Урок 20. Государственные преобразования 1860—1870-х гг.
Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России
Цель урока: раскрыть содержание и значение либеральных реформ 1860—1870-х гг.
ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Земская и городская реформы.
3. Судебная реформа.
4. Военная реформа.
СЛОВАРЬ
Земства и думы — после 1864 г. органы местного самоуправления, решавшие хозяйственные проблемы регионов.
«Третий элемент» — название земских врачей, учителей, агрономов, статистиков.
Присяжные заседатели — жители города или сельской местности, которые по очереди в соответствии с составленными списками участвуют в судебном процессе с целью вынесения решения о виновности или невиновности подсудимого.
Вердикт — решение присяжных заседателей о виновности или невиновности обвиняемого.
Прокурор — государственный обвинитель на суде.
Адвокат — защитник интересов обвиняемого в суде.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Индивидуальный или фронтальный опрос по вопросам к § 17. Дополнительные задания: 1) Расскажите о системе самоуправления, созданной в русской деревне после освобождения крестьян. 2) Объясните понятия
«сельский сход», «временнообязанные» крестьяне», «уставная грамота», «мировой посредник», «отрезки», «выкупная сделка», «выкупные платежи». 3) Выборочная проверка письменного задания по картине «
Крестьянское восстание эпохи 60-х гг.».
2. Выполнение заданий 5—7 в рабочей тетради.
5. Установите соответствие между понятиями и определениями.
ПОНЯТИЯ
1) Временнообязанные крестьяне
2) Выкупная сделка
3) Мировой посредник
4) «Отрезки»
5) Выкупные платежи
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
A) Выбранный дворянством уезда человек, следивший за законностью сделок между крестьянами и помещиками во время проведения реформы 1861 г. (3)
Б) Часть крестьянского надела, которая по реформе 1861 г. отходила помещикам (4)
B) Сумма (с процентами) за земельные наделы, которую крестьяне должны были вернуть государству в течение 49 лет (5) Г) Выкуп крестьянами у помещиков земельных наделов (2)
Д) После реформы 1861 г. крестьяне, обязанные до заключения выкупной сделки с помещиком нести прежние обязанности в пользу владельца земли (1)
6. Отметьте знаком «+» верные утверждения, а знаком «-» — неверные.
1) В 1859 г. правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями» и наделило их гражданскими правами.
2) Общие хозяйственные вопросы крестьяне обсуждали на сельском сходе, решения которого исполнял мировой посредник.
3) До заключения выкупной сделки крестьянин считался временнообязанным и за пользование наделом должен был отрабатывать барщину или платить оброк
4) Чтобы стать свободными, крестьяне должны были заключить выкупную сделку.
5) «Отрезки» были распространены в черноземных губерниях.
6) В результате отмены крепостного права Россия уверенно вступила на путь капиталистического развития.
7. Установите соответствие между положениями документа «Высочайше утвержденное Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. 19 февраля 1861 г.» и терминами.
ПОЛОЖЕНИЯ ДОКУМЕНТА
A) Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами
Б) Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению
ТЕРМИНЫ
1) Сельских сход (В)
2) Уставная грамота (Б)
3) Мировые посредники (Г)
4) Выкупная сделка (Д)
5) Временнообязанные крестьяне (А)
6) Выкупные платежи (Е) B) Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости за- ведывание общественными делами представляется миру и его избранным Г) Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных поземельных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии Д) С согласия помещиков крестьяне могут сверх усадебной оседлости приобретать в собственность на основании общих законов полевые земли и другие угодья, отведенные тем крестьянам в постоянное пользование. С таковым приобретением крестьянами в собственность их надела или определенной в местных положениях части оного прекращаются все обязательные и поземельные отношения между помещиками и означенными крестьянами Е) Дабы облегчить крестьянам приобретение в собственность отведенных им в постоянное пользование земель, в случае добровольного на то соглашения между помещиком и крестьянами, или в случае требования самого помещика, правительство оказывает пособие в том размере и тем порядком, которые определены в особом Положении
3. Обсуждение задания 8 в рабочей тетради. Положительное значение заключалось в том, что крестьянская реформа уничтожила крепостное рабство, открыла возможность для широкого развития рыночных отношений, создала условия для либеральных реформ в сфере судопроизводства, образования, управления и др. Однако противоречивый характер реформы 1861 г., проводимой прежде всего в интересах помещиков, предопределил сохранение пережитков крепостничества: крупное помещичье землевладение и нехватку земли у крестьян; выкупные платежи, мешавшие процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения; сохранение сельской общины, определявшей патриархальный характер деревни.
4. Контурные карты с выполненными на с. 10 заданиями сдаются учителю на проверку.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
1-й вариант. Форма урока — лабораторная работа с текстом учебника по группам.
В начале урока учитель отмечает, что в дореформенной России помещик являлся не только владельцем земли и крепостных, но и представителем власти в пределах своего имения. Он вершил суд, разбирал конфликты между крестьянами, заботился в меру своей заинтересованности о благополучии крепостных, состоянии дорог, школ и лечебниц. Отмена крепостного права заставила правительство кардинально изменить систему управления и суда.
Далее три группы учащихся (формируются по рядам) получают задание охарактеризовать одно из направлений государственных преобразований 1860— 1870-х гг. с помощью ответов на уточняющие вопросы. Результаты работы представляются для коллективного обсуждения в виде таблицы.
Задание для первой группы: используя информацию пункта «Земская и городская реформа», охарактеризуйте это направление деятельности правительства.
Вопросы и задания для уточнения: 1. Чем была вызвана необходимость введения земств? 2. Какими вопросами занимались земства? Где они брали средства для решения хозяйственных вопросов? 3. Какие органы управления земств вам известны? В чем особенность выборов в органы управления земств? Представители какого сословия преобладали в земствах? 4. Почему земское самоуправление было введено не на всей территории Российской империи?
5. Что такое «третий элемент»? Какое значение имела деятельность земств для местного населения?
6. В чем сходство и различия земского и городского самоуправления? 7. Результаты работы отразите в таблице.
Преобразования Содержание реформы Значение
Земская реформа (1864)
Городская реформа (1870)
Задание для второй группы: используя материал пункта «Судебная реформа», охарактеризуйте это направление деятельности правительства.
Вопросы и задания для уточнения: 1. На каких принципах строилось новое судопроизводство? Что означали эти принципы? 2. Как проходил судебный процесс? Назовите его участников. 3. Найдите в тексте определения понятий «прокурор», «присяжные заседатели», «вердикт», «мировой судья», «волостной суд». 4. Чем суд присяжных отличался от мирового суда? 5. В чем проявилась незавершенность судебной реформы? 6. Как вы думаете, почему для крестьян был сохранен волостной суд и телесные наказания? 7. Результаты работы отразите в таблице.
Преобразования Содержание реформы Значение
Судебная реформа (1864)
Задание для третьей группы: используя материал пункта «Военные реформы», охарактеризуйте эти реформы.
Вопросы и задания для уточнения: 1. Вспомните, как комплектовалась русская армия, начиная с петровских времен. Какие недостатки имела эта система? Как она повлияла на ход Отечественной войны 1812 г.? Какие действия предпринимало правительство Александра I, чтобы решить эту проблему?
2. Почему именно Крымская война (1853—1856) подтолкнула правительство к проведению военной реформы? 3. Что заставило ускорить переход русской армии к всеобщей воинской повинности? 4. Какие изменения произошли в армии при переходе к всеобщей воинской повинности? 5. Результаты работы отразите в таблице.
Преобразования Содержание реформы Значение
Военная реформа (1874)
После выполнения задания выступают представители групп. Школьники, входящие в другие группы, могут задавать им вопросы с целью уточнения фактического материала.
На данном этапе целесообразно заслушать подготовленные учениками сообщения о выдающемся юристе Ф. Н. Плевако, военном министре Д. А. Милютине и др.
После того как таблица сформирована, организуется беседа с целью обобщения материала и подведения итогов работы школьников по вопросу 5 к параграфу.
2- й вариант. Тема изучается в процессе изложения материала учителем, в которое включаются вопросы, предложенные в 1-м варианте. Для лучшего усвоения достаточно сложного материала можно воспользоваться схемами (задания 9, 10 в рабочей тетради).
Структура изложения нового материала
В 1870 г. в городах были созданы всесословные выборные городские учреждения — городская дума
Вопросы, находившиеся в ведении земств, были ограничены местными хозяйственными делами: строительством дорог, сооружением и содержанием школ, больниц, развитием местной торговли и промышленности и т. д. Основу земского бюджета составлял специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабричнозаводские предприятия и торговые заведения. Земства подняли уровень образования и здравоохранения, улучшили дорожную сеть, оказывали экономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который власти были неспособны. В Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири и Средней Азии — там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным, — земства не были введены. Из-за небольшого количества русских помещиков не получили органов местного самоуправления также Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ.
и городские управы. Правом избираться в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Дума решала хозяйственные вопросы: благоустройство города, развитие местной торговли и промышленности, здравоохранение и народное образование, содержание полиции, тюрем и т. д. Избранный думой городской голова утверждался губернатором, который мог наложить запрет на любое решение думы. Городская реформа способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что стало предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.
Согласно реформе 1864 г., судопроизводство строилось на принципах буржуазного права — формальном равенстве всех сословий перед законом, гласности суда, независимости судей, состязательности обвинения и защиты, выборности некоторых судебных органов. Уголовные дела рассматривались с участием 12 присяжных заседателей. Присяжным мог стать подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Реформа устанавливала гласность судебных процессов — они стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судебных делах, представлявших общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора — представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. Вместе с тем сохранялись пережитки сословной системы — существовали особый волостной суд для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников.
Суть судебной реформы можно раскрыть в игровой ситуации. Учитель организует «живую картину» пореформенного окружного суда: ученик, сидящий на первой парте среднего ряда, играет роль судьи, 12 человек с соседнего ряда выбираются присяжными заседателями, из остальных школьников по ходу объяснения материала назначаются прокурор, адвокат, подсудимый. Целесообразно включить участников окружного суда в непосредственную работу по разрешению конкретного судебного дела. Прием даст учителю возможность подчеркнуть значение принципа состязательности и роль защиты в работе нового суда. Например, ученики должны вынести судебное решение по делу священника, обвиненного в прелюбодеянии и воровстве. Это дело было связано с деятельностью Ф. Н. Плевако (1842—1908/09), одного из самых известных российских адвокатов, которого современники прозвали «московским златоустом». Прокурор убедительно описал всю глубину падения священнослужителя, погрязшего в грехах. Наконец, со своего места поднялся Плевако. Речь его была краткой: «Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?» После предложенных вариантов судебного решения ученикам сообщается о реальном результате этого нашумевшего в свое время дела — суд присяжных оправдал попа.
Говоря о военной реформе, учитель может рассказать, что, учитывая опыт ряда европейских стран, одной из основных задач преобразований военный министр Д. А. Милютин считал сокращение армии в мирное время при значительном увеличении ее в военный период за счет создания обученного резерва. В 1874 г. был изменен принцип комплектования русской армии — вместо рекрутского набора вводилась всесословная воинская повинность. От действительной военной службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формируемое лишь во время войны. Не подлежало призыву неправославное население — представители народов Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для подготовки будущих офицеров создавались юнкерские училища, в которые принимали представителей всех сословий. В армии были отменены телесные наказания.
Домашнее задание. § 18. Подготовка ответов на вопросы к параграфу. Выполнение заданий 9, 10 в рабочей тетради