Урок 26. Возникновение народничества
Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России
Цель урока: сформировать представление о методах и средствах создания в России социалистического общества; об основных чертах народничества, мероприятиях и организациях народников.
ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания
2. От нигилизма к народничеству.
3. Три течения в народничестве.
4. «Хождение в народ».
5. «Земля и воля» 1870-х гг.
СЛОВАРЬ
Нигилист — человек, отрицательно относящийся ко всему общепризнанному; представитель российской разночинной интеллигенции, отвергающий устои, традиции дворянского общества.
Народничество — российская разновидность утопического социализма, идейное течение, представители которого стремились реализовать идею «русского» (общинного) социализма.
«Кающийся дворянин» — сторонник возвращения «долга» народу путем просвещения, борьбы за его освобождение.
Пропаганда — разъяснение и распространение каких-либо воззрений, идей, знаний, учений в обществе.
Анархизм — общественно-политическое течение, отрицающее государственную власть.
Люмпен — деклассированный слой людей (преступники, бродяги, нищие).
«Хождение в народ» — движение народничества 1874 г., целями которого являлись ведение социалистической пропаганды среди крестьян, организация крестьянского бунта.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Обсуждение ответов учащихся на вопросы 1, 5 к § 23. Фронтальное или индивидуальное выполнение заданий 1, 2 в рабочей тетради.
2. Установите соответствие между именами участников революционно-демократического движения 1860-х гг. и фактами их биографий.
ИМЕНА
A) Н. А. Ишутин (4)
Б) Н. Г. Чернышевский (1)
B) П. Г. Заичневский(3) Г) Н. А. Серно-Соловье- вич (2)
Д) Д. В. Каракозов (5)
ФАКТЫ
1) Работал в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Арестован полицией за составление прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», направленной против помещиков и царя. Около двух лет провел в Петропавловской крепости. В 1864 г. после обряда «гражданской казни»на Мытнин- ской площади Петербурга отправлен на каторгу
2) Бывший чиновник в Государственном совете. Выступал с резкой критикой условий освобождения крестьян. Возглавлял первую подпольную революционную организацию «Земля и воля». Приговорен к ссылке, погиб по пути в Сибирь
3) Был арестован за революционную деятельность.
В тюрьме написал прокламацию «Молодая Россия», в которой призывал к кровавой, неумолимой революции. Выступал за введение в России коммунистического строя с общественным производством и воспитанием детей, отмену брака и семьи
4) Отказался признать решение организации «Земли и воли» о самороспуске.
Возглавил организацию, ставившую целью подготовить крестьянскую социалистическую революцию.
Считал, что началом революции станет убийство Александра II. Создал группу «Ад»
5) В революционном кружке Московского университета входил в особо законспирированную группу «Ад». В 1866 г. по собственной инициативе совершил неудачное покушение на императора Александра II.
Был казнен
2. Ввиду большого объема нового материала § 24 можно отказаться от этапа проверки домашнего задания и осуществить ее в ходе урока.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
1-й вариант. Форма урока — собеседование на основе предварительного чтения § 24 с элементами лабораторной работы с учебником и документами.
Второй пункт плана урока раскрывается в ходе обсуждения ответов учащихся на вопросы:
1. Вспомните, почему в революционно-демократическом движении после ареста и суда над Н. Г. Чернышевским стали брать верх крайние течения. Какие события послужили основанием для этого?
2. Писатель И. С. Тургенев так нарисовал Базарова в набросках к роману «Отцы и дети»: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ... Живет малым... Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает...» Определите характерные черты нигилиста 1860-х гг.
3. Чем был вызван призыв А. И. Герцена в газете «Колокол» к молодежи: «В народ! К народу!»?
4. Найдите в пункте 1 параграфа и запишите в тетрадь определения понятий «нигилист» и «кающийся дворянин».
5. Под влиянием каких обстоятельств нигилиста сменил «кающийся дворянин»? Какой «долг» народу стремилась вернуть демократическая молодежь?
Затем учитель раскрывает значение понятия «народничество», а учащиеся записывают определение в тетради. Далее, используя материал учебника, учащиеся должны сформулировать основные черты народничества:
защита интересов простого народа, прежде всего крестьянства;
самобытность исторического развития России; идеология русского (общинного) социализма А. И. Герцена;
не придавали значения борьбе за конституцию и гражданские свободы;
отрицательное отношение к капитализму;
главная цель — поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на крестьянской общине.
Далее необходимо обратить внимание учащихся на особенности каждого течения в народничестве. Лучше усвоить этот материал поможет заполнение схемы (задание 3 в рабочей тетради).
Общее
Цель — крестьянская социалистическая революция
Различия — методы и средства достижения цели
Бунтарское
Заговорщическое
Пропагандистское
Идеолог — П. Л. Лавров Положения программы: нельзя «торопить» историю;
революция должна готовиться интеллигенцией посредством неустанной пропаганды
Идеолог — М.А. Бакунин Положения программы: уничтожение государства и замена его свободными автономными обществами; крестьян не надо готовить к революции, мужик — прирожденный бунтарь;
«пропаганда фактами» — устройство непрерывных бунтов, восстаний
Идеолог — П. Н. Ткачев Положения программы: создание хорошо законспирированной, дисциплинированной революционной организации; революция должна принять форму переворота, который совершит эта организация;
предварительно необходимо «расшатать» существующую власть путем террора
Заполнив схему, ученики должны дать оценку деятельности С. Г. Нечаева (вопрос 3 к § 24).
Из
«Катехизиса революционера» С. Г. Нечаева
§ 1. Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязаннос-
тей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью — революцией <...>
§ 4. Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех ея побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что мешает ему <... >
§ 6. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежныя, изнеживающия чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела. Для него существует только одна нега, одно утешение, вознаграждение и удовлетворение — успех революции. Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель — беспощадное разрушение. Стремясь хладнокровно и неутомимо к этой цели, он должен быть всегда готов и сам погибнуть, и погубить своими руками все, что мешает ее достижению...
Вопросы к документу: 1. В чем вы видите опасность экстремизма, который пропагандировал С. Г. Нечаев в «Катехизисе революционера», для личности, общества и государства (катехизис — краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов)? 2. Как вы думаете, почему роман, замысел которого возник под впечатлением от процесса над «нечаевцами», Ф. М. Достоевский назвал «Бесы»?
Во второй части урока учащиеся самостоятельно знакомятся с деятельностью петербургского кружка «чайковцев», организации «Земля и воля» (1876) и участников «хождения в народ». Опираясь на текст учебника, они должны составить развернутый смысловой план. Перед началом работы составляется краткий план:
1. Народнические кружки в начале 1870-х гг.
2. «Хождение в народ».
3. «Земля и воля» 1870-х гг.
Примерный вариант развернутого плана
1.
Народнические кружки в начале 1870-х гг.
1.1.
Народнические кружки «чайковцев» в Петербурге.
1.2. Строгость при приеме новых членов. Аскетизм.
1.3. П. А. Кропоткин. Распространение бакунизма.
1.4. Главное дело «чайковцев» — пропаганда среди рабочих.
1.5. Арест большинства «чайковцев» (1874).
2. «Хождение в народ».
2.1. Стихийное движение радикальной молодежи в 1874 г.
2.2. Цели, состав участников.
2.3. Безуспешная проповедь социализма.
2.4. Результаты и последствия.
3. «Земля и воля» 1870-х гг.
3.1. Состав «Земли и воли» (1876).
3.2. Структура организации.
3.3. Главная цель и методы ее достижения.
3.4. Неудачная демонстрация перед Казанским собором в Петербурге.
3.5.
От «летучей пропаганды» к «оседлой» деятельности в деревне.
В заключение учитель отмечает, что вера народников в то, что им удастся поднять крестьян на революцию, не нашла под собой основания. Неудачи народников имели самые серьезные последствия. «Хождение в народ» и деятельность «Земли и воли» в 1876—1877 гг. подорвали идеи П. Л. Лаврова и М. А. Бакунина. В среде народников стремительно распространялись идеи П. Н. Ткачева и террористические методы борьбы.
2-й вариант. Изучение нового материала организуется на основе самостоятельной лабораторно-практической работы учащихся с текстом учебника и документами. В этом случае вопросы и задания из варианта 1 раздаются им в виде рабочих листов. Целесообразно выстроить работу поэтапно, обсуждая результаты работы учащихся и комментируя каждый пункт плана.
Домашнее задание. § 24. Вопросы и задания 1—4 к параграфу.
Дополнительное задание: подготовить сообщения о политической деятельности В. И. Засулич, А. И. Желябова, С. Л. Перовской (по выбору)