Урок 4. Зарождение нового общества
Цель: показать изменения в общественной и культурной жизни, имевшие место в эпоху неолита.
План
I. Проверка домашнего задания.
II. Общество земледельцев и скотоводов.
III. Новая общественная организация.
IV. Культура эпохи неолита.
Оборудование: § 4 учебника Саплиной.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Беседа с учащимися по вопросам:
— Каково значение религии в жизни первобытного человека?
— Что знал первобытный человек?
— Что первобытный человек знал лучше, чем наши современники?
II. Общество земледельцев и скотоводов
Около 10 тысяч лет назад первобытное общество вступило в эпоху неолита, которая характеризуется прежде всего тем, что именно тогда человечество перешло к таким формам хозяйствования, как земледелие и скотоводство.
— В чем преимущества этих занятий? (Они дают сравнительно устойчивый доход.)
— К каким последствиям это приводит? (Люди получают возможность накапливать богатства.)
Это в свою очередь приводит к расслоению общества: появляются богатые и бедные.
— Почему кроманьонцы не могли перейти к скотоводству и земледелию с самого начала? (Для этого следовало накопить множество знаний.)
Первые земледельцы появились в Передней Азии, так как именно там были наиболее благоприятные климатические условия для выращивания хлебных культур. Земледелие приводит к возникновению новых форм общественной организации, так как возникает необходимость масштабных коллективных действий.
— Каких? (Например, строительства каналов, ирригационных работ и т. д.)
Скотоводы начали разводить коз и овец, которые одновременно давали мясо, шерсть и молоко. Возникали и ремесла. Например, гончарство, которое позволяло изготавливать сосуды для хранения и перевозки продуктов.
III. Новая общественная организация
Благоприятные хозяйственные условия создавали предпосылки для численного роста древних поселений. Прежние поселения разрастались в города, в которых родовые отношения не могли поддерживаться в прежнем объеме. Род со временем исчезает, и на его место приходит соседская община. Внутри этой общины выстраивается иерархия — система соподчиненности. Между общинами часто вспыхивают конфликты, которые перерастают в войны.
— Какова судьба плененных во время таких войн? (Их обращают в рабов.)
В это время постепенно складывалась власть, которая пока базировалась на личных отношениях в общине.
IV. Культура эпохи неолита
- Как изменились религиозные представления первобытного человека в эпоху неолита? (Теперь земледелец поклонялся Земле и силам природы, от которых зависело его благосостояние.) В эпоху неолита строятся многочисленные культовые здания: сооружения из громадных камней - мегалиты и огромные валуны - менгиры. Возник культ предков, духи которых оберегали потомков. Изменилась культура захоронений. Покойного хоронили со всеми знаками его социального положения - оружием, зерном, рабами и т. д., полагая, что это может ему пригодиться в загробном мире. Важнейший культурный прорыв эпохи неолита - зарождение письменности, которая позволила человечеству накапливать знания.
Вариант урока 4. Зарождение нового общества (урок-игра)
Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.
I. Игра
Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от имени нашего современника «Как я попал в первобытное общество». Учащиеся должны акцентировать внимание на том, что могло бы поразить человека нашего века в быту кроманьонца. На задание дается 25 минут.
Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, набравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».
II. Подведение итогов урока
В конце урока учитель напоминает учащимся, что, как бы ни отличался быт кроманьонца от современного, именно тогда зарождались столь близкие нам социальные и политические формы.
Домашнее задание: § 4 Саплиной.
|