Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

§ 10. Сеньоры и вассалы

§ 10. Сеньоры и вассалы

Каково было место и обязанности рыцарства в обществе?

1. Новое устройство общества. К XI веку в Западной Европе сложилось новое общественное устройство. После Великого переселения народов окрепла власть королей и членов их дружин. Правда, их соплеменники сначала оставались свободными и полноправными людьми: земледельцы и воины, они участвовали в управлении племенем. Но рядом с их небольшими участками росли крупные земельные владения знати. Знатные люди силой отбирали землю и свободу у обедневших соседей. Неоткуда было ждать помощи и против непрерывных нападений арабов, венгров, норманнов. Приходилось жертвовать землёй и свободой, отдаваясь под защиту могущественного соседа. Тот становился теперь сеньором крестьянина (что по-латыни значит «старший»). Сеньорами могли быть светские лица, епископы, монастыри. Обычно зависимые крестьяне сохраняли свою землю, но теперь должны были работать на сеньора и отдавать ему часть урожая.
Распространению зависимости крестьян способствовала и королевская власть.
Частые военные угрозы заставляли государей создавать постоянное конное войско. Его организовывали Карл Мартелл во Франкском государстве, Альфред Великий в Англии, Генрих I в Германии. Пешее ополчение уже не имело такого значения. Уже не обязанные воевать, крестьяне теряли и право носить оружие. Война становилась занятием профессиональных воинов, которым теперь принадлежали и земля, и власть над обрабатывающими её крестьянами.
Люди тогда по-разному представляли себе, как устроено общество. Но наиболее важную роль сыграла теория, в соответствии с которой Бог разделил общество на сословия — большие группы людей, за которыми закреплены определённые права и обязанности; обычно они передавались по наследству. Таких сословий было три: молящихся, воюющих и работающих. Под последними имелись в виду все, кто не входил в первые два сословия, но прежде всего крестьяне.
Перед каждым сословием стояли свои задачи. Духовенство заботилось о спасении душ. Воюющие должны были, проливая свою кровь, защищать
общество от внешних врагов, обеспечивать порядок и правосудие. Трудящиеся кормили всех остальных.
По сравнению с двумя первыми сословиями работающие рассматривались как низшее, третье сословие. Но если в Древнем Риме физический труд считали делом рабским, то в Средние века сложилась высокая оценка крестьянского труда, что способствовало хозяйственному развитию Западной Европы.
В те времена общество часто сравнивали с телом человека, уподобляя молящихся груди, воюющих рукам, а трудящихся ногам. Тем самым подчёркивалось, что все сословия хотя не равны, но необходимы и зависят друг от друга; если они не будут действовать слаженно, общество погибнет.

2. Сеньоры и вассалы. В условиях постоянных войн ведущая роль в обществе принадлежала воюющим. Именно они владели большей частью земли, то есть тем, что было тогда главной ценностью. Земля, которую обрабатывали крестьяне, давала её собственникам богатство, власть и престиж. Вокруг неё строились отношения внутри сословия воюющих. Главную роль в них играл феод — форма условного землевладения, то есть наделения землёй на условии несения военной службы. Крупных земельных собственников, владевших феодами и живших за счёт зависимых крестьян, историки называют феодалами. А поскольку феодалы господствовали в обществе, то и всё устройство жизни той эпохи называют феодализмом.
В узком смысле понятие «феодализм» сводят к отношениям, связанным с наделением феодом (в этом случае феодализм имел место лишь в некоторых странах Западной Европы и представлял собой лишь одну сторону развития общества). В широком смысле в нём видят всемирно-историческую эпоху, через которую прошли самые разные страны и континенты.
Чтобы располагать отрядом конных воинов, крупный феодал делил свой феод на части и раздавал их воинам — тоже в качестве феодов. Тот, кто наделял феодом, именовался сеньором, а получивший феод в обмен на военную службу — вассалом (по-латыни «вассус» — слуга). Вассал тоже мог раздать части полученного феода во владение своим людям. Тогда он становился для них сеньором, а они — его вассалами. Ступенькой ниже могло повториться то же самое. Получалось что-то вроде лестницы, где каждый мог быть одновременно вассалом и сеньором.
Историки называют такой порядок «феодальной лестницей» (или феодальной иерархией).
Высшим сеньором был государь, его прямыми вассалами обычно становились титулованные аристократы: герцоги, графы, маркизы. Следующие ступеньки занимали бароны, владельцы замков и, наконец, простые конные воины — рыцари.
Дальше феод дробиться не мог, поскольку земли с крестьянами, оказавшейся в распоряжении рыцаря, ему едва хватало на то, чтобы содержать боевого коня и вооружение. А без этого он не мог бы владеть феодом! Сеньором он был только для своих крестьян, те же, не неся военной службы, находились вне «феодальной лестницы».
Главная обязанность вассала состояла в военной конной службе сеньору — обычно в течение 40 дней в году. Вассал должен был также заседать в совете и в суде сеньора, оказывать ему денежную помощь (например, для выкупа из плена). Сеньор, в свою очередь, должен был защищать вассала и не лишать его феода. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор имел право отобрать феод, но сделать это было сложно. В случае конфликта вассал мог обратиться к суду пэров — других вассалов того же сеньора. Пэры часто заставляли сеньора идти на уступки непокорному вассалу.
Отношения между сеньорами и вассалами не были всюду одинаковыми. Так, в Англии и Германии все феодалы, от простых рыцарей до герцогов, обязаны были в какой-то мере подчиняться королю. Во Франции же действовало правило: «Вассал моего вассала - не мой вассал». В идеале вассалы верно служили сеньору, который щедро их награждал. Но бывали и несправедливые сеньоры, неверные вассалы, кровавые усобицы между ними. К тому же часто вассал получал феоды от разных сеньоров. В таких случаях было трудно понять, кому вассал должен служить в первую очередь. Вассалы в конфликтах с сеньорами часто брали верх, ведь многие из них были богаче своих сеньоров и к тому же нередко действовали против сеньора совместно.
Все члены средневекового общества, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. Однако характер зависимости крестьян и феодалов был совершенно различным.

3. Война как образ жизни. Сеньоров и вассалов объединяло то, что все они были рыцарями. Слово «рыцарь» в русском языке происходит от немецкого «рит- тер» — всадник, конный воин. Считалось, что рыцарем может стать только человек знатный, и притом богатый, чтобы иметь боевого коня и вооружение.
Рыцарь был прекрасно подготовлен к войне. Сначала его защищали кольчуга, щит и шлем. Позже для защиты самых уязвимых частей тела на кольчуге закрепляли металлические пластины, а с XIV века появился сплошной доспех. Он весил до 30 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали самых выносливых коней, также защищённых доспехами.
Наступательным оружием рыцаря были меч и длинное (до 3,5 м) тяжёлое копьё. Применять такое оружие позволяли стремена, которые в Европе переняли с Востока в раннее Средневековье. Когда рыцарь мчался в атаку, казалось, нет силы, способной выдержать его удар.
В бою стремились не убить вражеского рыцаря, а взять его в плен. Ведь убийство равного осуждалось и церковью, и моралью самих рыцарей. Кроме того, за пленного можно было получить большой выкуп. Поэтому даже в крупных сражениях часто гибли всего несколько рыцарей. Иное дело - «неблагородные» противники: их убивали беспощадно. Они, в свою очередь, наводили ужас на рыцарей, поскольку сражались «не по правилам»: стаскивали рыцарей с коней, а потом добивали их через щели в латах.

4. Мир турниров и гербов.
В мирное время рыцарь стремился заполнить досуг занятиями, похожими на войну и развивавшими необходимые на войне навыки. Благородным делом считалась охота на кабана или оленя. Но любимым развлечением рыцарей были турниры — состязания в умении владеть оружием. Наряду с единоборствами устраивались сражения целых отрядов, но, сражаясь затупленным оружием и в прочных доспехах, рыцари на турнире погибали редко.
Организацией турниров занимались герольды. Часто им было достаточно одного взгляда на рыцаря, чтобы определить, кто он такой, ведь на его щите они сразу видели отличительный знак его рода — герб.
Гербы появились именно в Средние века — как личные, а затем и родовые знаки знатных людей. Вслед за ними гербы стали заводить города, объеди- Изображение гер- нения горожан, духовные лица (напри- ба на надгробной мер, епископы). А из гербов правителей плите, позже появились гербы государств.
Искусство составлять и описывать гербы называется геральдикой; им занимались герольды. В геральдике использовались 5 цветов (голубой, зелёный, чёрный, алый, пурпурный), а также золото и серебро. Цвет и фигуры на щите имели символическое значение. В состав герба входил девиз - краткое изречение, выражавшее самое важное в характере обладателя герба и его предков.

5. Воспитание рыцаря. Жизнь рыцаря требовала храбрости, большой физической силы и многолетней постоянной тренировки.
С семи лет мальчики из знатных семей обычно покидали родной дом и служили пажами при дворе знатного феодала. Их учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться, петь, танцевать; они усваивали изысканные придворные манеры. Читать и писать учили не всегда - считалось, что рыцарь может обойтись и без этого, и лишь к концу Средневековья положение стало меняться к лучшему.
Обучившись военному делу, юноша становился оруженосцем рыцаря и лишь после нескольких лет службы мог удостоиться посвящения в рыцари.
Ночь перед посвящением будущий рыцарь молился в церкви, обязуясь стать воином Христовым и обнажать меч только за правое дело: ради восстановления справедливости, борьбы с неверными. В знак посвящения ему торжественно надевали шпоры и пояс с мечом.

6. Рыцарская культура. Воплощением духа Средневековья с его постоянными войнами стал неприступный каменный замок — жилище рыцаря и его крепость.
План рыцарского замка. Современная реконструкция: 1 — подъёмный мост; 2 — нижний двор; 3 — конюшня, хлев, амбары; 4 — верхний двор; 5 — колодец или резервуар с водой; 6 — замковая часовня; 7 — жилище хозяина; 8 — помещение для хранения оружия и доспехов; 9 — жилые помещения; 10 — донжбн
Строители замков стремились создать для нападавших систему последовательных препятствий. Последним рубежом обороны была самая высокая каменная башня; во Франции её называли донжоном. Захватить замок, как правило, удавалось лишь внезапным нападением, хитростью или изменой.
Замок был центром ЖИЗНИ всей округи. Здесь жили сеньор с семьёй и его слуги, подолгу гостили вассалы и воспитывались их дети, заходили переночевать путники. В парадном зале задавали пиры, звучали стихи и песни странствующих певцов и поэтов.
В замках, при дворах сеньоров, расцвела рыцарская культура. В основе её лежала особая система ценностей — совокупность представлений о том, что хорошо
и что плохо, что важно и что не важно. Рыцарь подчинялся определённым правилам поведения (так называемый кодекс рыцарской чести), отличавшим его от остальных членов общества. Рыцарь должен быть храбрым в бою и верным сеньору, отстаивать христианскую веру, защищать слабых. Худшим пороком рыцаря считалась трусость, честь же ценилась выше жизни.
На войне рыцари часто грабили мирное население, но богатства нужны были им не для накопления, а для того, чтобы их демонстративно потратить. Сеньоры задавали роскошные пиры, устраивали празднества, наделяли вассалов богатыми подарками. Все знали: чем сеньор щедрее, тем больше рыцарей он соберёт в следующий раз под свои знамёна; значит, тем больше у него шансов захватить богатую добычу, опять-таки чтобы щедро раздать её своим вассалам.
Рыцарская культура требовала умения вести себя при дворе, особенно в общении с дамами. Это умение называют куртуазностъю (от французского слова «кур» — двор). Считалось, что рыцарь должен быть влюблён в прекрасную даму и прославлять её своими подвигами. Эта изящная придворная игра воспитывала рыцарей, смягчая грубость их нравов. Рыцарская культура складывалась из многих компонентов. Это и замки, и гербы, и турниры, и пиры, и поэтические состязания.
Многие рыцари были прекрасными поэтами. Трубадуры - странствующие рыцари-поэты Южной Франции - сочиняли изысканные стихи о любви и о рыцарских доблестях. При дворах звучали также эпические поэмы о героях былых дней, такие, как французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моём Сиде», германская «Песнь о Нибелунгах». В основе их сюжетов лежали реальные события, но сильно изменённые фантазией сказителей. Сочинялись и рыцарские романы, в которых рядом с рыцарями и прекрасными дамами действовали волшебники и драконы. Особой популярностью пользовались романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Рыцарство и рыцарская культура, расцвет которых приходится на XII—XIII века, были яркой страницей истории Средневековья.

Письмо Эда, графа Блуаского, королю Франции Роберту (1025 год)

...Удивляешь ты меня очень, государь мой, как столь поспешно, не разобрав дела, присудил ты меня недостойным феода твоего. Ведь если дело касается условий происхождения, то, благодарение Богу, родовитость есть у меня. Если дело касается качества феода, который ты мне дал, то известно, что не из твоих он владений, но из того, что мне по милости твоей от предков моих перешло по наследству. Если дело касается исполнения службы, то тебе ведомо, что, пока я был у тебя в милости, служил тебе и при дворе, и в войске, и на чужбине. Если же потом, когда ты наложил на меня опалу и данный мне феод решил отобрать, я, обороняя себя и свой феод, нанёс тебе какие-либо обиды, то ведь совершил я это, раздражённый несправедливостью и вынужденный необходимостью. Ибо как же
я могу оставить и не оборонять своего феода? Бога и душу свою ставлю в свидетели, что лучше предпочту умереть на своём феоде, нежели жить без феода. Если же ты откажешься от замысла лишить меня феода, то ничего более на свете я не буду желать, как заслужить твою милость.
Каково положение героев этого документа на «феодальной лестнице»? Кто из них сеньор, а кто вассал? Дайте оценку доводам автора письма о законности владения им феодом с точки зрения того времени. Предположите, чем граф мог прогневать короля. Как ещё, кроме обращения к государю, он мог защитить свои права?


1. Какими способами и за счёт чего в Западной Европе в раннее Средневековье формировалась крупная земельная собственность?
2. Кто такие зависимые крестьяне? Как они становились зависимыми?
3. Каковы были основные сословия средневекового общества?
4. Работа в группах. Объясните важность каждого сословия с точки зрения средневекового человека. (Каждая из групп подбирает доводы в пользу важности одного из сословий.) Обсудите ваши выводы в классе.
5. Составьте в рабочей тетради схему «феодальной лестницы». Объясните, кто в феодальной иерархии мог быть сеньором, а кто — вассалом.
6. Каковы были преимущества рыцарского войска перед пешим ополчением?
7. О чём мог рассказать рыцарский герб? 8. Объясните смысл посвящения в рыцари.
9. Какие правила поведения идеального рыцаря представлены на иллюстрациях учебника?
10. Почему сеньор обязательно должен был передать часть своих земель вассалам?
11. Почему ни один рыцарский турнир не мог состояться без герольдов? Чем ещё занимались герольды? С помощью ресурсов Интернета выясните и расскажите более подробно обо всех обязанностях герольдов в Средние века.
12. Кого называют рыцарем в наши дни? Расспросите об этом родителей и знакомых вашей семьи. Подумайте, в чём современный смысл этого слова совпадает со средневековым, а в чём нет.
13. Подумайте, какие правила поведения, предписываемые кодексом рыцарской чести, и при каких обстоятельствах чаще всего не выполнялись в реальной жизни? Выскажите своё мнение.
14. Что такое куртуазность:
1) правила поведения рыцаря при дворе,
2) взаимоотношения между землевладельцем и зависимыми крестьянами,
3) главная обязанность вассала по отношению к своему сеньору? Выберите правильный ответ
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты