Урок 1. Россия в начале XIX в.
Цель урока: обобщить и систематизировать социально-экономические и политические факты, связанные с развитием Российской империи в начале XIX в.; выявить причины, которые ограничили развитие производительных сил страны и привели к отставанию России от стран Западной Европы.
ПЛАН УРОКА
1. Характеристика периода.
2. Страна и народы.
3. Сословия и классы.
4. Экономика страны в начале XIX в.: пути сообщения, ярмарки, города и промышленность.
5. Политический строй.
СЛОВАРЬ
«Месячина» — 1) форма зависимости крепостных крестьян от помещика; 2) определенное количество продуктов и одежды, выдаваемое крестьянину ежемесячно за барщину.
Буржуазия — владельцы капиталистических предприятий, использовавшие труд наемных рабочих.
Рабочий класс — лично свободные, но не имевшие собственной земли и хозяйства работники, занятые наемным трудом у помещиков или на предприятиях.
Интеллигенция — люди, чей труд основывался на научных знаниях и талантах.
Разночинцы — интеллигенты недворянского происхождения.
Самодержавно-бюрократический строй — система государственного устройства, основанного на абсолютизме и строгом разделении обязанностей, соподчинении низших и высших органов, четко разработанных правилах деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
В начале урока учитель дает общую характеристику XIX столетия, отмечает его значение в истории России. С целью мотивации учащимся предлагается назвать известные им события, имена политических деятелей или деятелей культуры XIX в., и записать их в тетради. Затем преподаватель рассказывает о том, что в 8 классе школьники значительно расширят свои знания об этом периоде отечественной истории, смогут усвоить новый фактический материал и сформировать яркие представления о событиях и персоналиях XIX столетия.
Примерная характеристика периода
XIX век занимает особое место в истории России. Государство коренным образом изменилось со времен Петра I. Вступив в новое столетие аграрной страной с феодально-крепостническими порядками, Российская империя к концу века в основном перестроила свою экономику на капиталистический лад.
В XIX в. возрос международный авторитет России. Этому способствовали отражение агрессии наполеоновской Франции и окончательная победа над Наполеоном. В середине века престиж России был подорван в результате Крымской войны. Но благодаря Великим реформам Россия восстановила свои силы.
Власть осознавала необходимость перемен в обществе и пыталась решить проблему «сверху». Отсюда непрерывная полоса попыток преобразований, которыми отмечено царствование практически всех российских императоров XIX в. Усилия властей, направленные на преобразование России, дали толчок к проведению Великих реформ 1860—1870-х гг. Было ликвидировано крепостное право и заложены основы модернизации российского общества не только последних десятилетий XIX в., но и начала XX в.
В отличие от предшествующих веков, XIX столетие было относительно спокойным, массовые крестьянские восстания и войны не сотрясали империю. Важным фактором развития страны стало активное общественное движение. Конфронтация между самодержавной властью и оппозиционно настроенной частью общества — отличительная черта русской жизни этого столетия.
XIX век — «золотой век» развития русской культуры, которая получила широкое распространение и признание ведущих европейских стран, являвшихся ранее примером для русских мастеров.
В завершение этой части урока школьники на примере первого параграфа знакомятся со структурой учебника.
Раскрыть последующие вопросы темы урока целесообразно с помощью беседы с элементами самостоятельной работы школьников с текстом учебника, а также опираясь на знания школьников по истории России второй половины XVIII в.
Далее учитель предлагает учащимся, используя карту «
Российская империя на рубеже XVIII— XIX вв.» , перечислить и показать территории, вошедшие в состав Российской империи во второй половине XVIII в. Работа сопровождается ответами учеников на следующие вопросы:
1. Вспомните, в результате каких событий Екатерине II удалось получить выход к Черному морю.
2. Покажите на карте территории, отошедшие к России по Кючук-Кайнарджийскому (1774) и Ясскому (1791) миру с Турцией.
3. Какие события привели к расширению территории империи на западе? Покажите на карте территории, которые вошли в состав империи в результате разделов Речи Посполитой.
Обобщая ответы школьников, следует отметить, что во второй половине XVIII в. территория России расширялась за счет присоединения Северного Причерноморья и Приазовья, Крыма, а также земель, отошедших к империи в результате разделов Польши. Таким образом, к началу XIX в. Россия вышла к побережью Черного и Азовского морей на юге, а на западе к ней отошли земли Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы и часть Польши. Ей принадлежали не только восточносибирские и дальневосточные окраины, но и Русская Америка (Аляска, Алеутские острова и часть Северной Калифорнии), открытая русскими путешественниками и переселенцами. В 1801 г. в состав империи вошла Восточная Грузия.
С расширением территории происходил рост численности населения. Если в начале XVIII в. в стране проживало 10,5 млн человек, то к началу XIX в. — уже 43,7 млн. Характеристику национального и религиозного состава населения России учащиеся готовят самостоятельно, используя материал п. 1 «Введения» и карту «Российская империя на рубеже XVIII—XIX вв.». Затем школьники последовательно, «по цепочке», выступают с рассказом, используя названия, выделенные в тексте учебника курсивом.
При рассмотрении следующего вопроса актуализация знаний учащихся по курсу отечественной истории 7 класса происходит при помощи следующих вопросов:
1. Дайте определение термина «сословие».
2. Какие сословия, сформировавшиеся в XVIII в., вам известны?
3. Назовите документы времен царствования Екатерины II, в результате принятия которых завершилось складывание дворянского, купеческого и мещанского сословий (
Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам).
Характеристику сословного строя и процесса формирования классов капиталистического общества в России можно дать с помощью одного из двух предлагаемых вариантов организации познавательной деятельности учащихся.
1-й вариант. Самостоятельное чтение п. 2 учебника и выполнение задания 3 «Введения» в рабочей тетради (ответы к заданиям выделены курсивом) с последующим обсуждением положения сословий и особенностей формирования классов капиталистического общества в России.
3. Сословие — это общественная группа, на основании законов государства наделенная определенными правами и обязанностями, которые передаются по наследству.
Сословия
|
Права, обязанности |
Привилегированные сословия |
Дворянство |
Владение землей, крепостными крестьянами, сословное самоуправление, освобождение от налогов, телесных наказаний, службы государству |
Духовенство |
Освобождение от рекрутчины, телесных наказаний и налогов |
Полупривилегированные сословия |
Купечество |
Купцы 1-й гильдии — право вести крупную внешнюю и внутреннюю торговлю, освобождение от рекрутчины и телесных наказаний. Платили некоторые налоги; купцы 2-й гильдии — привилегии в крупной внутренней торговле. Платили налоги; купцы 3-й гильдии — право вести мелкую торговлю; не освобождались от рекрутской повинности; подвергались телесным наказаниям. Платили налоги |
Казачество |
Военная служба со своим снаряжением |
Непривилегированные сословия |
Мещанство |
Несли рекрутскую повинность. Подвергались телесным наказаниям. Платили налоги |
Крестьянство |
Государственные — платили подати, несли повинности в пользу государства, владели общинной землей, поставляли рекрутов в армию, подвергались телесным наказаниям; крепостные — несли рекрутскую повинность. Платили налоги в пользу государства. В качестве помещичьей собственности выполняли барщину, платили оброк, исполняли другие повинности |
2-й вариант (предпочтительнее для экономии учебного времени). Беседа с учениками на основе изложения материала учителем. Школьники активно дополняют его рассказ фактами, известными им из курса истории России XVII—XVIII вв., и заполняют таблицу в рабочей тетради.
Дворянство являлось привилегированным сословием, составляя около 1% населения страны. Оно обладало исключительными правами на владение землей и крепостными крестьянами. Дворяне были освобождены от обязательной службы государству, уплаты налогов и рекрутской повинности. Они преобладали в офицерском корпусе русской армии и чиновничестве. Военная и гражданская служба дворян регулировалась Табелью о рангах. Чиновник, дослужившийся до VIII класса, становился потомственым дворянином (илл. на с. 8). К привилегированному сословию также принадлежало духовенство. Подобно дворянам, духовенство владело землей и крестьянами, было освобождено от налогов и рекрутской повинности. Представители привилегированных сословий не подвергались телесным наказаниям.
Полупривилегированными сословиями являлись купечество и казачество. Купечество в зависимости от размеров капитала делилось на три гильдии. Купцы первой гильдии имели преимущественное право вести крупную внешнюю и внутреннюю торговлю, не платили большинства налогов и не подлежали рекрутскому набору, освобождались от телесных наказаний; купцы второй гильдии обладали привилегиями в крупной внутренней торговле по всей стране, а третьей — в мелкой торговле (в пределах города или уезда). Купцы второй и третьей гильдий платили налоги и не освобождались от рекрутчины. Принадлежность к купечеству не являлась наследственной. Любой городской житель в зависимости от размера капитала мог записаться в одну из гильдий, а разорившись, перейти в мещанство. Казачество относилось к военно-земледельческому сословию, обязанному нести службу со своим снаряжением.
К непривилегированным сословиям относились мещане (население городов — ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники) и крестьянство. Характеристику крестьянства учащиеся могут дать самостоятельно (илл. на с. 6, 7). При этом учитель отмечает ряд особенностей в положении помещичьего и крестьянского хозяйств, свидетельствующем о кризисе крепостничества. Помещики были заинтересованы в максимальных поставках на рынок зерна и других продуктов. В черноземных губерниях юга страны они увеличивали барщину до пяти дней в неделю или переводили крепостных на «месячину» — крестьяне работали в барском хозяйстве, получая раз в месяц определенное количество хлеба. Таким образом, деградация крестьянских хозяйств вела к экономическому ослаблению помещичьего хозяйства. В нечерноземных губерниях помещики сокращали барщину и переводили крепостных на денежный оброк, что вынуждало крестьян искать работу в городе (отходники). В этой ситуации крестьяне не могли заниматься только сельским хозяйством, и стать полноценными работниками на мануфактурах не имели возможности, поскольку оставались в крепостной зависимости и значительную часть заработанных денег отдавали помещику.
Далее необходимо отметить, что сословный строй изживал себя, и дать учащимся задание прочитать материал учебника (с. 9) и ответить на вопросы:
1. Вспомните, чем отличались классы капиталистического общества от сословий.
2. Дайте определение понятий «буржуазия» и «наемные рабочие». За счет представителей каких сословий формировались эти классы в России?
3. Кого называли разночинцами? В чем особенность положения интеллигенции?
Определения выделенных в учебнике курсивом терминов учащиеся записывают в тетради.
Подводя итог этой части урока, следует подчеркнуть важные особенности национального, религиозного и сословного состава Российской империи в начале XIX в.:
крайняя неравномерность плотности населения;
национальное и религиозное многообразие;
процесс складывания классов капиталистического общества происходил при господстве сословного строя.
Пункт «Экономика страны в начале XIX в.» раскрывается с помощью карты «Российская империя в 1800—1861 гг.». Школьники знакомятся с легендой карты и отвечают на вопросы:
1. Какой путь сообщения в первой половине XIX в. являлся основным?
2. Почему сообщение по рекам было медленным и прерывалось на несколько месяцев в году? (При ответе можно использовать репродукцию картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге».)
3. Найдите на карте «Экономическое развитие Российской империи в середине XIX в.» г. Рыбинск на Волге. Какое значение имел этот город для судоходства? (Илл. на с. 10.)
4. Почему в южных губерниях страны грузы перевозились в основном по грунтовым дорогам?
5. На карте «Российская империя в 1800—1861 гг.» покажите железную дорогу, построенную в 1851 г.
6. Назовите самые известные российские ярмарки. Покажите на карте Макарьевскую и Ирбитскую ярмарки. В 1816 г. волжский городок Макарьев сгорел. В какой город переехала Макарьевская ярмарка?
7. Используя информацию учебника (с. 10—11), расскажите о ярмарке. Объясните значение понятий «пенька», «постоялый двор», «трактир», «биржа», «оптовая и розничная торговля».
8. В начале XIX в. в городах проживало около 6,5% населения России. Покажите на карте самые крупные города: Петербург, Москва, Тобольск.
9. На карте «Российская империя в 1800—1861 гг.» покажите основные районы размещения отраслей промышленности: а) горнодобывающая и металлургическая промышленность — Урал, Алтай; б) металлообработка и текстильная промышленность — Петербург, Московская и Владимирская губернии, Тула. В каких отраслях чаще всего использовался труд крепостных, а в каких — вольнонаемных? В чем особенность вольнонаемных рабочих в русской промышленности начала XIX в.?
Xарактеристику политического устройства Российской империи в начале XIX в. учитель дает на основе знаний учащихся по отечественной истории второй половины XVIII в. Школьники должны найти в последнем пункте «Введения» (с. 13) и объяснить своими словами значение термина «самодержавно-бюрократический строй». На доске состав- лется схема:
Государственное управление Российской империи на рубеже XVIII—XIX вв.
На завершающем этапе урока школьникам дается задание (возможно, потребуется помощь учителя) привести доказательства того, что крепостное право тормозило социально-экономическое развитие России.
Домашнее задание. Введение. Подготовить устные ответы на вопросы к «Введению». Задания 1, 3 рабочей тетради. Задания 1, 3, 4, 5 контурной карты «Российская империя на рубеже XVIII—XIX вв.» (с. 2—3) .
Дополнительное задание: подготовить биографические справки о Н. Н. Новосильцеве и М. М. Сперанском