Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
В начале урока учащиеся вспоминают изученное на предыдущем уроке и, опираясь на схему «Основные этапы подготовки крестьянской реформы», рассказывают о деятельности редакционных комиссий, отвечают на вопросы домашнего задания и перечисляют основные законоположения реформы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Школьники должны вспомнить условия освобождения крестьян по указу о «вольных хлебопашцах» (1803), предложения К. Д. Кавелина и Е. П. Оболенского по проведению крестьянской реформы. Затем учащиеся называют дату отмены крепостного права и рассказывают об обстоятельствах, при которых это произошло. Учитель может дополнить ответы учащихся информацией о том, что публикация документов была отложена до 5 марта. За это время были приняты серьезные предупредительные меры: полкам велели никуда не отлучаться и быть наготове; городовых вооружили револьверами; в Москве пешие и конные патрули с заряженными ружьями постоянно передвигались по городу. Положения 19 февраля 1861 г. и Манифест об отмене крепостного права печатались в обстановке строжайшей секретности. За разглашение тайны рабочим в типографиях грозило серьезное наказание. Время для обнародования документов было выбрано крайне неудачно — на 5 марта 1861 г. пришлось Прощеное воскресенье, по традиции хмельно и буйно празднуемое в народе. Несмотря на это, известие о падении крепостного права люди встретили спокойно и с достоинством. Из губерний приходили известия о необыкновенной трезвости населения.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с содержанием пункта «Личное освобождение крестьян. Образование сельских обществ. Учреждение мировых посредников», выписывают в тетрадь новые права бывших крепостных крестьян и определения понятий «сельское общество», «сельский сход», «сельский староста», «волость», «волостной староста», «мировой посредник». Затем учитель на доске схематично изображает содержание параграфа. Можно «оживить» схему, воспользовавшись аппликациями или заранее вырезанными изображениями, относящимися к теме, прикрепляя их в процессе обсуждения. Учащиеся должны прокомментировать представленную схему.
Затем ученики отмечают изменения в положении бывших крепостных крестьян, перечисляют права, которые они получили, полномочия мировых посредников и причины, по которым они не подчинялись ни местной, ни центральной администрации.
Таким же образом раскрывается содержание пунктов «Введение «временнообязанных» отношений» и «Выкупные сделки и выкупные платежи».
По завершении изучения этих вопросов школьники знакомятся с документом «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.» в учебнике и отмечают статьи, соответствующие содержанию учебника (п. 1 — ст. 1, 2,17; п. 2 — ст. 3, 4, 6, 7; п. 3 — ст. 18).
Закрепление материала можно организовать на основе работы с иллюстрацией «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г.» (художник Г. Г. Мясоедов):
1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, почему не видно ликования крестьян по поводу освобождения? Почему нет и открытого возмущения?
2. Какие положения документа вызвали у них настороженное отношение?
3. Назовите положения Манифеста, привлекавшие особое внимание изображенных на картине крестьян, если бы они жили: а) в нечерноземных губерниях; б) в черноземных губерниях.
Следующий фрагмент урока следует посвятить теме крестьянских волнений после обнародования Манифеста. В процессе знакомства учеников с событиями в селениях Бездна Спасского уезда Казанской губернии и Кандеевка Керенского уезда Пензенской губернии необходимо обратить их внимание на то, что реформа в неравной степени учитывала интересы крестьян и помещиков (школьники самостоятельно приводят примеры, подкрепляющие данные положения). Затем ученики отвечают на вопрос: почему власти опасались народных волнений в результате обнародования указов императора?
Характеризуя историческое значение отмены крепостного права, важно отметить следующие ключевые моменты:
У в результате реформы крестьянина было запрещено продавать, покупать, обменивать, закладывать, разлучать с семьей, лишать имущества, переводить в дворовые, подвергать по барской прихоти порке. Крестьяне получили гражданские права: они могли свободно вступать в брак, заключать сделки, в том числе связанные с приобретением недвижимого имущества, выступать в суде, представлять интересы отдельного лица или «всего общества» (общины), открывать от собственного имени торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия, записываться в цехи и гильдии, поступать в учебные заведения и на службу. Тем не менее, выйдя из-под власти помещика, крестьянин оказался в зависимости от «мира» — общины. Он оставался неполноправным членом общества, платил подушную подать и нес другие повинности;
У реформа 1861 г. привела к тому, что площадь обрабатываемой крестьянами земли сократилась в среднем на 20%. Крестьянство по-прежнему пребывало в нищете, безземелье и бесправии;
У несмотря на то что крестьянская реформа в гораздо большей степени учитывала интересы помещиков, чем крестьян, она создала возможности для рыночных отношений. Российская империя вступила на путь капиталистического развития.
В заключение проводится обобщающая беседа по вопросам:
1. Какие права получили бывшие крепостные крестьяне благодаря статусу «сельских обывателей»?
2. Какие различия в наделении крестьян землей в черноземных и нечерноземных губерниях вы можете назвать?
3. Почему после реформы 1861 г. размеры крестьянских наделов сократились на 20%?
4. Прокомментируйте мнение, что крестьянская реформа 1861 г. проводилась в интересах помещиков. Считаете ли вы, что это было закономерным и неизбежным следствием реформы?
5. Каковы общие черты и различия событий в селениях Бездна и Кандеевка?
Домашнее задание. § 17. Выполнить задания 5, 6 (первый вариант), 7, 8 (второй вариант) в рабочей тетради и задания 1—4 в контурной карте «Отмена крепостного права в 1861 г.» на с. 10 (используется карта «
Отмена крепостного права» в атласе).
Дополнительное задание: используя материал учебника, составить письменный рассказ по картине «Крестьянское восстание эпохи 60-х гг.»: а) от имени помещика; б) от имени одного из крестьян; в) в форме отчета чиновника полиции. Подготовить сообщение о Ф. Н. Плевако, Д. А. Милютине (по выбору).