась еще одна древнейшая цивилизация: Шумера и Аккада.
— Какое государство сейчас располагается на этой территории? (Современный Ирак.)
Древнейшие поселения на этой территории датируются 7-м тыс. до н. э. Около 4-го тыс. до н. э. здесь появились первые городские поселения. В Междуречье жили народы шумеры и аккадцы. Им приходилось много работать во имя хозяйственного освоения края, так как природные катаклизмы были непредсказуемы и реки разливались не в определенное время, как в Египте.
Южную часть Междуречья составлял Шумер, а северную Аккад. Это была страна множества городов: Ур, Урука, Лагаша, Ниневии, Вавилона, Аккада, Ниппура и т. д. Каждый город представлял собой государство. Он был окружен крепкой стеной, а в центре его стоял многоступенчатый храм - зиккурат.
- Какова была основная забота жителей Шумера и Аккада? (Поддерживать во влажности почву, тщательно следить за ирригационными сооружениями, дабы уберечь себя от голода.)
III. Культура Шумера и Аккада
В Междуречье писали клинописью на глиняных табличках.
- Почему именно на глине? (Глина - самый распространенный материал в Междуречье.)
Аккадский язык включал в себя несколько тысяч знаков, которые обозначали не слова, а слоги. После того, как текст был нанесен на сырую глину, дощечка высушивалась или же обжигалась.
- Каков сюжет многих литературных текстов Междуречья? (Сказания о богах.)
В зоне «рискованного земледелия» - в Междуречье - к богам относились в высшей степени почтительно. Верховные боги Междуречья: Ану (бог неба), Энлиль (богиня ветра), Энки (бог воды), Иштар (богиня плодородия), Шамаш (бог солнца).
Запись в тетради. «Эпос о Гильгамеше» - наиболее известное
сочинение Междуречья.
«Эпос о Гильгамеше» посвящен правителю города Урука Гиль- гамешу, полубогу-получеловеку.
IV. Царство Аккада
В 2334 г. до н. э. царем Аккада стал Саргон I. Он реформировал армию, составив первую в истории армию профессионалов. Плоды этой политики не дали себя долго ждать. Саргон I покорил все Междуречье - Месопотамию. На покоренной территории он установил деспотическую форму правления. Но царство Саргона оказалось относительно недолговечным. Около 2200 г. до н. э. оно пало под ударами северных кочевников.
Вариант урока 12. Шумер и Аккад (урок-игра)
Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.
I. Игра
Класс делится на две группы: «египтяне» и «шумеры». Представители этих групп должны отстаивать преимущества своего варианта цивилизационного развития. При этом они должны исходить не с позиций сегодняшнего дня, а из мировоззренческих установок
Древнего Востока. В ходе дискуссии учитель на доске заполняет таблицу, которую ученикам предлагается перенести в тетради.
Египет    Шумер
Природные условия    Плодородные почвы, предсказуемые разливы Нила    Непредсказуемая природная стихия
Государственное устройство    Деспотия    Торжество городов- общин
Письменность    Иероглифы    Клинопись
Религия    Единый пантеон богов    Отсутствие единого пантеона богов
II. Подведение итогов урока
В конце урока учитель отмечает, что сравнительно недалеко друг от друга возникли цивилизации, очень не похожие друг на друга. На это повлияли как природно-климатические условия, так и конкретные исторические обстоятельства.
Домашнее задание: § 14 Саплиной.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты