Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

Урок 26. Китайский мудрец Конфуций

Урок 26. Китайский мудрец Конфуций

Цели: ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.
Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 22.
КАРТОЧКА № 22
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?»
Для этого вспомни:
- Чем занимались жрецы, знатные воины, земледельцы, слуги, которых, по легенде, Брахма создал из частей своего тела?
- Как эти группы людей отличались внешне друг от друга?
- Какие права имела каждая из этих групп?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты - группы людей, у которых были строго определенные права и обязанности. Самыми почтенными в Индии считались брахманы - жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того чтобы стать настоящим брахманом, нужно было долго и основательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы должны были работать на земле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, обслуживали своих хозяев, подчинялись представителям вышеуказанных каст, их цвет одежды - черный. Но тяжелее всех было неприкасаемым. Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам естественным и вечным. Его закрепляла религия.
2. Работа с классом (учитель выбирает любой из предложенных вариантов).
Вариант 1. Беседа по прочитанной легенде о Будде (с. 98-99 § 21 Вигасина).
- Когда произошло объединение Индии? (В III в. до н. э.)
- Какой царь объединил Индию? (Царь Ашока.)
- Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая вера, легче объединить народ, легче им управлять.)
- У какого народа Древнего мира подобные заповеди мы уже встречали? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.)
Вариант 2. Тест .
3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к изучению новой темы
Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.
- Ознакомимся с учениями китайского мудреца Конфуция.
IV. Изучение новой темы
План
1) Географическое положение и природные условия Китая.
2) Конфуций - древнекитайский философ.
3) Учение Конфуция.
На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук.
1. Работа по карте (с. 103 Вигасина).
- Где находится Китай? (В Восточной Азии.)
- Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере - Желтая река (Хуанхэ), на юге - Голубая река (Янцзы).)
- Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе - степи, а на юге - горы Южной Азии, покрытые тропическими лесами.)
- Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)
2. Рассказ учителя.
Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь возникли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы (подробнее о Конфуции см. ниже в дополнительном материале для учителя).
3. Работа с историческим документом на с. 104-105 Вигасина.
4. Беседа по прочитанному.
- Всякого ли образованного человека Конфуций считал настоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.)
- Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с какими? Если нет, то с какими? (Ответы детей.)
5. Сообщение учащегося о письменности и книгах древних китайцев.
V. Закрепление изученного материала
а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 89 (с. 74).
б) Решите задачу.
Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в государстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не может управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости. Поэтому дети земледельцев всегда становятся земледельцами».
- Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появления? Мог ли это говорить Конфуций? (Этот философ пытается закрепить неравенство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 22 Вигасина или § 20 п. 1, 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83, заполните контурную карту «Китай в древности»; для любознательных: а) подумайте, в чем сходство и в чем различия учений Будды и Конфуция; б) подготовить сообщение о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик).
Дополнительный материал
Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н. э.)
Древний китайский проповедник и писатель.
В историю мировой культуры Конфуций вошел как основоположник особой религии - конфуцианство. Это имя было дано ему иезуитскими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти.
Как о любом религиозном деятеле, о нем складывались различные легенды. Согласно одной из них матери Конфуция было видение о том, что она должна отправиться в пещеру, где родится ее сын. Женщина отправилась туда и родила младенца. Вокруг новорожденного парили драконы и бодисатвы.
На самом же деле Конфуций родился в городе Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристократов, чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.
Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, и они писались на кусках дерева бамбука или на шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.
Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу.
После смерти матери он последовал общепринятому обычаю - вернулся домой и соблюдал траур три года. Он отказался от всех удовольствий, только читал и занимался самообразованием. Ему тогда было 42 года.
В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу. Но какое-то время спустя ему пришлось уйти со службы из-за интриг. После этого Конфуций в течение 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже не вернулся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц. Кроме того, он собирал и редактировал основные философские книги «Шуцзин», «Ицзин», а также первую историческую хронику Китая «Чуньцю».
Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Суть учения Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей.
Он также утверждал, что управлять низшими классами следует прежде всего с помощью доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы. Отсюда и происходит китайская традиция правления, когда правитель и его чиновники являются для народа «отцом и матерью». Подобные взгляды Конфуция основывались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам. В свою очередь корнями они уходили в традиции китайской культуры.
В своем учении Конфуций развивал положения древних учений, где говорилось об уважении людей друг к другу и о необходимости соблюдать обычаи. Он также полагал, что дворянин и придворный чиновник должны не стремиться к власти и получению новых чинов, а изучать музыку, поэзию и историю своих предков.
Соблюдение обрядов означало почитание памяти предков, появление уважения к современным правителям и почтение к пожилым людям.
Последние годы жизни Конфуций провел, записывая свои мысли. Изречении были собраны в литературный сборник, получивший название «Аналекты Конфуция». Одно из изречений, например, гласит: «Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе».
Распространение идей Конфуция началось с правления династии Хань (202 г. до н. э.), тогда была принята идея философа о необходимости работы ученых людей в правительстве и начато обучение правительственных чиновников. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставались таковыми до 1912 г., когда был сброшен последний китайский император.
Правда, к началу 20-х гг. влияние конфуцианства в Китае ослабло, и сегодня на его место пришел буддизм.
Все обо всех. Том 2. М., 1996. С. 131-135.