A) дворцового переворота Б) отречения от престола старшего брата Константина
B) восстания декабристов на Сенатской площади
2) Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии занималось A) записью законов Российской империи
Б) политическим надзором и сыском
B) сбором налогов и пошлин
3) Идеологом теории «официальной народности» являлся А) А. Х. Бенкендорф Б) П. Д. Киселев в) С. С. Уваров
4) Правительство Николая I считало, что новый цензурный устав(«чугун- ный») A) воспрепятствует проникновению в страну западноевропейских революционных идей
Б) защитит русский литературный язык от влияния иностранных слов
B) уничтожит журналистику и литературу в стране
5) Сущность бюрократического управления николаевского царствования состояла в том, что государственные решения принимались и проводились в жизнь A) собранием представителей
Б) только императором
B) административным аппаратом
6) Подготовка «Свода законов Российской империи» была выполнена под руководством A) М. М. Сперанского б) Е. Ф. Канкрина
B) А. А. Аракчеева
7) Единственное значительное мероприятие царствования Николая I в решении крестьянского вопроса — это A) отмена крепостного права
Б) реформа управления государственной деревней
B) мероприятия по внедрению картофеля
8) В результате реформы 1839 г. основой денежного обращения в России стал A) золотой рубль
Б) бумажные ассигнации
B) серебряный рубль
9) Среди горцев Чечни и Дагестана большое распространение получило течение, требовавшее от верующих полного подчинения духовному вождю и войны с «неверными» A) имамат Б) мюридизм
B) военная демократия
10) Восклицание Николая I «Седлайте коней, господа офицеры!» — относится к событиям A) во Франции
Б) в Чечне и Дагестане
B) в Венгрии
4. Установите соответствие между именами исторических деятелей и фактами их биографий.
ИМЕНА
А) А. Х. Бенкендорф Б) С. C. Уваров В) П. Я. Чаадаев Г) М. М. Сперанский Д) П. Д. Киселев Е) Е. Ф. Канкрин Ж) А. П. Ермолов
ФАКТЫ
1) Министр народного просвещения, идеолог теории «официальной народности». Доказывал, что пассивность крестьянства, его стойкая вера в царя являются исконными и самобытными чертами русского характера (Б)
2) Возглавлял работу по составлению «Свода законов Российской империи». Награжден орденом Андрея Первозванного (высший российский орден), который Николай I снял с себя на заседании Государственного совета (Г)
3) Министр финансов, убежденный консерватор. В 1839 г. провел денежную реформу, введя в обращение серебряный рубль. Ушел в отставку, получив отказ императора немедленно решить проблемы на Кавказе (Е)
4) Начальник Третьего отделения, шеф жандармов. Ему принадлежит знаменитое высказывание: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение» (А)
5) Герой Отечественной войны 1812 г., главноуправляющий Кавказского края. Осуществление подготовленного им плана решительной борьбы с набегами горцев стало началом затяжной и изнурительной Кавказской войны (Ж)
6) В журнале «Телескоп» опубликовал «Философическое письмо», в котором говорил об утвердившейся в стране обстановке национального самодовольства и духовного застоя.
За свои взгляды был объявлен сумасшедшим (В)
7) Возглавлял Министерство государственных имуществ. Провел реформу управления государственными крестьянами (Д)
5. Установите соответствие между терминами и определениями.
ТЕРМИНЫ
1) Мюридизм
2) Наиб
3) Имам
4) Теократическое государство
5) Имамат
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
A) Духовный вождь и руководитель исламских воинов (3)
Б) Государство, в котором его глава соединяет в своих руках духовную и светскую власть(4)
B) Государство горцев Чечни и Дагестана, созданное в период войны с Россией (5)
Г) Воинственное течение в исламе, требовавшее от верующих полного подчинения духовному вождю и ведения войны с «неверными» до полной победы (1)
Д) Наместник имама (2) Дополнительное задание.
ДАТЫ
A) 1831 г. (4) Б) 1836 г. (5)
B) 1849 г. (1) Г) 1826 г. (3) Д) 1864 г. (2)
Установите соответствие между событиями и датами.
СОБЫТИЯ
1) Подавление русской армией революции в Венгрии
2) Завершение Кавказской войны
3) Учреждение Третьего отделения Императорской канцелярии
4) Подавление русскими войсками польского восстания
5) Опубликование в журнале «Телескоп» «Философического письма» П. Я. Чаадаева
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
В начале изучения темы ученики должны вспомнить о тайных организациях декабристов, социальном составе участников движения, основных положениях их идеологии, значении движения декабристов, а также основное содержание теории «официальной народности».
Из сочинений С. С. Уварова
Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, в виду печальных явлений, окруживших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная; найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие... К счастью, Россия сохранила теплую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться и жить... Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе самодержавия, православия и народности.
Вопрос к документу: какой смысл С. С. Уваров вкладывал в принципы: православие, самодержавие и народность?
Обобщая ответы школьников, учитель кратко формулирует особенность общественного движения в России 1820—1830-х гг. и рассказывает об этом периоде. Вторая четверть XIX в. — время развития российского общественного движения, усложнения состава его участников и складывания различных общественных направлений. Именно тогда была сформулирована монархическая (консервативная) идеология, возникло либеральное движение, усилилось влияние сторонников революционных изменений в стране.
Николай I стремился подавить все ростки вольномыслия в русском обществе. Однако трудно было запретить людям думать, общаться, имея схожие настроения и мнения. После разгрома декабристов центр общественной мысли переместился из армии в студенческие кружки, редакции газет и журналов.
Затем ученикам необходимо вспомнить взгляды П. Я. Чаадаева, изложенные им в «Философическом письме». Обобщая ответы школьников, учитель обращает их внимание на то, что значение работы Чаадаева состоит в постановке перед обществом основных вопросов: в чем смысл русской истории и каким путем Россия должна развиваться дальше? Именно на эти вопросы пытались дать ответы представители общественного движения второй четверти XIX в.
Общественное движение 1820—1830-х гг. было представлено немногочисленными и слабо организованными кружками. Небольшие группы быстро рас-
крывались полицией и ликвидировались, так и не успев стать тайными организациями и выработать программу. Изменился состав участников общественного движения. Если раньше это были, как правило, офицеры, представители дворянства, то в эти годы — студенчество, выходцы из различных социальных групп (разночинцы). Писатель И. С. Тургенев в романе «Рудин» так описывал собрания в кружках:
Вы представьте, сошлись человек пять-шесть мальчиков, одна сальная свеча горит, чай подается прескверный и сухари к нему старые-престарые; а посмотрели бы вы на все наши лица, послушали бы речи наши! В глазах у каждого восторг, и щеки пылают, и сердце бьется, и говорим мы о Боге, о правде, о будущности человечества, о поэзии...
Вопрос к документу: какие темы обсуждали молодые люди на собраниях?
А. С. Пушкин дал такое описание типичного участника кружков:
Он из Германии туманной Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч.
При раскрытии темы необходимо отметить увлечение членов кружков работами немецких философов, идеи которых пришли на смену идеологии Просвещения. По мнению П. Я. Чаадаева и русского образованного общества, культура России была исключительно подражательной, в то время как немецкие философы развивали идею об уникальности национальной культуры. Ф. Шеллинг являлся противником произвола властей. В обществе, считал он, должен утвердиться правовой строй; всякие перемены следует вводить только тогда, когда их поймет и воспримет народ. И. Фихте доказывал, что народ имеет право на революцию, насильственное изменение существующего строя, если он им недоволен. Исходя из этих идей, Н. В. Станкевич считал:
Масса русского народа остается в крепостной зависимости и поэтому не может пользоваться не только государственными, но и общечеловеческими правами; нет никакого сомнения, что рано или поздно правительство снимет с народа это ярмо, — но и тогда народ не может принять участия в управлении общественными делами, потому что для этого требуется известная степень умственного развития... Поэтому, кто любит Россию, прежде всего должен желать распространения в ней образования.
После работы со схемой учащиеся самостоятельно знакомятся с информацией о деятельности В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева.
В заключение урока школьники перечисляют и комментируют особенности общественного движения России в 1820—1830-е гг.
Домашнее задание. § 8. Подготовить ответы на вопросы 1—4 к параграфу.
Дополнительное задание: используя материал учебника и дополнительную литературу, подготовить характеристику общественно-политической деятельности и взглядов А. И. Герцена, М. А. Бакунина, А. С. Хомякова, Т. Н. Грановского, М. В. Буташевича-Петрашеского (рекомендуем воспользоваться Энциклопедией для детей. История России и ее ближайших соседей. Т. 5. Ч. 2. М.: «Аванта+», 1997)