Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России
В начале урока учитель организует работу по актуализации знаний школьников о крепостном праве. Повторительная беседа проводится на основе обсуждения вопросов 1 и 2 рубрики «Вспомним ранее пройденное» к § 15. Можно задать учащимся дополнительный вопрос: какие мероприятия правительств Александра I и Николая I, направленные на решение проблемы крепостного права, вам известны? Обобщая результаты беседы, необходимо дать характеристику изучаемого периода.
Поражение Российской империи в Крымской войне открыло новую страницу в нашей истории — началась эпоха Освобождения, или
эпоха Великих реформ. Было отменено
крепостное право , Россия встала на путь свободного капиталистического развития.
Крестьянская реформа 1861 г. повлекла за собой изменения в области местного самоуправления, судопроизводства, была реорганизована армия. Страна еще не знала преобразований подобных масштабов (по степени влияния на развитие страны, народа и судьбы отдельных людей). В сознании современников и потомков эпоха Великих реформ неразрывно связана с именем императора Александра II.
Далее ученики знакомятся с характеристикой личности и особенностями воспитания Александра Николаевича (либо самостоятельно, читая пункт «Александр II — сын царя, воспитанник поэта», либо на основе рассказа учителя и заранее подготовленного сообщения одного из учеников). Затем выполняется задание 1 в рабочей тетради.
1. Что из перечисленного относится к биографии: 1 — Александра I, 2 — Николая I, 3 — Александра II?
Его наставником был поэт В. А. Жуковский
Его воспитателем был швейцарец Ф. Лагарп, прививавший своему ученику идеи французского Просвещения
Учился неровно. Общественные науки казались ему скучными. К точным и естественным дисциплинам испытывал тягу, а по-настоящему увлекался военно-инженерным делом
Наследником престола стал по необходимости и не был введен в курс государственных дел. Управлять государством учился на ходу, не умея и не желая отвыкнуть от тона и замашек полкового командира
Успешно учился, хотя воспитатели замечали в нем отсутствие упорства в достижении цели. Столкнувшись с трудностями, нередко впадал в апатию
Говорил, что мечтает дать народу конституцию, устроить его жизнь, а затем удалиться в маленький домик где-нибудь на берегу Рейна
Был чужд и враждебен идеям конституционализма и либерализма
Всю жизнь в его душе боролись два начала — гуманное, привитое В. А. Жуковским, и милитаристическое, унаследованное от отца
Для него была характерна двойственность натуры: от бабушки и воспитателя Лагарпа он воспринял уважительное отношение к просвещению, наукам и искусствам, а от отца — к военной дисциплине, вымуштрованности полков и парадам
В качестве наследника престола совершил путешествие по России. За семь месяцев вместе с наставником посетил 30 губерний.
Всю жизнь тщетно пытался примирить либерализм с милитаризмом, конституцию — с самодержавием.
Увлекался парадами, балами, страстно любил охоту.
Характеризуя Александра II как личность, следует отметить, что по своему мировоззрению, характеру и темпераменту император не был прирожденным реформатором и не отличался передовыми взглядами, но внезапная смерть отца и поражение в Крымской войне заставили его по-новому задуматься о судьбе империи. Александр II осознавал, что страна оказалась неспособна противостоять европейским государствам в силу своей отсталости, даже несмотря на героизм ее армии. Поражение не было случайным эпизодом. Крымская война столкнула между собой Россию с ее отсталой промышленностью и сельским хозяйством, крепостнической системой и две передовые западные державы с иным политическим устройством, развитой экономикой и технически сильными войсками. Позорный Парижский мир, который пришлось заключить Александру II, лишил Россию флота на Черном море и подорвал ее статус как великой державы.
Далее учитель рассказывает об исторической необходимости отмены крепостного права. Ученики получают задание в ходе объяснения материала учителем сформулировать и записать в тетради основные причины, которые подтолкнули правительство к крестьянской реформе.
В 1856 г., после заключения Парижского мира, выступая перед предводителями дворянства в Москве, Александр II говорил о том, что лучше освободить крестьян «свыше», чем они сами начнут освобождаться «снизу».
Необходимость отмены крепостного права метко обозначил славянофил Ю. Ф. Самарин: «Мы сдались не перед внешними силами западного союза, а перед нашим внутренним бессилием...» Изменение общественной атмосферы в стране отметил современник этих событий Д. А. Оболенский: «Внутри России ожидают все существенных преобразований, и со всех сторон посылаются к разным лицам в Петербург записки о разных вопросах». Особое значение приобрела
«Записка об освобождении крестьян», написанная К. Д. Кавелиным.
Из «Записки об освобождении крестьян» К. Д. Кавелина
Бунты Степана Разина, Пугачева и других, менее известных героев и атаманов буйной вольницы — все эти разрушительные элементы восставали и поднимались из мутных источников крепостного права... Нет такого нелепого слуха, нет такого неправдоподобного повода, который бы не служил для крепостных предлогом для предъявления старинных притязаний на освобождение. Зловещим предзнаменованием служит при этом то обстоятельство, что полумирные восстания крепостных постепенно принимают все более широкие размеры.
Все это может убедить даже самого благородного и ослепленного, что народ сильно тяготится крепостной зависимостью и при неблагоприятных обстоятельствах может вспыхнуть и разгореться пожар, которого последствия трудно представить.
Вопросы к документу: 1. Почему автор считает необходимым отменить крепостное право? 2. Как вы понимаете фразу К. Д. Кавелина: «...предъявления старинных притязаний на освобождение [крепостных крестьян]»?
Затем школьники, используя материал учебника, сравнивают условия отмены крепостного права по проекту западника К. Д. Кавелина и аграрной программе Н. Г. Чернышевского (задания 2 и 4 к параграфу). Результаты сравнения оформляются в виде таблицы.