Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Урок 21. Внешняя политика России в 1860—1870-х гг.

Урок 21. Внешняя политика России в 1860—1870-х гг.
 
Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России

Цель урока: познакомить учеников с основными внешнеполитическими задачами, стоящими перед Россией в 1860—1870-х гг., и результатом их решения.

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Международное положение России после Крымской войны .
3. Айгунский и Пекинский договоры с Китаем.
4. Присоединение Средней Азии.
5. Россия и освободительная борьба славянских народов.


СЛОВАРЬ
«Союз трех императоров» — династическое соглашение монархов России, Германии и Австро- Венгрии, предусматривавшее оказание военной помощи в случае нападения четвертой державы.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Индивидуальный или фронтальный опрос по вопросам к § 18. Обсуждение результатов выполнения заданий 9, 10 в рабочей тетради.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Изучение нового материала рекомендуется организовать в форме лабораторно-практической работы с учебником и атласом. Данная организация познавательной деятельности учащихся направлена на обучение самостоятельному поиску информации, ее анализу и систематизации. Работа учащихся может проходить в группах.
В начале урока учитель кратко характеризует последствия поражения России в Крымской войне. Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
1. Когда и при каких обстоятельствах был заключен договор о создании Священного союза, когда фактически прекратилось его действие?
2. Каковы итоги Крымской войны согласно Парижскому мирному договору 1856 г.?
3. В чем причины поражения России и какие уроки правительство извлекло из него?
В результате обсуждения ответов формулируются основные задачи, которые стояли перед Российским государством в 1860—1870-х гг.:
борьба за отмену статей Парижского договора и восстановление суверенных прав на Черном море;
восстановление статуса великой державы в Европе и поиск союзников;
закрепление границ с соседними государствами (Средняя Азия, Дальний Восток);
восстановление влияния на Балканах.
Первый этап. Ученики формируют четыре группы. Каждая группа получает задание: охарактеризовать одно из направлений внешней политики Российской империи в 1860—1870-х гг.
Карточки-инструкции для подготовки сообщений учащимися в ходе лабораторной работы
Тема самостоятельной работы для первой группы — «Международное положение России после Крымской войны».
Вопросы и задания: 1. Почему одной из главных внешнеполитических задач правительства Александра II стала борьба за отмену статей Парижского договора? 2. Познакомьтесь с государственной деятельностью А. М. Горчакова. Какую роль он сыграл в укреплении внешнеполитических позиций России после Крымской войны?
Горчаков Александр Михайлович (1798—1883), российский дипломат, канцлер. Потомок древнего рода Рюриковичей, ведущий свою родословную по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича, казненного Батыем в 1246 г. в Орде. Воспитанник Царскосельского лицея, учился вместе с А. С. Пушкиным. Работал в русских посольствах в Лондоне, Риме, Берлине, во Флоренции и в Вене. Бессменно, более 25 лет, возглавлял министерство иностранных дел. Главной задачей внешней политики России этого периода стала борьба за пересмотр и отмену ограничительных статей Парижского договора, закреплявшего результаты Крымской войны. Франко-прусская война 1870—1871 гг. ликвидировала одно из главных препятствий для России, заявившей об отказе от унизительных статей Парижского мира. Многое сделал Горчаков для того, чтобы обеспечить нейтралитет европейских держав во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Послед - ней дипломатической акцией, в которой он принял участие, стал Берлинский конгресс европейских государств 1878 г., решивший судьбу турецких владений на Балканах. В 1882 г. вышел в отставку.
3. Как и когда Россия отказалась соблюдать наиболее тяжелые условия Парижского мира? 4. Почему русская дипломатия пошла на союз с Германией и Австро-Венгрией в 1873 г.? Удалось ли России с помощью «Союза трех императоров» остановить австро-германское сближение? 5. Результаты работы отразите в таблице.
Направления внешней политики    Внешнеполитические задачи    Как решались Результаты
Отношения России со странами Европы    Отмена статей Парижского договора. Восстановление статуса великой державы и поиск союзников        
Тема самостоятельной работы для второй группы — «Айгунский и Пекинский договоры с Китаем».
Вопросы и задания: 1. Опираясь на материал учебника, сформулируйте причину, по которой были активизированы отношения Петербурга и Пекина. 2. На карте укажите границы Российской империи с Китаем.
В правление императора Александра II Россия, занятая реформами, не имела возможности проводить привычную великодержавную политику. Однако и в это время там, где это было возможно, пределы империи расширялись. До середины XIX в. у России не было официальной границы с Китаем. Освоение русскими первопроходцами территории Дальнего Востока стало главной причиной решения вопроса о границе. «Опиумные» войны Англии и Франции с Китаем способствовали решению спорных территориальных вопросов между Россией и Китаем. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев в 1858 г. подписал с китайским правительством в г. Айгунь договор, согласно которому граница устанавливалась по реке Амур до впадения в него реки Уссури. По Пекинскому договору 1860 г. Уссурийский край стал владением России.
3. Какими способами Россия устанавливала границы с Китаем? 4. Какие международные договоры оформили эти границы? 5. Результаты самостоятельной работы отразите в таблице.
Направления внешней политики    Внешнеполитические задачи    Как решались    Результат
Закрепление границ с соседними государствами    Определение и закрепление границы с Китаем        
Тема самостоятельной работы для третьей группы — «Присоединение Средней Азии».
Вопросы и задания: 1. Используя материал учебника и дополнительную информацию, охарактеризуйте политическую ситуацию в Средней Азии в середине XIX в. Найдите на карте территории Коканд- ского и Хивинского ханств, Бухарского эмирата.
Кокандское ханство — мусульманское государство в Средней Азии на правом берегу Сырдарьи в Ферганской долине со столицей в Коканде. Население — 1,5 млн человек. Основа хозяйства — полукочевое скотоводство, а также земледелие, торговля, ремесла, работорговля. Земля являлась собственностью правителя, который предоставлял ее в аренду дехканам (крестьянам). За пользование землей дехкане платили подать — почти 50% от урожая — и несли военную службу. Регулярной армии в ханстве не было. Пехота формировалась из невольников. В Ташкенте происходили постоянные столкновения между сторонниками и противниками присоединения Кокандского ханства к России. Ремесленники и купцы, терпевшие немалые убытки от непрерывных войн, хотели, чтобы ханство вошло в состав Российской империи. Мусульманское духовенство предпочитало Бухарский эмират. В результате упорного сражения между русскими и кокандскими войсками противник был разбит, Ташкент занят русскими, которых в Азии стали называть «белые волки» — по цвету гимнастерок.
Хивинское ханство — мусульманское государство в Средней Азии в нижнем течении Амударьи со столицей в Хиве. Его население составляло всего 500 тыс. человек. Вели преимущественно кочевое или полукочевое скотоводство, занимались работорговлей. В 1873 г. русские войска под командованием туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана двинулись к Хиве. Ханское войско, малочислен - ное и плохо вооруженное, не оказало сопротивления. В мае русские части подошли к стенам Хивы. Хан Сеид Мухаммед-Рахим II с несколькими приближенными бежал в пустыню. Представители Кауфмана, преследовавшие хана, вернули его в столицу. Он признал вассальную зависимость от России. В ханстве было ликвидировано рабство, отпущены на свободу невольники (около 40 тыс. человек). Русские купцы освобождались от уплаты торговых пошлин и получали доступ во все города и селения ханства.
Бухарский эмират — мусульманское государство, столица — Бухара. Самое населенное (3 млн человек) государство в Средней Азии. Бухарский эмират располагался между главными реками Средней Азии — Сырдарьей и Амударьей. Основное занятие жителей — поливное земледелие, работорговля. Глава государства — эмир. В эмирате часто вспыхивали восстания крестьян и ремесленников, которые жестоко подавлялись. Регулярной армии не было. Земледельцев и ремесленников власти сгоняли на войну палками. В 1865 г., воспользовавшись стычками кокандского хана с русскими войсками, бухарский эмир захватил город Коканд. Это привело к обострению русско-бухарских отношений. Военные столкновения между русскими и бухарскими отрядами закончились поражением последних.
2. Какую позицию относительно политики в Средней Азии занимали ведомства правительства Александра II? Какое решение было в результате принято? 3. Какими обстоятельствами было вызвано продвижение русских войск в Средней Азии? 4. Узбекский поэт Фуркат написал такие слова: «Россия принесла земле счастливый век / Наукою теперь владеет человек». Каковы положительные последствия присоединения к России для народов Средней Азии? 5. Результаты самостоятельной работы отразите в таблице.
Направления внешней политики    Внешнеполитические задачи    Как решались    Результат
Закрепление границ с соседними государствами    Завоевание Средней Азии        
Тема самостоятельной работы для четвертой группы — «Россия и освободительная борьба славянских народов».
Вопросы и задания: 1. Найдите на карте территории Боснии, Герцеговины и Болгарии. В состав какой империи они входили? Что произошло на этих землях в 1875—1876 гг.? 2. На основании материала учебника и текста документа охарактеризуйте отношение русской общественности к борьбе славянских народов за независимость.
I Из воспоминаний С. Ю. Витте
Как известно, русско-турецкая война началась с сербско-турецкой войны. Командующим сербской армией был наш известный генерал Черняев. В это время через Одессу из России в сербскую армию ехала масса добровольцев... И так как мы очень увлеклись «славянской идеей» — идеей взятия Константинополя, то очень усердно занимались отправкой туда добровольцев... Причем я должен заметить, что жандармы и вообще администрация ко всем паспортным формальностям относились тогда весьма снисходительно, так как все в это время были заражены патриотическим духом, тем патриотическим направлением, которое, в сущности говоря, и вынудило императора Александра II объявить войну Турции.
3. Приведите примеры общественного движения в России в защиту славян. Кто из русских добровольцев, воевавших на Балканах, вам известен? 4. Чем объясняется осторожность российского правительства в отношении событий на Балканах? 5. Какую причину объявления Россией войны Турции С. Ю. Витте считает главной? 6. Сравните международное положение накануне Крымской войны и начала русско- турецкой войны в 1877 г. Какие дипломатические действия российского правительства позволили избежать ошибок, совершенных Николаем I? 7. Результаты самостоятельной работы отразите в таблице.
Направления внешней политики    Внешнеполитические задачи    Как решались    Результат
Отношения России со странами Европы    Восстановление влияния России на Балканах        
Второй этап. Выполнение самостоятельной работы в группах (20—25 мин).
Третий этап. Выступления учащихся сопровождаются составлением на классной доске сводной обобщающей таблицы. Во время выступлений представители других групп могут задавать вопросы с целью уточнения материала. Обсуждение ответов школьников.
На завершающем этапе урока школьники совместно с учителем дают обобщающую характеристику направлений внешней политики этого периода.
Домашнее задание. § 19. Вопросы и задания к параграфу. Работа с контурной картой «Утверждение России в Средней Азии» на с. 11 (задания 1—3)