Урок 27. Подъем общественного движения России в конце 1870-х гг.
Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России
Цель урока: познакомить учащихся с развитием либерального земского движения после русско-турецкой войны 1877—1878 гг. и эволюцией организации «Земля и воля» в террористическую организацию «Народная воля».
ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Земское либеральное движение.
3. Процесс Веры Засулич.
4. Раскол в «Земле и воле».
5. «Народная воля» и ее программа.
СЛОВАРЬ
Революционная ситуация — напряженное внутреннее положение в стране, которое может привести к революции.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Беседа по вопросам 1—4 к § 24. Дополнительно ученики знакомятся с фрагментом документа.
Н. А. Чарушин. «О далеком прошлом»
Сторонники первого хотели возвратить «неоплатный долг» крестьянам, идти в народ, готовить его к освобождению. Вторые — выступали против длительной пропаганды, призывая народ к действию, к бунтам, поскольку действие лучше всего революционизирует народные массы. Третьи говорили, что народ вообще нечему учить, стоит только «зажечь спичку», и вспыхнет всенародный пожар.
Вопросы к документу: 1. Сторонники каких течений народничества упоминаются в документе? 2. Назовите характерные черты народничества. Что общего во взглядах идеологов народничества? По каким вопросам были расхождения? 3. О каком событии идет речь в документе? С какой целью в 1874 г. радикальная молодежь пошла в деревню? 4. Какие последствия имело «хождение в народ»?
2. Игровая форма. Двое учеников должны по очереди, по одному предложению (один ученик говорит предложение, другой продолжает; тот, чье предложение будет последним, становится победителем) пересказать материал по одному из разделов, посвященных событию или деятельности участника народнического движения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
В начале изучения темы школьники должны вспомнить лозунги либерального движения 1860-х гг. Учитель отмечает, что борьба за конституцию и в 1870-е гг. была центральной задачей российских либералов. После русско-турецкой войны была разработана конституция для Болгарии. Российские либералы недоумевали: почему правительство отказывается ввести конституцию в своей стране? На волне патриотических настроений в обществе земские либералы начали проводить нелегальные съезды, в результате которых был создан «Земский союз». С требованием конституции выступили Харьковское, Черниговское, Тверское, Полтавское и Самарское губернские земские собрания. Особый резонанс имело выступление гласного Черниговского земства И. И. Петрункевича, который был арестован и сослан в Костромскую губернию. На все предложения о введении в стране конституции правительство Александра II отвечало репрессиями. Попытки либералов договориться с революционерами о совместных действиях закончились безрезультатно, так как революционеры не отказались от террористических методов борьбы.
Третий пункт плана урока раскрывается на основе самостоятельного чтения учениками пункта 2 параграфа. Затем организуется его обсуждение по следующим вопросам: если бы вы являлись присяжным заседателем, какой вердикт по делу Веры Засулич вы бы вынесли — «виновна», «невиновна», «виновна, но заслуживает снисхождения»? Как вы оцениваете решение суда по этому делу? Было ли это решение законным? Какие последствия имело «дело Засулич» для общества, народников?
Далее учитель дает краткую информацию о расколе в «Земле и воле». Характеризуя напряженную внутриполитическую ситуацию в стране в конце 1870-х гг., он раскрывает сущность понятия «революционная ситуация». Ученики записывают в тетради определение и особенности проявления революционной ситуации в России. Разочарование народников в своей работе по организации крестьянской революции привело в 1879 г. к расколу «Земли и воли» на две организации —
«Черный передел» (Г. В. Плеханов и др.), выступавший за продолжение пропагандистской деятельности, и «Народную волю» (А. И. Желябов, С. Л. Перовская и др.), выдвинувшую на первый план политический террор.
С деятельностью «Народной воли» и ее программой учащиеся знакомятся в процессе выполнения задания 5 к параграфу. Сравнение программных документов «Земли и воли» и «Народной воли» оформляется в виде таблицы.
Вопросы для сравнения
|
«Земля и воля»
|
«Народная воля»
|
Принципы организации |
Слабый централизм с «основным кружком». Общество делилось на несколько групп: «деревенщики», «дезорганизаторская группа» и др.
|
Хорошо законспирированная, разветвленная и дисциплинированная организация с неограниченными полномочиями Исполнительного комитета |
Главная цель |
Подготовка народной социалистической революции |
Политический переворот и захват власти после убийства Александра II - Вслед за этим должна произойти социалистическая революция |
Методы достижения цели |
Разъяснительная работа среди крестьянства. «Пропаганда фактами» |
Запугивание и дезорганизация власти путем индивидуального террора |
Отношение к террору |
Террористическая деятельность допускалась в исключительных случаях — для самозащиты |
Террор рассматривался как главный способ политической борьбы. «Цель оправдывает средства» |
Преобразования в стране в ходе революции |
Переход всей земли крестьянам, свободное мирское самоуправление |
Созыв Учредительного собрания, которое передаст землю крестьянам, а фабрики и заводы — рабочим |
Подводя итоги, необходимо отметить, что народовольцы перешли от слов к делу, развернув настоящую охоту на царя: покушения на Украине и в Москве, взрыв в Зимнем дворце, в результате которого погибло более 60 человек из обслуги и охраны.
Домашнее задание. § 25. Подготовить ответы на вопросы 1, 3 и 4 к параграфу. Дополнительный вопрос: объясните, как вы понимаете высказывание Г. В. Плеханова — «народовольцы были народниками, изверившимися в народе»