Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Урок 2. Начало царствования Александра I

Урок 2. Начало царствования Александра I

Цель урока: сформировать представления о реформаторской деятельности Александра I в начале царствования и результатах внешней политики России начала XIX в.

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.
3. Начало царствования Александра I.
4. Деятельность М. М. Сперанского.
5. Внешняя политика России в начале XIX в.

СЛОВАРЬ
Лицей — в России до 1917 г. привилегированное среднее или высшее учебное заведение для детей дворян.
Гимназия — средняя общеобразовательная школа в Российской империи XIX в.
Благотворительность — благодеяние, добродей- ство, делать добро (Толковый словарь В. И. Даля).
Министерство (от лат. ministro — служу, управляю) — центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления.
Принцип разделения властей — разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Коалиция (от лат. coalitio — союз) — объединение, союз государств, партий, людей и т. п. для достижения общих целей.
Континентальная блокада — торговая блокада Великобритании, объявленная Наполеоном I в 1806 г. Всем союзным и подвластным Франции государствам запрещалось вести с Великобританией торговлю, поддерживать почтовые и другие отношения. По условиям Тильзитского мирного договора (1807) к континентальной блокаде вынуждена была присоединиться и Россия.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Проверочная беседа по вопросам к «Введению» и заданиям из рабочей тетради. На доске двое учеников составляют схему государственного управления Российской империи на рубеже XVIII—XIX вв. и выполняют задание 3 из рабочей тетради. Ответы школьников, касающиеся экономического развития страны в начале столетия, сопровождаются локализацией фактического материала на карте. Особое внимание на этапе проверки знаний следует обратить на то, чтобы ученики понимали значение влияния крепостничества на социально-экономическое развитие России.
2. Выполнение заданий 4, 6 из рабочей тетради.
4. Установите соответствие между понятиями и определениями.
ПОНЯТИЯ    ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1) Барщина    А) Слой чиновников, служащих административного аппарата (4)
2) Месячина    
3) Интеллигенция Б) Владельцы капиталистических предприятий, использовавшие труд наемных рабочих (7)
4) Бюрократия    
5) Отходники    В) Форма повинности, ежегодный сбор помещиком денег и продуктов (6)
6) Оброк    
7) Буржуазия    Г) Принудительный труд крепостных
8) Разночинцы    крестьян на земле помещика с использованием собственного инвентаря (1)
Д) Интеллигенты недворянского происхождения (§)
Е) Люди, чей труд основывался на научных знаниях и талантах (3)
Ж) Помещичьи оброчные крестьяне, временно ушедшие на заработки в города (5) З) Работа крестьян в барском хозяйстве за определенное количество хлеба (2)
6. Отметьте знаком «+» верные утверждения, а знаком «-» — неверные.
1) В начале XIX в. в России наиболее плотно были заселены центральные губернии, а к югу, северу и востоку от центра плотность населения резко падала.    +
2) Самым богатым, образованным и привилегированным сословием в России была буржуазия.    -
3) В черноземных губерниях помещики переходили от барщины к оброку.    -
4) По торговому обороту лидировали Макарьев- ская и Ирбитская ярмарки.    +
5) В промышленности труд крепостных использовался на старых уральских заводах, переживавших кризис, и в помещичьих мануфактурах. Вольнонаемный труд применялся на мелких, быстро развивающихся предприятиях, которые открывали купцы, мещане и разбогатевшие крестьяне.    +
6) В середине XIX в. промышленное развитие России шло быстрыми темпами, опережающими Англию, Францию и Бельгию.    -
Выборочная проверка выполнения заданий контурной карты «Российская империя на рубеже XVIII—XIX вв.».

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Прежде чем переходить к изучению нового материала, необходимо убедиться, что ученики помнят основные события эпохи дворцовых переворотов и понимают значение терминов «дворцовый переворот», «просвещенный абсолютизм». С этой целью учитель проводит краткую беседу по вопросам:
1. Вопрос 1 рубрики «Вспомним ранее пройденное» к § 1.
2. Как называлась внутренняя политика, которую стремилась проводить императрица Екатерина II? Какие идеи лежали в основе этой политики?
Рассказ учителя о правлении Павла I и дворцовом перевороте 11 марта 1801 г. построен на тексте учебника (п. 1 § 1), однако его содержание требует уточнения.
В характеристике правления Павла I важно отметить следующие факты. Сын Екатерины II и Петра III Павел I (1796—1801) взошел на престол в возрасте 42 лет после смерти матери. Он совершенно не разделял ее взглядов и стремился к наведению порядка, ослабленного, по его мнению, в предшествующее правление.
Крестьянская политика Павла I была противоречива. С одной стороны, за неполные пять лет своего царствования он раздал в частные руки 600 тыс. крепостных крестьян — почти столько же, сколько его мать за 34 года. С другой — стремился к тому, чтобы помещики были справедливы с крепостными, не эксплуатировали их сверх меры (Манифест о трехдневной барщине (1797) впервые за полвека ограничивал произвол помещика по отношению к крестьянам). Однако фактически этот закон дворянами не выполнялся, так как носил рекомендательный характер: «Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий... научает нас седьмой день посвящать Ему [Богу]... Оставшиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работы их в пользу помещиков... »
Говоря о внутренней политике Павла I, следует упомянуть и о нововведениях, связанных со статусом императора и его семьи. В 1797 г. Павел опубликовал «Учреждение об императорской фамилии», устанавливавшее наследование престола строго по мужской линии. Продолжая внешнюю политику Екатерины I, император принял участие в коалиционных войнах против Франции, в которых под командованием А. В. Суворова были совершены героические Итальянский и Швейцарский походы.
Император пытался ограничить права и привилегии дворянства и фактически отменил Манифест о вольности дворянства (1762), пробовал заставить дворян платить налоги и даже подвергать их телесным наказаниям. Все это настроило против Павла I высшие слои общества и в результате был составлен заговор с участием наследника престола Александра Павловича. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. заговорщики ворвались в спальню императора и потребовали, чтобы он отрекся от престола. Павел наотрез отказался, и заговорщики задушили императора. С вступлением на престол сына Павла Александра I эпоха дворцовых переворотов в России закончилась.
С характеристикой личности императора Александра I учащиеся знакомятся самостоятельно (с. 17 учебника). В процессе обсуждения воспитания Александра и влияния гибели отца на его характер и мировоззрение необходимо убедиться, что школьники понимают различие между двуличием и двойственностью натуры.
С недолгим периодом просвещенного абсолютизма Александра I и деятельностью «Негласного комитета» учащиеся знакомятся либо самостоятельно, либо в ходе комментированного чтения учебника (с. 18—20). Оба варианта предполагают заслушивание заранее подготовленных сообщений о Н. Н. Новосильцеве.
С целью систематизации и закрепления материала учащиеся в тезисной форме записывают в тетрадях преобразования Александра I в начале царствования и отвечают на вопросы:
1. Вопрос 1 к § 1.
2. В Манифесте о восшествии на престол Александр I обещал управлять народом «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой». Как называется политика, которую стремился продолжить Александр I? В чем ее сущность?
3. Объясните, что такое «Негласный комитет».
4. С какой целью в 1802 г. по инициативе царя было создано Императорское человеколюбивое общество? Что такое благотворительность?
5. Перечислите меры, принятые Александром I для облегчения положения крестьян. Кто такие «вольные хлебопашцы»? Почему Александру I не удалось ввести запрет на продажу крепостных без земли?
6. Вопрос 2 рубрики «Вспомним ранее пройденное» к § 1. Что изменилось в системе государственного управления Российской империи в 1802 г.? Чем министерства отличались от коллегий?
После заслушивания биографических сведений о М. М. Сперанском (либо знакомства с материалом учебника) учитель, опираясь на схему «Структура государственной власти», рассказывает об основных положениях проекта коренных преобразований, которые предложил реформатор.
Для понимания сущности предлагаемых реформ учащиеся знакомятся с документом и отвечают на вопросы.
М. М. Сперанский. Из «Введения к Уложению государственных законов». 1809 г.
Общий предмет преобразования состоит в том, чтоб правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на непременном законе... Никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе... Министры же будут ответственны перед законодательным сословием, члены которого имеют право требовать от них в положенные сроки соответствующих отчетов... Нельзя предполагать, чтобы лицо державное, само собою и непосредственно действуя на отдельные части управления, могло сохранить с точностью их пределы...
Вопросы к документу: 1. Как М. М. Сперанский объясняет необходимость преобразований? 2. Какие вопросы должна была решать Дума? 3. Какой стала бы форма правления в России, если бы проект реформ М. М. Сперанского был осуществлен?
Материал для сообщения
Сперанский Михаил Михайлович (1772—1839) происходил из семьи сельского священника. После окончания Санкт-Петербургской духовной академии сначала работал учителем, а затем — секретарем у князя А. Б. Куракина (любимца Павла I). Замеченный при дворе благодаря своим способностям, он сразу после дворцового переворота 1801 г. оказался в числе главных действующих лиц нового царствования. С охлаждением Александра I к деятельности «Негласного комитета», с одной стороны, возникла потребность в новых лицах, а с другой — император понимал, что нельзя отходить от общего замысла реформ. Он быстро нашел человека, который отвечал бы этим требованиям — им стал М. М. Сперанский. Из всего круга реформаторов «Негласного комитета» Сперанский был наиболее близок к министру внутренних дел В. П. Кочубею. В период болезни министра Сперанскому было поручено вместо него лично докладывать императору о положении дел. Эти доклады показали Александру I, что Сперанский именно тот человек, который ему нужен, поэтому ему было поручено составить проект реформирования государства. Проект «Введение к уложению государственных законов» был готов к 1809 г. Александр I в целом одобрил политическую реформу, но стремление предоставить крепостным крестьянам гражданские права вызвало такую бурю негодования среди высших чинов и помещиков, что император был вынужден отказаться от задуманного: слишком свежа была в памяти судьба отца. Сперанский был обвинен в превышении служебных полномочий и сослан в Нижний Новгород. Позже, в 1816 г., он был возвращен на службу и успешно управлял Восточной Сибирью. Вернувшись в Петербург, считал свою прошлую деятельность ошибочной, а Россию не готовой к европейским реформам.
Подводя итог этой части урока, необходимо обратить внимание учащихся на то, что преобразовательные планы Александра I натолкнулись на решительный отпор аристократии, перед которой царь отступил, опасаясь дворцового переворота. В качестве иллюстрации, дополняющей материал учебника о недовольстве дворянства проектом М. М. Сперанского, можно привести доводы Н. М. Карамзина в «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях»:
И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне благоразумного помещика, который довольствуется умеренным оброком или десятиною пашни на тягло, счастливее казенных, имея в нем бдительного попечителя и сторонника.
Вопрос о внешней политике России начала XIX в. рассматривается учащимися самостоятельно в процессе чтения п. 4 учебника и выполнения заданий контурной карты «Россия (европейская часть) в первой половине XIX в.» (с. 6).
Школьники должны вспомнить события внешней политики России в конце XVIII в., отвечая на следующие вопросы:
1. Почему Россия в царствование Екатерины II вмешалась в события во Франции?
2. Какие государства входили в антифранцузскую коалицию?
3. Почему Россия при Павле I сначала воевала с революционной Францией, а потом заключила с ней мир?
В процессе знакомства с материалом учебника школьники отмечают в контурной карте: а) территорию Грузии (записывают дату ее вхождения в состав России); б) территории Дагестана и Северного Азербайджана, отошедшие к России в результате русско-иранской войны 1804—1813 гг.; в) место сражения под Аустерлицем (записывают дату битвы); г) место поражения русской армии под Фридландом; д) место заключения Тильзитского мирного договора (записывают дату заключения); е) территорию Финляндии (записывают дату ее вхождения в состав Российской империи); ж) территорию Бессарабии, отошедшей к России в результате русско-турецкой войны 1806—1812 гг. Территориальные приобретения России в начале XIX в. обозначаются в контурной карте одним цветом. При дефиците учебного времени это задание можно дать на дом.
Домашнее задание. § 1. Подготовить устные ответы на вопросы 1, 3, 4 к параграфу. Повторить понятия и названия, изученные на предыдущих уроках. Подготовить сообщения (индивидуально или по группам) о М. Б. Барклае-де-Толли, М. И. Кутузове, П. И. Багратионе, Д. В. Давыдове, а также командирах французской армии (по выбору учащихся)
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты