§ 11. Средневековая деревня

§ 11. Средневековая деревня

Каково было место крестьянства среди других сословий?

1. Крестьянин перед лицом сеньора. В средневековом обществе те, кто трудился, — а из них более 9/10 составляли крестьяне — считались третьим сословием, необходимым в обществе, но всё же третьим, самым низшим. Отношение других членов общества к крестьянам было двойственным. С одной стороны, крестьянин — всеобщий кормилец и его труд угоден Господу. С другой стороны, крестьян презирали за грубость и невежество. Приниженное положение крестьян в обществе было тесно связано с их несвободой и тем, что они не имели в собственности главного богатства Средневековья — земли. Земля, дававшая крестьянам пропитание, принадлежала сеньорам. В Европе тогда говорили: «Нет земли без сеньора».
Земля сеньора обычно делилась на две части. Одну он оставлял для себя: леса, где он охотился, луга, где паслись его кони, господское хозяйство, где работали либо слуги сеньора, либо зависимые крестьяне. Весь урожай с господского поля шёл в закрома сеньора.
Другая часть земли делилась на наделы, которые передавались крестьянам. За пользование землёй крестьяне несли повинности в пользу господина.
Слуги сеньоров заносили повинности в специальные описи. Это закрепляло подчинённое положение крестьян. Но когда повинности были записаны, сеньор уже не мог произвольно увеличивать их.
Повинности крестьян могли состоять в работе на господском поле (барщина), в уплате оброка продуктами или деньгами. Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой счёт в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были подчиняться суду сеньора.
Свободных крестьян к XII веку в Западной Европе почти не осталось. Но все они были зависимы по-разному. Один работал на барщине несколько дней в году, а другой — несколько дней в неделю. Один ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой отдавал до половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично зависимых крестьян. Они несли повинности не только за землю, но и за себя лично. Некоторые обязаны были платить сеньору даже за право вступить в брак или унаследовать имущество умершего отца.
Крестьянские повинности иногда бывали весьма обременительны, зато они не менялись из года в год и даже из поколения в поколение. Конечно, сеньоры часто пытались увеличить их, нарушая давний обычай, но такому произволу крестьяне упорно сопротивлялись. В этом случае они могли жаловаться на своего господина королю и нередко добивались справедливости.

2. Будни средневековой деревни. Жизнь крестьянина текла неспешно и однообразно. Из года в год повторялись одни и те же занятия. Люди жили так же, как их отцы и деды, и этим довольствовались.
Ритм жизни крестьян был задан самой природой. В страду, когда решалась судьба урожая, работали от зари до зари. Весной вскапывали землю, сеяли яровые, ухаживали за виноградниками. Летом заготавливали сено, жали серпами созревший урожай, ссыпали зерно в закрома. Осенью собирали виноград, делали вино, сеяли озймые. Затем наступало короткое время отдыха. И вот уже пора готовиться к новой полевой страде.
Другой жизни крестьяне не знали, ведь они очень редко уходили из своей деревни дальше чем до ближайшего города или монастыря. В этом тесном мире все знали друг друга, полагались только на себя и друг на друга и не любили чужаков.
Ещё в раннее Средневековье в сельском хозяйстве распространилось трёхполье. Вся пахотная земля делилась на три равные части. Одно поле засеивали яровыми, второе — озймыми, а третье оставляли под пар, то есть не засеивали, давая ему отдохнуть и восстановить плодородие. На следующий год первое поле оставляли под пар, второе засеивали яровыми, третье — озимыми. На третий год цикл заканчивался. При такой системе земля меньше истощалась. Плодородие почвы увеличивали также за счёт чередования разных культур и использования удобрений. Впрочем, урожайность хотя и выросла, но оставалась низкой. В XI—XIII веках она составляла сам-два или сам- три, в лучшем случае сам- четыре. Это значит, что с каждого мешка посеянного зерна собирался урожай от 2 до 4 мешков. А ведь крестьянин должен был, собрав урожай, отложить семена для следующего посева, отдать десятину церкви и оброк сеньору, а на остальное прожить вместе со своей семьёй до следующего урожая! Даже в благополучные годы многие крестьяне недоедали, и чуть ли не каждые 5—6 лет случались недороды и неурожаи. В такие годы от голода и вызванных им болезней умирали целыми семьями. Хрупкое благополучие крестьянского двора легко могли разрушить и нападение врага, и феодальная усобица, и произвол сеньора. Но крестьянское хозяйство быстро восстанавливалось. После самых тяжёлых войн и эпидемий выжившие снова распахивали землю и собирали урожай.

3. Натуральное хозяйство. В замкнутом крестьянском мире почти всё необходимое для жизни производилось в каждой деревне. Продовольствием крестьяне обеспечивали не только себя, но и своего сеньора с его людьми и близлежащий город. В каждой деревне обычно был свой кузнец, а горшок из глины или простую одежду умел сделать себе почти каждый, так что покупать было особенно нечего да и платить за покупки нечем. Чтобы иметь деньги, нужно было продать что-то своё, а большинству крестьян и продавать-то было нечего — самим бы прожить! Да и кому продать, если в соседних деревнях производят то же самое, а сравнительно небольшие города пока могут потребить совсем немного?
Такое состояние экономики, когда почти всё необходимое не покупается, а производится на месте, называется натуральным хозяйством. В первые столетия Средневековья натуральное хозяйство господствовало в Европе, но не полностью. Кое-что всё же приходилось покупать или выменивать. Например, соль нужна всем, а добывается не везде. Кроме того, запросы сеньоров были гораздо выше, чем крестьян. Правда, сеньоры активно потребляли продукцию своих крестьян, а в их замках часто работали собственные ремесленные мастерские. Но знать нуждалась в более дорогих и престижных товарах: в тонких тканях, в хорошем оружии, в породистых скакунах. Всё это привозилось издалека, так что даже при натуральном хозяйстве торговля не прерывалась.
Крестьяне водят праздничный хоровод.

4. Община. Чтобы устоять в трудной борьбе с природой и успешно сопротивляться попыткам давления со стороны сеньора, крестьяне одной или нескольких деревень объединялись в общину. Община играла огромную роль в жизни крестьянина, организуя всю жизнь деревни. На общинных собраниях решались многие важные вопросы жизни односельчан. Крестьяне совместно определяли, яровыми или озимыми засеивать то или иное поле и чем именно — рожью, ячменём или чем-то другим. Община устанавливала правила пользования деревенскими угодьями — сенокосом, пастбищем, лесом. Всё это не делилось между отдельными семьями, а оставалось в общем пользовании. Община разрешала споры между крестьянами, организовывала помощь погорельцам, вдовам, сиротам. В столкновении с чужаками крестьянин опять-таки мог рассчитывать на её помощь. Община содержала местного священника и поддерживала порядок в округе.
Члены общины вместе не только трудились, но и отдыхали. Одним словом, крестьянин не представлял себе жизни вне общины.
 
5. Крестьянская культура. Умея трудиться, крестьяне умели и наслаждаться отдыхом. На праздниках они пели и танцевали, с удовольствием состязались в силе и ловкости, смотрели нехитрые представления заезжих артистов.
Крестьянские праздники, хотя и были освящены христианством, часто восходили к языческим празднествам. Да и сами крестьяне, как и встарь, верили в колдовство, оборотней и домовых.
Деревня была почти сплошь неграмотной.

Подумайте, кто в деревне должен был знать грамоту.

Зато устное народное творчество — фольклор — отличалось богатством и выразительностью. Старинные песни, сказки и пословицы вобрали в себя народную мудрость.
Распространённым персонажем сказок был удачливый дурак, а также бедный, но добрый и смышлёный крестьянский сын, которому удавалось посрамить жадного и злого богача и найти своё счастье. Часто звучали жалобы крестьян на их тяжёлую участь, несправедливость богатых и знатных.
Воплотить мечты о справедливости в жизнь иногда удавалось благородным разбойникам, мстящим за обиженных и обездоленных. Самым знаменитым был бесстрашный Робин Гуд — меткий стрелок и надёжный защитник простых людей от произвола сеньоров. Ему посвящено множество английских баллад.

Из анналов аббатства Мури (Швейцария)
 
Жил некогда в Волене могущественный вельможа по имени Гунтрамн, имевший множество владений в разных местах и жадно взиравший на имущество своих соседей. Некие свободные люди, проживавшие в одном селении, надеясь, что он будет к ним добрым и милостивым, передали ему свои земли и стали платить ему оброк с условием, чтобы пребывать в безопасности под его покровительством и защитой. Он же, возрадовавшись и замыслив злое, стал утеснять их: сперва одолевал просьбами, потом, пользуясь своей широкой властью, приказал исполнять для него разные службы, как будто бы они лично зависели от него, именно—утеснял их полевыми работами... и прочим... Тем временем король прибыл в Солёр; пришли туда и поименованные поселяне с жалобами... Но в столь многочисленном сборище вельмож, а также по причине грубости их речи не дошли до государя эти жалобы.
Почему свободные люди передали сеньору свои земли? На каких условиях? Почему до короля не дошли жалобы поселян? Кто был в этом заинтересован? Можно ли представить ситуацию, при которой король захотел бы помочь этим людям?


1. В чём выражалась зависимость крестьян от сеньора?
2. Сравните положение средневекового зависимого крестьянина времени расцвета Средневековья с положением свободного общинника- земледельца времени раннего Средневековья.
3. Каковы преимущества трёхполья? 4. Что такое натуральное хозяйство?
5. Какие стороны жизни крестьян регулировала община?
6. Опишите жизнь средневековых крестьян по иллюстрациям учебника.
7. Подумайте, как появились различные группы зависимых крестьян. При ответе используйте документ на с. 116.
8. Сравните героев народного творчества и героев рыцарских романов (например, Роланда и Робин Гуда). В чём различия? Чем они вызваны? Привлеките для более полного ответа средневековую литературу (см. список литературы на с. 286).
9. С помощью ресурсов Интернета подготовьте компьютерную презентацию «Крестьяне и сеньоры по иллюстрациям цикла „Времена года“ из „Роскошного часослова герцога Беррййского" братьев Лимбург».
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты