Уроки 39—40. Итоговые уроки истории

Уроки 39—40. Итоговые уроки истории
 
 Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России

Цель уроков истории России XIX в.: обобщить и систематизировать представления школьников об основных фактах и событиях истории России XIX в.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
1- й вариант итогового урока истории России. Урок — деловая игра с элементами дискуссии
В начале урока с помощью проектора учащимся демонстрируется картина художника И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета» (если не позволяют технические возможности, можно сделать копии репродукции и раздать на парты) с краткой справкой об истории ее создания.
Огромное полотно (400 х 877 см) экспонируется в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Предложение запечатлеть юбилейное заседание Государственного совета И. Е. Репин получил в апреле 1901 г. Художник согласился. Его увлекла масштабность замысла, подобного группового портрета (более 80 персонажей) не существует во всей мировой живописи. В день юбилея на холсте уже была изображена вся обстановка. Оставалось запечатлеть фигуры советников в момент чтения императорского рескрипта. Репин в непривычной одежде — черном фраке и бабочке — был бледен и взволнован. Чтобы успеть, необходимо было работать с молниеносной быстротой и абсолютной точностью. 57-летний мастер, превозмогая боль в руке, самозабвенно творил, и, когда преисполненные величия члены императорской фамилии и царедворцы поднялись с мест, чтобы проследовать в дворцовую церковь на благодарственный молебен, эскиз был готов. По условиям договора требовалось высочайшее одобрение созданного произведения. Увидев холст, придворные пришли в ужас: грубейшее нарушение этикета, искажение хода церемонии — сенатор Иващенков сидит спиной к государю, генерал Игнатьев отвернулся от императора, помощник статс-секретаря барон Дистерло отвлекает посторонним разговором академика Семенова... Однако Николай II согласился с замыслом живописца. (Многие Романовы обладали художественным вкусом, не был его лишен и последний российский самодержец.) 4 января 1904 г. Мариинский дворец открыл двери для всех желающих. Квадратный зал, где стояло обрамленное в раму полотно, стал местом паломничества. О картине писали и говорили как о выдающемся явлении художественной и общественной жизни.
В процессе работы с репродукцией школьники должны вспомнить, когда и при каких обстоятельствах был создан Государственный совет, какие функции он выполнял. На картине они показывают государственных деятелей: Николая II, К. П. Победоносцева, С. Ю. Витте и рассказывают, чем они им запомнились.
Далее из возможных тем курса «История России. XIX в.» учитель определяет наиболее важные для обсуждения на итоговом уроке.
Примерная тема обсуждения изученных материалов курса «История России. XIX в.»
Известный славянофил А. С. Хомяков полушутя сказал: «В России хорошие и дурные правители чередуются через одного: Петр III плохой, Екатерина II хорошая, Павел I плохой, Александр I хороший, Николай I плохой, этот будет хорошим!» Эту закономерность заметил и историк В. О. Ключевский, отметив, что после «хорошего» царя следовал «плохой». Учащимся дается возможность пофантазировать на эту тему и представить, что они участвуют в заседании Государственного совета и обсуждают следующие вопросы:
1. Можно ли согласиться с выводом, что предшественники Николая II были «плохими» или «хорошими»?
2. Какой политический курс, который мог бы обеспечить стабильность и развитие Российской империи, можно предложить новому императору?
Затем формируются четыре группы. Задача каждой группы — заполнить таблицу, в которой отмечаются мероприятия внутренней и внешней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, особенности общественного движения и культуры, даются оценки этих мероприятий и политического курса в целом.
Император
Положительные мероприятия во внутренней и внешней политике
Негативные мероприятия во внутренней и внешней политике
Внутриполитический курс
Рекомендации императору
Александр I  12 (24) марта 1801-19 ноября (1 декабря) 1825
       
Николая I 19 ноября (1 декабря) 1825 - 18 февраля (2 марта) 1855        
Александр II 18 февраля (2 марта) 1855 - 1 (13) марта 1881
       
Александр III 1 (13) марта 1881 - 20 октября (1 ноября) 1894
       

После завершения подготовительной работы выступают представители групп; один из выступающих играет роль оппонента. Если на этапе дискуссии позиции участников совпадают, учащиеся поочередно должны представить максимальное количество аргументов по проблеме, что является основным критерием победы той или иной команды. Итоговое обсуждение в конце урока учитель проводит на основе материала «Заключения».
2- й вариант. Выполнение заданий 1, 3, 6—11, 13, 15—17 в рабочей тетради («Итоговое повторение»).
1. Ответы: 1 — Александр II; 2 — Николай I; 3 — Александр III; 4 — Александр I.
3. Ответ: 1 — декабристы.
6. Сгруппируйте сражения и полководцев по войнам, которые Россия вела в XIX в.

Отечественная война 1812 г.
Крымская война (1853-1856)
Русско-турецкая война (1877-1878)
     

7. Ответ: 3 — Бородинское сражение.
8. Ответы: дворяне, Сенатскую площадь, Николая I, дворянско-разночинским, западники, славянофилы, либералов, «русского» (общинного) социализма, народничество, бунтарское, заговорщическое, «Земля и воля», «Черный передел», террора, 1881, марксизма, «Освобождение труда».
10. Ответ: 4 — Александр III.
11. Расставьте события в хронологической последовательности.
1. Берлинский конгресс
2. Бородинское сражение
3. Восстание декабристов
4. Заключение франко-русского союза
5. Начало Крымской войны
6. Отмена крепостного права
7. Реформа городского самоуправления
8. Стачка в Орехово-Зуеве (Морозовская стачка)
9. Тильзитский мир
10. Указ о «вольных хлебопашцах»
Ответы: 10, 9, 2, 3, 5, 6, 7,1, 8, 4.
13. Ответ: трагедия на Ходынском поле в Москве во время коронации Николая II.
Если изучение курса истории России XIX в. сопровождалось включением в учебный процесс краеведческого материала, итоговые уроки проводятся как завершение изучения истории родного края. Знакомство с его историей можно проводить по-разному.
1-й вариант предполагает фрагментарное введение местного материала в течение всего учебного года — это может быть изложение материала учителем, подготовка сообщений учащимися, работа с краеведческими пособиями, проведение экскурсий. Возможно выполнение творческих заданий: подготовка рефератов, сочинений по экспонатам музеев, памятникам истории и культуры, сбор этнографического материала и его презентация в классе, создание краеведческих уголков и др.
2-й вариант предусматривает проведение отдельных краеведческих уроков в рамках курса истории России XIX в. Учитель определяет темы (при условии их согласования с тематикой данного курса), исходя из особенностей истории города, региона, важности местного материала для формирования системы знаний по истории России данного периода, нравственного и патриотического воспитания учащихся.
Цель итогового урока по истории России — обобщить знания школьников о местной истории XIX в., сформировать чувство сопричастности с судьбой края и страны, бережное отношение к памятникам истории и культуры. Обобщающий урок можно провести в форме экскурсии, конференции, презентации проектов. Результаты уроков оформляются в виде стенда, буклета, видеофильма, альбома
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.

Основные рефераты

Основные рефераты