Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Урок 38. Русская православная церковь во второй половине XIX в.

Урок 38. Русская православная церковь во второй половине XIX в.
 
 Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России

Цель урока: познакомить учеников с положением православной церкви после отмены крепостного права, причинами ее кризиса накануне нового столетия.

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Церковь и освобождение крестьян.
3. Обер-прокурор К. П. Победоносцев и старец Амвросий.
4. Кризис православной церкви в конце XIX в.

Притча — в религиозной литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Собеседование по вопросам к § 33, 34. Проверка выполнения дополнительного задания.
2. Выполнение заданий 6—8, 11 в рабочей тетради.
7. Напишите имена авторов исторических полотен. Установите соответствие между историческим событием и картиной, в которой это событие стало основным сюжетом.
1) Реформа патриарха Никона и раскол Русской православной церкви в XVII в.    (Картина «Боярыня Морозова»)
2) Во время «Великого посольства» 1698 г. Петр I узнал о стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. Следствие выявило, что находившиеся в сговоре с бывшей правительницей стрельцы намеревались свергнуть с престола Петра. Последовала жестокая расправа царя с мятежниками (Картина «Утро стрелецкой казни»)
3) Сюжетом для картины стало событие из древнерусского произведения о неудачном походе одного из русских князей
«После побоища Игоря Святославича с половцами»
4) По приказу императора Павла I русский экспедиционный корпус направлен в Италию для борьбы с французскими полководцами
«Переход Суворова через Альпы»
8. Установите соответствие между именами известных русских актеров второй половины XIX в. и ролями, которые они исполняли.
АКТЕРЫ
A) Н. Х. Рыбаков Б) П. Н. Садовский
B) П. А. Стрепетова Г) М. Н. Ермолова
РОЛИ
1) Катерина в пьесе Островского «Гроза»(В)
2) Жанна д’Арк в «Орлеанской деве» Ф. Шиллера (Г)
3) Роли самодуров в пьесах Островского(А)
4) Любим Торцов в пьесе Островского «Бедность не порок» (Б)
11. Ответы на кроссворд: реальные, Ермолова, Абрамцево, Левитан, Индонезия, Забелин, Менделеев.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Предваряя изучение нового материала, учитель организует беседу, направленную на актуализацию знаний учащихся о положении православной церкви в России в первой половине XIX в., по следующим вопросам:
1. Как складывались отношения государства и православной церкви в предшествующий период? Были ли они отношениями на равных?
2. Опишите структуру православной церкви, духовного сословия. Вспомните самых известных русских старцев первой половины XIX в.
3. Перечислите отличия белого и черного духовенства.
4. Объясните значение понятий «архиерей», «клир», «Синод», «епархия», «старец», «питаться от алтаря», «беспоповцы», «поповцы», «Белокриницкая церковь».
Обобщая ответы учащихся, учитель напоминает о проблемах, с которыми столкнулась православная церковь накануне отмены крепостного права:
недовольство высшего духовенства произволом светских чиновников;
неудовлетворительное материальное положение приходских священников;
невысокий уровень подготовки большинства рядового духовенства;
формальное исполнение обязанностей священниками;
вынужденное обращение верующих к монастырским старцам, к помощи старообрядцев.
В период проведения Александром II либеральных реформ большинство иерархов церкви заняло выжидательную позицию.
Примерная структура изложения материала
В период подготовки крестьянской реформы часть высшего православного духовенства выступила против отмены крепостного права. Помещики, сопротивлявшиеся проведению реформы, обратились к митрополиту Филарету с просьбой отговорить Александра II от ее проведения. Филарет занял выжидательную позицию, однако под давлением власти вынужден был представить правительству свой вариант текста манифеста, в котором объявлялось об отмене крепостного права и разъяснялись главные положения крестьянской реформы. Именно в таком виде был обнародован 19 февраля 1861 г. Манифест об освобождении крестьян. Таким образом, православная церковь поневоле приняла участие в крестьянской реформе.
С третьим пунктом плана учащиеся знакомятся самостоятельно, читая текст учебника. В процессе работы они отвечают на вопросы и выполняют задания:
1. Какими методами стремились укрепить авторитет православной церкви обер-прокурор К. П. Победоносцев и старец Амвросий? Как вы думаете, чьи методы были более эффективны? Почему?
2. Как вы понимаете утверждение К. П. Победоносцева о том, что «безверие есть прямое отрицание государства»?
3. Познакомьтесь с содержанием документа «Из воспоминаний митрополита Евлагия «Путь моей жизни» в учебнике. Как вы понимаете смысл выражения «подвиг народнический»? Какими средствами поучал народ и «воздействовал на души» старец Амвросий? Что такое притча? С какими проблемами шел народ к старцу?
Далее необходимо обратить внимание учеников на то, что только духовным подвигом старцев невозможно было решить проблемы, накопившиеся у православной церкви к концу XIX в., поднять в обществе ее авторитет. Кризис православной церкви проявился в пассивной позиции духовенства в аграрном вопросе. В течение всего XIX в. религиозность в крестьянской среде падала быстрыми темпами. Проанализировав исповедальные ведомости, историк Б. Г. Литвак отметил, что
процент не бывших у исповеди «по нерадению» в 1842 г. составил 8,2% среди мужчин и около 7,0% среди женщин ...в 1852 г., — 9,11% и 8,05%. Но массовый отказ от исповеди наблюдается немного позднее. В 1869 г. в своем очередном отчете священник села Дмитровское Звенигородского уезда Московской губернии Иоанн Цветков сообщал: «Из числа 1085 человек мужского и женского пола прихожан находится исповедовавшихся... 214 человек, не бывших у исповеди остается 871 человек».
По свидетельству этнографов, нравственное состояние русских крестьян в начале XIX в. было много выше их нравственного состояния в конце XIX в. Слабое воздействие оказывала церковь и на пролетарское население крупных городов. Это было опасное явление, так как только авторитетная церковь могла примирить враждующие стороны.
Домашнее задание. § 35.
Дополнительное задание: 1. Используя краеведческий материал, подготовить сообщение о монастырях, храмах, которые существовали или существуют вблизи родного города или села. 2. Опираясь на дополнительную литературу, рассказать об известных деятелях православной церкви второй половины XIX в., не упомянутых в учебнике
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты