Урок 16. Внутренняя и внешняя политика правительств Александра I и Николая I (повторительно- обобщающий урок по истории России в первой половине XIX в.)
Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России
Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся об основных процессах и явлениях истории России в первой половине XIX в.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
1-й вариант. Работа учащихся на этом уроке организуется по следующим направлениям:
1. Терминологический диктант (либо учитель диктует определения, а ученики записывают термины, либо учитель диктует термины, а учащиеся письменно дают определения). Термины и определения можно выбрать из словаря к урокам.
2. Хронологический диктант (либо учитель называет событие и указывает, насколько точным должен быть ответ — число, месяц или только год, а учащиеся записывают в ответе дату, либо учитель называет дату, а учащиеся записывают в ответе событие).
ВАРИАНТ А
1. Царствование Александра I (1801 — 1825)
2. Указ о «вольных хлебопашцах» (1803)
3. Русско-турецкая война (1806—1812)
4. Русско-шведская война, присоединение Финляндии (1808—1809)
5. Бородинское сражение (26 августа 1812 г.)
6. Заграничный поход русской армии (1813— 1814)
7. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями (1820)
8. Создание Северного и Южного обществ (1821—1822)
9. Выступление декабристов на Сенатской площади (14 декабря 1825 г.)
10. Парижский мирный договор (1856)
ВАРИАНТ В
1. Учреждение министерств(1802)
2. Войны России с наполеоновской Францией (1805—1807)
3. Тильзитский мир (1807)
4. Вторжение наполеоновской армии в Россию (1812 г., июнь)
5. Изгнание наполеоновской армии из России (1812 г., декабрь)
6. Создание первой организации декабристов «Союз спасения» (1816)
7. Кавказская война (1817—1864)
8. Царствование Николая I (1825—1855)
9. Принятие Свода законов Российской империи (1833)
10.
Крымская война (1853—1856)
3. Игра «Аукцион знаний». Игровая форма позволит повторить и обобщить значительный по объему материал. Игру можно провести в несколько этапов: по периодам (первая четверть XIX в., вторая четверть XIX в.) или по направлениям политики правительств Александра I и Николая I (внешняя политика, внутренняя политика, социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в., общественное движение, культура России). Перед проведением аукциона ученики в течение 4—6 мин должны составить и записать в тетради собственный максимально полный список исторических имен, дат, событий, терминов, которые относятся к данной теме. Когда время закончится, объявляется аукцион. Записанные учащимися факты играют роль «условных единиц». Учитель предлагает начальную цену в зависимости от объема фактического материала. Ученики называют свою цифру (количество слов в своем списке). Победителями аукциона (целесообразно определить несколько победителей, так как в ходе проверки возможны исторические ошибки или повторы) становятся те, кто предложит больше всего «условных единиц». Классу зачитывается список, составленный победителями, и предлагается дописать пропущенные данные. Победители получают лот аукциона — «5» или приз.
4. Обсуждение и рецензирование сообщений, докладов или проектов учащихся, подготовленных в процессе изучения тем, но не использовавшихся ранее. В процессе проверки учитель может отметить наиболее удачные сообщения, максимально полно и интересно раскрывающие важные этапы истории России первой половины XIX в.
2-й вариант. Тесты по истории России 8 класс.
1. В начале XIX в. большинство населения Российской империи исповедовало
1) ислам 3) протестантизм
2) православие 4) буддизм
2. Большинство населения России составляли
1) русские
2) украинцы и белорусы
3) тюркоязычные народы
4) финно-угорские народы
3. Самым богатым, образованным и привилегированным сословием являлось
1) купечество
2) крестьянство
3) дворянство
4) мещанство
4. Денежный оброк и отходничество господствовали
1) в черноземных губерниях
2) в нечерноземных губерниях
3) в Сибири
4) на Дальнем Востоке
5. Какому понятию соответствует определение «люди недворянского происхождения, чей труд основывался на научных знаниях и талантах»?
1) бюрократы 3) разночинцы
2) буржуазия 4) отходники
6. Кто из перечисленных ниже лиц прославился в Отечественной войне 1812 г.?
1) П. С. Нахимов 3) А. А. Аракчеев
2) А. В. Суворов 4) Н. Н. Раевский
7. Даты 1802 г., 1810 г., 1826 г., 1833 г. относятся к
1) началу военных кампаний
2) реформам государственного управления
3) процессу освобождения крестьян от крепостной зависимости
4) началу царствования российских императоров
8. Территория Финляндии вошла в состав Российской империи в
1) 1801 г.
2) 1809 г.
3) 1812 г.
4) 1814 г.
9. В 1805 г. французская армия нанесла поражение австро-русской армии
1) под Аустерлицем 3) в Молдавии
2) под Фридландом 4) у Тильзита
10. В результате заключения Тильзитского мира Россия
1) объявила войну Англии
2) понесла значительные территориальные потери
3) разорвала торговые отношения с Англией
4) восстановила антифранцузскую коалицию
11. Проект реформ М. М. Сперанского предусматривал
1) ликвидацию монархии
2) отмену крепостного права
3) уничтожение сословий
4) введение принципа разделения властей
12. Осуществление проекта реформ М. М. Сперанского началось с учреждения
1) военных поселений
2) Государственного совета
3) парламента
4) Государственной думы
13. Участников Отечественной войны 1812 г. Д. В. Давыдова, А. С. Фигнера, Г. М. Курина, В. Кожину объединяло то, что они были
1) дворянами
2) офицерами русской армии
3) партизанами
4) участниками Бородинского сражения
14. Какое событие Отечественной войны 1812 г. произошло раньше других?
1) Смоленское сражение
2) Бородинская битва
3) совет в Филях
4) сражение под Малоярославцем
15. В «Русской правде» П. И. Пестеля провозглашалось
1) федеративное устройство России
2) введение конституционной монархии
3) освобождение крестьян за выкуп
4) установление республики
16. При Николае I политическим надзором и сыском занималось
1) Второе отделение императорской канцелярии
2) Третье отделение императорской канцелярии
3) министерство внутренних дел
4) Тайная канцелярия
17. Автором «Философического письма», опубликованного в журнале «Телескоп», являлся
1) Н. В. Станкевич 3) П. Я. Чаадаев
2) М. В. Петрашевский 4) А. С. Хомяков
18. Западники и славянофилы имели разные точки зрения на
1) исторический путь развития России
2) отмену крепостного права
3) сохранение монархии
4) проводимые в стране преобразования
19. Мирный договор, завершивший Крымскую войну, был подписан в
1) Берлине 3) Петербурге
2) Париже 4) Стамбуле
20. Основы русской национальной музыки заложил
1) А. А. Алябьев
2) А. Е. Варламов
3) М. И. Глинка
4) А. С. Даргомыжский