Урок 25. Общественное движение в 1861 — 1866 гг.

Урок 25. Общественное движение в 1861 — 1866 гг.
 
 Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России

Цель урока: раскрыть особенности общественного движения после отмены крепостного права; дать представление о нарастании экстремизма в революционно-демократическом движении.

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Либеральное движение в 1860-е гг.
3. Революционно-демократическое движение.
4. Начало индивидуального террора.


СЛОВАРЬ
Террор — устрашение политических противников, выражающееся в физическом насилии вплоть до уничтожения.
Экстремизм — приверженность крайним взглядам и мерам (обычно в политике).
Социальная революция — коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации общественного и политического строя и установлению новой власти.


ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Фронтальная беседа по вопросам к §22. Выборочная проверка письменного задания. Затем школьники должны прокомментировать отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
Порвалась цепь великая,
Порвалась и ударила Одним концом — по барину,
Другим — по мужику.
О каком событии в истории России XIX в. идет речь и каким образом от него пострадали и крестьянин, и помещик?
2. Обсуждение выполнения задания 15 в рабочей тетради (нельзя использовать слова и словосочетания: господство крепостного права, продажа крестьян, господство фермерских хозяйств, месячина, выкуп за свободу, закрепощение крестьян, Юрьев день, крестьянская война и черноземные губернии — поскольку на картине изображены женщины, следовательно, мужчины — отходники, а это характерно для нечерноземных губерний). После обсуждения ответов ученики, используя отмеченные слова, словосочетания и описание картины, рассказывают о положении сельского хозяйства в пореформенный период.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Начиная изучение новой темы, необходимо, чтобы школьники вспомнили, какие первоочередные задачи национального развития страны были поставлены в предшествующий отмене крепостного права период; какие конституционные проекты им известны; почему с именами Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова связано начало размежевания между либералами и демократами в прежде едином лагере оппозиции. Подводя итог повторительной беседы, учитель говорит о том, что, во-первых, к 1860-м гг. в России окончательно формируются консервативное, либеральное и революционно-демократическое направления в общественном движении, во-вторых, реформы 1860—1870-х гг., устранив ряд крепостнических пережитков, не затронули самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох. В связи с этим общественное движение 1860-х гг. приобрело еще более активные формы.
Второй пункт плана урока раскрывается на основе рассказа учителя.
Развернутый план изложения материала
1. После Манифеста 19 февраля 1861 г. внутренняя политика императора Александра II все больше приобретала консервативные черты. П. А. Валуев, новый министр внутренних дел, во всем стремился угодить помещикам-латифундистам.
2. Дворянские собрания Твери, Москвы и Петербургское губернское земское собрание направили Александру II «адреса», в которых содержался призыв к созданию представительного органа власти и принятию конституции. Ответом властей стали репрессии против представителей либерального движения. В рескрипте императора на имя Валуева правительству фактически было запрещено принимать ходатайства по государственным вопросам.
3. Вспыхнувшие в 1863 г. восстания в Польше, Литве и Западной Белоруссии, а также массовые репрессии привели Россию к опасности иностранного вмешательства. В сложившейся ситуации министр внутренних дел предложил включить в состав Государственного совета выборных представителей от земств с целью сделать более привлекательным облик Российской империи в глазах зарубежной общественности. Когда угроза иностранного вмешательства миновала, проект был отправлен в архив.
Вопрос: какую задачу после отмены крепостного права либералы считали главной? (Созыв народных представителей и введение конституции.)
Третий и четвертый пункты плана школьники изучают самостоятельно, читая текст учебника и составляя план ответов на вопросы 3, 4 к параграфу. Результаты работы обсуждаются в классе. Прежде чем переходить к изучению нового материала, следует убедиться, что ученики понимают, что такое террор и социальная революция. При необходимости учитель напоминает значение этих понятий и объясняет, что такое экстремизм. Ученики записывают определения в тетради. Для лучшего усвоения материала они изучают фрагменты документов и анализируют их.
Из листка «Великорусс». № 2
Для мирного водворения законности необходимо решить крестьянский вопрос, т. е. государство должно отдать им по крайней мере все те земли и угодья, которыми пользовались они при крепостном праве, и освободить их от всяких особенных платежей или повинностей за выкуп, принять его на счет всей нации. По той же самой причине русские, приверженцы законности, должны требовать безусловного освобождения Польши. Теперь стало ясно для всех, что власть наша над нею поддерживается только вооруженною рукою... Все согласны в том, какие черты законного порядка должна установить конституция...
Вопросы к документу: 1. Какие требования выдвигали авторы «Великорусса»? 2. Считаете ли вы эти требования справедливыми? Почему? 3. Был ли возможен (на основе этих требований) союз между либералами и революционерами-демократами?
Из прокламации П. Г. Заичневского «Молодая Россия»
Россия вступает в революционный период своего существования... Снизу слышится глухой и затаенный ропот народа — народа, угнетаемого и ограбляемого всеми... Эта всеми притесняемая, всеми оскорбляемая партия — народ. Сверху над ней стоит небольшая кучка людей довольных, счастливых. Это помещики... потомки бывших любовников императриц, щедро одаренных при отставке; это купцы, нажившие себе капиталы грабежом и обманом; это чиновники, накравшие себе состояния... Во главе царь... Это партия императорская...
Выход из этого гнетущего, страшного положения, губящего современного человека и на борьбу с которым тратятся его лучшие силы, один — революция, кровавая и неумолимая, революция, которая должна изменить радикально все, все без исключения...
Мы требуем изменения современного деспотического правления в республиканско-федеративный союз областей, причем вся власть должна перейти в руки национального и областных собраний...
Мы требуем заведения общественных фабрик, управлять которыми должны лица, выбранные от общества, обязанные по истечении известного срока давать ему отчет, требуем заведения общественных лавок... общественного воспитания детей...
Мы требуем полной независимости Польши и Литвы...
Скоро, скоро наступит день, когда мы распустим великое знамя будущего, знамя красное, и с громким криком «Да здравствует социальная и демократическая республика русская!» двинемся на Зимний дворец, истребляя живущих там... Тогда бей императорскую партию, не жалея, как не жалеет она нас теперь...
Вопросы к документу: 1. На какие «партии» делит П. Г. Заичневский население России? 2. Какой способ устранения противоречий в стране предлагает автор прокламации? 3. Сравните требования листка «Великорусс» и прокламации. Что, с вашей точки зрения, является главным отличием требований прокламации? 4. Какой общественный строй предполагалось ввести в России в результате «кровавой» революции? 5. Был ли возможен союз между либералами и революционерами-демократами на основе прокламации П. Г. Заичневского? Объясните почему.
Из книги Б. Б. Глинского «Революционный период русской истории» (1861 —1881)
Прибыв в Петербург, Каракозов остановился в Знаменской гостинице и виделся только с медиком Кобылиным и писателем Худяковым, хотя и состоявшим тогда в более или менее близких отношениях к ишутинскому кружку, но, по-видимому, не осведомленным о целях прибытия сюда Каракозова. Таким образом, настоящего заговора в «деле Каракозова» не было, в нем не было ни участников, ни каких-либо сложных подготовлений, ни намеченных далее последствий. Все дело было делом одного человека.
Каракозов прознал... о прогулке Александра II, и вот 4 апреля 1866 г., когда Александр II в четвертом часу дня после гуляния в сопровождении племянника, герцога Николая Лейхтенбергского, и племянницы, принцессы Баденской, садился в коляску у набережной, Каракозов произвел в него почти в упор из пистолета выстрел. Очутившийся случайно около него крестьянин Костромской губернии (шапочный мастер) Комиссаров толкнул руку стрелявшего, почему пуля и пролетела мимо. Государь остался невредим, толпа бросилась на покушавшегося, но он полицией был от нее устранен и тут же арестован.
Вопросы к документу: 1. Почему автор считает, что в «деле Каракозова» не было заговора? 2. Что вы знаете об ишутинском кружке? 3. Почему покушение Каракозова на Александра II закончилось неудачей?
Домашнее задание. § 23. Подготовить ответ на вопросы 1, 5 к параграфу. Предварительно ознакомиться с материалом § 24
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты