Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

Урок 36. Древняя Спарта

Урок 36. Древняя Спарта

Цели: ознакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством; продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, анализировать ответы товарищей, составлять рассказ.
Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Зарождение демократии в Афинах»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 29.
КАРТОЧКА № 29
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?»
Для этого вспомни:
- Кем был Солон?
- Как он поступил с должниками?
- Как изменились права демоса?
- Что такое Народное собрание?
- Что обозначает понятие «демократия»?
Сделай вывод.
158 Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина и Ф.А. Михайловского Примерный ответ учащегося
Солон был политиком, поэтом и мудрецом Афинского государства. В 594 г. до н. э. он начал свои реформы в этом государстве. Первым делом он освободил всех должников от кабалы - долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в выборах главного органа власти и судей, могли присутствовать на любых судебных заседаниях. Таким образом, реформы Солона заложили основы демократии, т. е. власти демоса.
2. Дифференцированная работа учащихся по карточкам письменно на листочках (5-7 человек). Задания выбирает учитель.
а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 17 (с. 13). Карточка № 1. Напишите, что означают эти слова:
1) Демос - народ;
2) Демократия - власть народа;
3) Реформы - преобразования;
4) Граждане - свободные афиняне.
б) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 18 (с. 14). Карточка № 2.
- Определите, кто из деятелей Афинского государства мог бы сказать о себе такие слова: «Поверьте, мне было нелегко. Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя, но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще, лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упреки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь! А как считаете вы?» (Солон. Его реформами были недовольны как аристократы (он лишил их дешевой рабочей силы, запретив долговое рабство, и усилил роль народного собрания), так и бедняки (Солон не произвел передела земли). Несмотря на ограниченный характер реформ, Солон заложил основы афинской рабовладельческой демократии.)
в) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 20 (с. 15) или карточка № 3.
- В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть несколько причин. Какие причины назовете вы? (Греческие мореходы предпочитали плавать вдоль берегов, поскольку корабли были небольшими, плавание в открытом море, где негде было укрыться во время шторма, опасным; в пасмурную погоду при отсутствии компаса ориентироваться было очень сложно. Кроме того, небольшой размер кораблей не позволял брать много запасов пищи и пресной воды.)
3. Работа с классом. Обсуждение вопроса домашнего задания.
- Почему Солон вынужден был покинуть свое государство на длительный срок? (Богатые люди государства озлобились на него, так как он отменил рабство, а рабы - это бесплатная рабочая сила. А бедным не угодил тем, что он не произвел передела земли. И вот для того, чтобы не навлечь на себя вражду тех и других, он уезжает из страны на несколько лет. Возвратившись, живет здесь до старости.)
- А существует ли сегодня в нашем государстве демократия?
4. Устный ответ ученика по карточке № 29 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к изучению новой темы
Итак, мы познакомились с реформами, которые проводил Солон в Афинском государстве. Но мы знаем, что подобных полисов в Греции было много. Одним из крупнейших была Спарта. Сегодня мы познакомимся с тем, как жили жители Спарты, как осуществлялось управление в сравнении с Афинским государством.
- Сравним условия жизни жителей Спарты и Афин в VIII-VI вв. до н. э.
IV. Изучение новой темы
ВАРИАНТ 1
План
1) Географическое положение Спартанского государства.
2) Спартанцы и илоты.
3) Управление Спартой.
4) Воспитание спартанцев.
На доске: тема урока, новые слова: Лакония, Мессения, илоты.
1. Работа с картой (с. 149 Вигасина).
- Где находится государство Афины? (На юге Балканского полуострова.)
- Где находится Спарта? (Тоже на территории южной части Балканского полуострова, в местечке Лакония.)
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
а) Задание: прочитать п. 1 § 31 на с. 143-144 Вигасина или п. 1 § 27 на с. 154 Михайловского.
б) Выяснить:
- Кого называли илотами?
- Какие обязанности существовали у илотов?
- Как обращались с илотами спартанцы?
3. Рассказ учителя.
Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с VIII по III в. до н. э. Во главе государства стояли два царя-полководца из разных родов и Совет из 30 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Важнейшие из них обсуждались общим собранием воинов-спартанцев. Был еще небольшой совет эфоров - они контролировали деятельность царей, чтобы те не захватили всю власть в Спарте.
Спартанское общество похоже на общество Древней Индии. Здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных землевладельцев (илотов). Переход из одной группы в другую был невозможен: за преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов- спартанцев.
4. Работа с историческим документом.
Плутарх. Ликург, XVI
Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии. Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им не знакомы - за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 135-136.
ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК
Для проведения игрового урока вам следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «афиняне» и «спартанцы». Они должны спорить о преимуществах и недостатках государственного строя этих полисов.
Игра
Учитель на доске чертит таблицу.
Афины    Спарта
Ученики, отыскивая сходства и различия между афинским и спартанским устройством полиса, предлагают пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:
1) государственное устройство;
2) социальное устройство;
3) образ жизни;
4) образование.
По мере поступления предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики - переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.
5. Беседа по вопросам к документу.
- Что вам понравилось, а что нет в воспитании мальчиков- спартанцев? Почему?
V. Закрепление изученного материала
- Чем отличались условия жизни жителей Спарты и Афин в VII-VI вв. до н. э.?
Ответы:
а) Афины отличались от Спарты тем, что главными занятиями были не земледелие и война, а ремесло и торговля. Афиняне были искусными мастерами в обработке бронзы и железа, в мореплавании и кораблестроении. Афинские земледельцы выращивали мало зерна, но много винограда и оливковых деревьев. Вино и оливковое масло вывозили на экспорт, зерно покупали в Египте и Причерноморье.
б) Без морской торговли Афины не могли существовать, поэтому правители имели мощный флот.
в) В школах Афин ценилось ораторское искусство, чтение, письмо и физические упражнения.
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 31 Вигасина или § 27 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как воспитывали спартанцев?»; для любознательных: а) Одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». Что она хотела сказать этими словами? б) Что обозначает «детский способ голосования в Спарте»?; прочитайте миф на с. 147 учебника Вигасина.
Дополнительный материал
Вся жизнь спартанца проходила в военных упражнениях. До своего совершеннолетия, которое наступало в 30 лет, он бывал дома только по праздникам, как гость. В 30 лет спартанец получал от государства надел земли и мог жениться.
Женщины-спартанки считались в Элладе самыми свободными и независимыми. Они получали спортивную подготовку наравне с мужчинами и нередко соревновались в общегреческих играх, посвященных богине Гере (в Олимпийских играх участвовали только мужчины). Спартанки властвовали в доме, пока мужчины занимались военным делом. Они сами воспитывали своих дочерей до замужества, а сыновей - до семилетнего возраста, когда мальчики переселялись в лагерь.
Граждане Спарты не имели права владеть золотой или серебряной монетой, заниматься торговлей или ремеслом (кроме мастеров- оружейников); их земли обрабатывали илоты. Поэтому Спарта не дала Элладе ни одного художника, поэта или ученого.
Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1994, С. 66.
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты