Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
6 гостей

Краткие новости

Урок 42. Римская семья

Урок 42. Римская семья

Цель: охарактеризовать особенности древнеримской семьи. План
Проверка домашнего задания.
Глава семьи.
Патроны и клиенты.
Оборудование: § 49 учебника Саплиной.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Почему конфликт между Римом и Карфагеном был неизбежен?
В чем причина победы Рима?
Что давали провинции Риму?
Глава семьи
Кто осуществлял власть над семьей, фамилией? (Глава семьи, отец.)
Он отвечал за благополучие семьи, заведовал всеми ее финансовыми и хозяйственными делами. Он имел право трижды продать в услужение собственного сына, чтобы спасти семью от банкротства. Отец обладал неограниченной властью над всеми домочадцами, имел право судить их.
Каково было положение женщин в римской семье? (Они находились под полной властью отца или мужа.)
Показательно, что у женщин в Риме даже не было личных имен: они носили лишь родовое имя отца. Вся работа по дому ложилась на женщину и домашних рабов. Правда, женщине в Риме была предоставлена большая свобода, чем в Греции. Женщины принимали участие в воспитании детей, присутствовали на пирах и празднествах.
Патроны и клиенты
Клиенты также включались в систему семейных отношений. Клиент — это свободный римлянин, который находился под покровительством нобиля — отца семейства. Покровительствующий именовался патроном.
Почему римляне искали покровительства? (Они ожидали, что кто-нибудь их оградит от произвола сильных мира сего и гарантирует известный материальный достаток.)
Почему патроны принимали под свое покровительство? (Клиенты поддерживали патрона в политической борьбе, помогали ему в исполнении государственных обязанностей,
сопровождали его на войне, в трудной ситуации могли дать ему взаймы.)
Каждый день клиенты стекались к дому патрона, составляя ему верную свиту. При необходимости они могли составить и вооруженный отряд. Полководцы имели своими клиентами целые народы, что давало им определенную политическую власть. Патрон обладал большой властью над клиентами. Измена патрону каралась смертью.
Домашнее задание: § 49 Саплиной.
Дополнительный материал
Рождение ребенка было праздником, о котором оповещали всех соседей венки, повешенные на дверях. Отец поднимал младенца, которого клали перед ним на землю; это значило, что он признавал его своим законным ребенком. А он мог отвергнуть его, и тогда новорожденного выбрасывали. С этим жестоким обычаем боролись еще христианские писатели, и Минуций Феликс указывает на него как на одно из преступлений, которое в языческой среде таковым не почиталось: «Вы иногда выбрасываете ваших сыновей зверям и птицам, а иногда предаете жалостной смерти через удавление» (Octav. 30. 2). Только при Александре Севере выбрасывание детей было объявлено преступлением, которое приравнивалось к убийству.
Право выбросить ребенка, продать его или даже убить целиком принадлежало отцу; - «нет людей, которые обладали бы такой властью над своими детьми, какой обладаем мы» (Gaius, I. 55). Что действительно сказал отец Горация своему сыну, убившему сестру за то, что она оплакивала врага родины, и произошел ли весь этот трагический эпизод в действительности, это в данном случае не имеет значения: важно заявление, которое Ливий, современник Августа, влагает в уста старика-отца: если бы поступок сына был несправедлив, он, отец, сам казнил бы сына. Давший жизнь имел право ею и распоряжаться: известная формула - «я тебя породил, я тебя и убью» - развилась в логическом уме римлянина в систему обоснованного права, именовавшегося «отцовской властью» (patria potestas). Это было нечто незыблемое, освященное природой и законом. Когда в грозный час войны трое военных трибунов, облеченных консульской властью, спорят в сенате о том, кому идти воевать (дело происходит в V в. до н. э.) - городские дела в такую минуту кажутся слишком ничтожными, и все трое рвутся к войску, - то отец одного из них приказывает ему остаться в Риме «священной властью отца» (maiestas patria). Этого приказа достаточно, чтобы прекратить и спор, и необходимость метания жребия: отцовское слово оказалось сильнее даже конституционных постановлений. Сын может дожить до преклонных лет, подняться до высших ступеней государственной карьеры, приобрести почет и славу (vir consularis et triumphalis), он все равно не выходит из-под отцовской власти, и она кончается только со смертью отца. Жизнь сумела обойти ряд законов: поставить иногда раба, бесправное существо, «вещь», выше всех свободных, дать женщине, которая всю жизнь должна находиться под опекой отца, брата, мужа, права, которые уравнивали ее с мужчиной, — отцовская власть оставалась несокрушимой. А. Фульвия, отправившегося к Катилине, отец-сенатор приказал вернуть с дороги и убить (Sal. Cat. 39. 5); Сенека помнил какого-то Трихона, римского всадника, который засек своего сына до смерти (de clem. I. 15. 1). Он же рассказывает, что Тарий сам держал суд над своим юным сыном, уличенным в составлении планов отцеубийства. На суд этот были приглашены родственники и сам Август. И только при Константине казнь сына объявляется убийством.
Ребенка, которого поднял отец, купали, заворачивали в пеленки и укладывали в колыбель. На восьмой день девочке и мальчику на девятый нарекали имя; день этот (dies lustricus) был семейным праздником: собирались близкие, приносилась жертва, очищавшая ребенка и мать, и устраивалось угощение, соответствовавшее достатку родителей. Крохотное беспомощное существо было особенно легкой и привлекательной добычей для таинственных злых сил, которые всегда начеку: к спящему младенцу ночью подлетают стриги, страшные существа с загнутым клювом и крючьями вместо когтей, которые роются во внутренностях малютки и упиваются его кровью (Ov. fast. VI. 133—140). Ничего не стоит сглазить ребенка: человек часто сам не знает, что у него злой глаз; есть ведь отцы, которым матери боятся показать их собственных детей. Ребенка надо защитить и охранить: против сглаза помогает [с. 150] черный непрозрачный камень, который называется antipathes (Pl. XXXVII. 145): его следует надеть новорожденному на шею. Предохранят его также кораллы (Pl. XXXII. 24) и янтарь (Pl. XXXVII. 50), а если ребенку повесить волчий зуб, у него легко прорежутся зубы, и он не будет подвержен испугу (Pl. XXVIII. 257). Золото отвращает всякое колдовство (Pl. XXXIII. 84), и ребенку дарят маленькие золотые вещички (crepundia), которые служат ему одновременно и игрушками, и амулетами. Их нанизывают на цепочку или на шнурок и вешают через плечо или на шею. Героиня Плавтова «Каната» перечисляет некоторые из таких игрушек-амулетов: крохотный золотой меч, золотой топорик, серпик, две руки, соединенные в рукопожатии, золотая булла. Сохранились целые ожерелья этих амулетов; одно из них, между прочим, найдено в Керчи. Особое место среди них занимает названная и у Плавта булла. Это раскрывающийся медальон чечевицеобразной формы, в который вкладывали какой-нибудь амулет, да и сама булла служила им. Первоначально носить золотую буллу имели право только дети знатных семейств, позже — все свободнорожденные, и здесь разницу создавало только наличие средств: бедные люди надевали на своих детей кожаные буллы. Мальчики носили их до дня своего совершеннолетия. Теперь им, взрослым людям, колдовство уже не так страшно, и в этот день медальоны вешают около изображения домашних Ларов как жертву им (Pers. 5. 31).
Сергеенко М.Е. Из книги «Жизнь Древнего Рима». Вопросы по тексту:
Каково было положение детей в семье?
Какой властью пользовались отцы семейства?