Уроки 36—37. Русская культура во второй половине XIX в.
Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России
Цель уроков: сформировать представление об особенностях развития отечественного изобразительного искусства во второй половине XIX в.; проследить влияние исторических событий, процессов данного периода на особенности его развития.
ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Архитектура и скульптура периода эклектики.
3. Живопись эпохи передвижников.
4. Драматический театр и русская музыка.
5. Печать и книгоиздательское дело.
Торговый пассаж — большая, с двумя противоположными выходами и стеклянной крышей галерея, на которой в несколько ярусов размещены магазины, служебные помещения.
«Русский стиль» — направление в русской архитектуре второй половины XIX в., сочетавшее разнообразные архитектурные формы, декоративные традиции национального зодчества с современными пространственными и конструкционными формами зданий, пышность и праздничность декоративных решений.
Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое изображение действительности.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Фронтальный опрос по вопросам 1—4 к § 32.
2. Выполнение заданий 2 и 5 в рабочей тетради.
2. Установите соответствие между именем ученого и областью науки, в которой он работал.
Чебышев
Ляпунов
Попов
Менделеев
Можайский
Ключевский
Сеченов
Мечников
ИМЕНА
1) П. Л.
2) А. М.
3) А. С.
4) Д. И.
5) М. Ф.
6) В. О.
7) И. М.
8) И. И.
ОБЛАСТЬ НАУКИ
A) математика (1, 2)
Б) физика (3)
B) самолетостроение (5) Г) химия (4)
Д) почвоведение Е) биология (8)
Ж) история (6)
З) медицина И) физиология (7)
5. Напротив приведенных фактов напишите имя известного историка XIX в.: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский.
В 1851 г. издал первый том «Истории России с древнейших времен». С тех пор в течение многих лет ежегодно выходил новый том. Сравнивая историческое развитие России и стран Европы, автор находил много общего в их судьбах. Отмечал он и своеобразие исторического пути России. По его мнению, оно заключалось в промежуточном ее положении между Европой и Азией, в вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. «История» написана на высоком профессиональном уровне, до настоящего времени используется специалистами, постоянно переиздается. С. М. Соловьев
В соответствии с духом времени историк проявлял большой интерес к социально-экономическим вопросам. Старался проследить процесс
складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. В «Курсе русской истории», составленном на основании университетских лекций, доказывал, что В. О. Ключевский «человеческая личность, людское общество и природа страны... основные исторические силы». Жизнь человечества «в ее развитии и результатах» — суть исторического процесса, смысл истории — в народном самосознании. Глубокое знание источников и фольклора, владение мастерством исторического портрета, афористичный стиль сделали его одним из наиболее читаемых и чтимых ученых.
Восемь томов «Истории государства Российского» были написаны писателем-сентименталистом по поручению императора Александра I. Автор успел довести свое изложение до 1611 г. Он считал, что история человечества — это история борьбы разума с заблуждением, просвещения — с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. С помощью психологического анализа их действий и поступков автор объяснял исторические события. «История государства Российского» имела огромный успех в обществе и неоднократно переиздавалась. Н. М. Карамзин
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
1-й вариант. Урок-панорама. Главная задача урока — показать влияние эпохи Освобождения на формирование нового этапа художественной культуры России второй половины XIX в. Кроме иллюстративного ряда учебника, необходимо воспользоваться возможностями современных технических средств обучения, а также привлечь краеведческий материал.
Предварительно обобщая тему, учитель кратко характеризует особенности развития российской культуры пореформенного времени: с одной стороны, преобладание критических, обличительных настроений, с другой — огромный интерес к прошлому страны и реальному положению народа. Основные черты российской культуры второй половины XIX в. — связь с жизнью, ее социальная ориентация, возвращение к национальным традициям.
В начале рассмотрения второго пункта плана ученики должны вспомнить архитектурный стиль, который в 1830-е гг. пришел на смену классицизму, назвать известные им имена зодчих и их произведения. Далее учитель отмечает, что железнодорожное строительство, быстрый рост городов, количества промышленных предприятий, резкое увеличение числа банков, учебных и культурных заведений в пореформенное время привели к широкому строительству и поставили перед архитекторами новые задачи. На первый план выступила не красота здания, а его функциональность, которую в условиях господства эклектики архитекторы пытались скрывать. Схожие проблемы возникли у скульпторов (иллюстрации «Первая электростанция в Москве», «Здание Политехнического музея», «Памятник «Тысячелетие России»).
С 1870-х гг., с ростом национального самосознания под влиянием событий на Балканах, начался поиск национального, самобытного стиля. В 1860— 1890-х гг. главенствовал «русский стиль», в декоре и планировке зданий использовались элементы народного творчества (Исторический музей на Красной площади). В апреле 1874 г. Московская городская дума подарила городу для постройки будущего музея участок земли на Красной площади. Закладка первого камня состоялась в августе 1875 г. в присутствии императора Александра II и цесаревича Александра Александровича. По итогам конкурса проектов победил архитектор В. О. Шервуд. Планировка залов музея подчинена логике экспозиционной демонстрации важнейших этапов исторического развития России. Карнизы, наличники, мозаика пола в залах стилистически воспроизводят детали архитектурно-художественного убранства представляемых эпох. Во внешнем убранстве здания использовались элементы русского каменного зодчества.
С воцарением Александра III вновь начинает преобладать «русско-византийский стиль» (церковь Воскресения на крови — на месте гибели Александра II в Петербурге). «Русско-византийский стиль» призван был создать у человека ощущение стабильности и крепости устоев империи.
С бунта выпускников Академии художеств начинается история Товарищества передвижников, окончательно оформившегося в 1870г. Работы передвижников разнообразны по жанрам:
пейзаж («Грачи прилетели» А. К. Саврасова; «Сосны, освещенные солнцем» И. И. Шишкина; «Березовая роща» А. И. Куинджи; «Бабушкин сад» В. Д. Поленова; «Вечерний звон» И. И. Левитана);
портрет («Портрет А. Н. Островского», «Портрет Ф. М. Достоевского» В. Г. Перова; «Портрет Л. Н. Толстого» И. Н. Крамского);
исторические полотна («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Меншиков в Березове» В. И. Сурикова; «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Е. Репина);
былинные и сказочные сюжеты («Богатыри», «Аленушка» В. М. Васнецова);
батальная живопись («Апофеоз войны», «Торжествуют», «Смертельно раненный», «На Шипке все спокойно», «Шипка Шейново. Скобелев под Шипкой» В. В. Верещагина);
бытовой («Обед в поле», «Вечеринка» В. Е. Маковского; «Курсистка», «Студент», «Заключенные» Н. А. Ярошенко; «Земство обедает», «Косцы», «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г.» Г. Г. Мясоедова);
реалистическое направление ( «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Проводы покойника» В. Г. Перова).
Ученикам дается задание сравнить два произведения живописи: «На пашне. Весна» А. Г. Венецианова и «Проводы покойника» В. Г. Перова. Школьники должны отметить изменения в изображении крестьянской жизни в пореформенный период. Обобщая предположения учеников, учитель формулирует определение критического реализма — основного художественного направления литературы и искусства России второй половины XIX в. — критическое отношение к изображаемой действительности, близость к жизни, народу, стремление отвечать на запросы общества. На примере одного-двух произведений передвижников преподаватель раскрывает принципы реализма.
Самая известная историческая картина И. Е. Репина — «Иван Грозный и сын его Иван». Сюжет частично был взят из жизни. События весны 1881 г. — убийство Александра II и последовавшая жестокая расправа над заговорщиками — послужили толчком к созданию картины. Современники видели в перекликании дат (1581 г. и 1881 г.) намек на казнь народовольцев. «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, — вспоминал художник, — чувства были перегружены ужасами современности... естественно было искать выхода наболевшему в истории».
Главная мысль картины — случайность убийства и раскаяние в содеянном. Изображение царя-убий- цы встревожило придворные круги и было воспринято как обличение царизма. На картину был наложен запрет, ее сняли с выставки. П. М. Третьякову, который приобрел картину, в течение нескольких месяцев запрещали показывать ее публике.
С целью подведения итогов этой части урока учащиеся выполняют задание: назовите самые, на ваш взгляд, значительные достижения русской архитектуры и живописи второй половины XIX в. Как они связаны с историческими событиями времени?
Аналогично проводится работа по изучению вопросов о развитии театрального и музыкального искусства, русской журналистики данного периода. В основе рассказа учителя — текст учебника. Учащиеся готовят условный поход в театр (оперный или драматический). В процессе работы они изготавливают афишу, подбирают материал и рассказывают о внутреннем убранстве театра, ролях актеров, социальной направленности спектаклей, критических отзывах в журналах и газетах. В случае, если учащиеся «посещают» оперный театр, можно связать две темы — развитие театрального искусства и «Русскую музыку», деятельность «Могучей кучки». Декорации театра позволят закрепить материал о передвижниках.
В завершение учитель кратко рассказывает о развитии печати и книгоиздательского дела в России во второй половине XIX в. Закрепить и систематизировать материал поможет задание 10 в рабочей тетради.
10. Перечисленные названия газет и журналов пореформенного периода сгруппируйте согласно их общественно-политической направленности.
Демократические Либеральные Консервативные
4, 7,10 1, 5, 6, 8, 9 2, 3
1. «Вестник Европы», «Русские ведомости», «Русский вестник», «Санкт-Петербургские ведомости», «Сибирская жизнь»
2. «Московские ведомости», «Новое время»
4. «Отечественные записки», «Русское богатство», «Современник»
2-й вариант. Уроки организуются на основе заслушивания и обсуждения сообщений школьников о направлениях отечественной культуры второй половины XIX в. и наиболее ярких ее представителях. Если урок будет интегрирован с курсами литературы и МХК при участии учителей этих предметов, целесообразно провести урок-конференцию. На конференции организуется защита рефератов, проектных работ, подготовленных учащимися индивидуально или в группах (подготовка и проведение в классе виртуальной экскурсии по Третьяковской галерее, Русскому музею, «Музею одной картины», сообщение «История России в музыкальной культуре», создание видеофильма «Архитектура Москвы в XIX в.», родного города с привлечением краеведческого материала и др.).
1. Представление участников и перечисление тем выступлений (3—4 мин).
2. Выступление участников (сообщения, рефераты по истории России, презентации учебных проектов) (25—30 мин).
3. Обсуждение, рецензирование представленных работ (8—10 мин).
4. Подведение итогов, оценка творческих работ учащихся (3 мин).
Домашнее задание. Вопросы и задания к § 33, 34.
Дополнительное задание: используя материал
§ 33, заполнить таблицу «Живопись эпохи передвижников»