Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

§ 13. Католическая церковь: путь к вершине могущества

§ 13. Католическая церковь: путь к вершине могущества

Какую опасность представляли ереси и еретики для католической церкви?

1. Сила и слабость церкви. В Средние века твёрдо верили, что земная история имеет своё начало и свой конец. Начало — сотворение мира и первого человека, а конец наступит вместе со вторым пришествием Христа на землю. Придёт время Страшного суда, когда воскреснут мёртвые и каждый получит по своим заслугам. Грешники будут осуждены на вечные мучения в аду, а праведники будут вечно испытывать райское блаженство. Надежда на спасение и страх перед погибелью души и адскими муками постоянно сопровождали верующих в жизни. Церковь учила, что ни один христианин не мог спастись самостоятельно, без соблюдения христианских таинств — особых обрядов, выполняемых священником. Считалось, что в момент совершения таинства через священника верующим передавалась божественная благодать.
Крещение приобщало новорождённого к христианскому миру, детей постарше укрепляли в вере с помощью конфирмации, таинство брака создавало новую семью, а соборование готовило умирающих к встрече с Богом. Причастие напоминало верующим о жертве, принесённой Христом за людей. Таинство покаяния заключалось в том, что раскаявшийся в грехах верующий, исповедуясь, получал через священника отпущение грехов от Бога. Наконец, священство было таинством посвящения в духовный сан.
Служители церкви оказались, таким образом, необходимыми посредниками между человеком и Богом. Считалось, что церковь получила от Христа право отпускать грехи верующим с помощью особых грамот — индульгенций (в переводе с латыни — милость). Купив индульгенцию, верующий продвигался на пути к спасению. Этому также помогали добрые дела, следование правилам христианской морали, пожертвования в пользу церкви и бедняков, а также совершение паломничеств ко Гробу Господню в Иерусалим, к гробнице Святого Петра в Рим и к другим знаменитым христианским святыням.
Могущество церкви основывалось не только на её воздействии на души верующих. В её руках сосредоточились огромные богатства — около 1/3 всех обрабатываемых земель, не говоря уже о драгоценных предметах для богослужения. Они попадали к церкви разными путями. Земли, привилегии, драгоценности жаловали епископам и аббатам
государи и светские сеньоры. Да и любой благочестивый человек старался сделать церкви посильный дар. Кроме того, всё трудящееся население платило церковный налог — десятину. Деньги взимались за выполнение обрядов, за индульгенции. Наконец, епископы и аббаты умело вели хозяйство, увеличивая доходы со своих владений.
Богатства церкви вызывали зависть, и в эпоху феодальной раздробленности значительная их часть попала под контроль светских сеньоров. На доходные церковные должности они ставили своих родственников или слуг, продавали эти должности, требовали от служителей церкви покорности. Добиться этого им было нетрудно, потому что влияние церкви снизилось, церковные правила и монашеские уставы часто не выполнялись. Служители церкви и даже некоторые папы римские часто вели светский образ жизни.
В X веке лишь немногие монастыри строго соблюдали устав святого Бенедикта. Среди них выделялось аббатство Клюнй во Франции. Клюнийцы хотели освободить церковь от власти светских лиц и заставить всех её служителей строго соблюдать церковные правила. Они думали с помощью обновлённой церкви преобразовать весь мир. Клюнийская реформа быстро набирала силу.
Растущее влияние церкви проявилось и в том, что с конца X века она стремилась ограничить войны и призывала к «Божьему миру». Сражения в церковные праздники, в пост или в воскресенье считались греховными. Теперь нельзя было нападать на безоружных паломников, служителей церкви, крестьян, женщин. Путник мог спастись от нападения и в церкви, и у придорожных каменных крестов. Нарушителям «Божьего мира» грозило строгое наказание.

2. Разделение церквей. В XI веке обострились отношения Рима с восточной ветвью христианства. Официально церковь была ещё единой, но реально пути Рима и Константинополя разошлись уже давно. Церковные разногласия усугублялись тем, что политически Запад и Византия давно обособились друг от друга. Две церкви соперничали в деле обращения в христианство славянских народов. Постепенно накапливались различия в толковании христианского учения и в обрядах. Папа римский и патриарх Константинополя соперничали за высшую власть в церкви. В 1054 году переговоры в Константинополе закончились взаимными проклятиями патриарха и папских посланников. Раскол 1054 года положил начало раздельному существованию двух церквей: римско-католической и православной.
В области догматов главным различием была трактовка Святого Духа. На Западе считали, что он исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына, в Византии - только от Бога Отца. Вообще, отличий образовалось множество: на Востоке не признавали индульгенций, первенства пап и решений большинства церковных соборов (кроме семи первых). В западном и в восточном христианстве по-разному крестили, причащали, крестились. На Западе языком богослужения была латынь, в Византии — греческий, но допускались и другие языки.

3. Папа против императора. В XI веке сторонники клюнийской реформы оказались даже на папском престоле. Наиболее значительный из них, Григорий VII (1073—1085), обладал фанатичной верой, железной волей и безмерным честолюбием. Он требовал, чтобы избрание папы, епископов и аббатов полностью находилось в руках церкви. Папу стали избирать кардиналы — высшие лица в католической церкви.
Сложнее было добиться независимости от светских властей при назначении епископов. В империи это право издавна принадлежало императорам. Но Григорий VII утверждал, что власть папы выше власти императора. Борьба между ними стала неизбежной.
Император Генрих IV объявил, что лишает Григория VII его сана. В ответ папа отлучил Генриха IV от церкви. Отлучение от церкви означало, что человек исключён из христианского общества: он не мог принимать участия в обрядах и таинствах, христиане не должны были ему повиноваться. Впервые был отлучён от церкви светский глава христианского мира.
Против Генриха сразу же восстали его мятежные вассалы, он остался без войска и мог лишиться трона. Генрих отправился в Италию, чтобы лично вымолить у папы прощение. Папу он нашёл в замке Каносса на севере Италии. Три дня император стоял босиком на снегу, умоляя папу разрешить ему покаяться. Пройдя через унижения, он был всё же прощён. Но хождение в Каноссу в 1077 году оказалось только началом борьбы. Генрих IV укрепил ряды своих сторонников и вновь обрушился на папу. Тот вынужден был бежать на юг Италии, где вскоре и умер.
Борьба за право назначать епископов продолжилась при преемниках Григория VII и закончилась компромиссом, но более выгодным для папы.

4. «Наместник Христа». На рубеже XII—XIII веков, в правление Иннокентия III (1198—1216), папство достигло вершины могущества. Убеждённый в том, что папа римский — высший глава христианского мира, Иннокентий III стремился, чтобы это признали все христиане, даже германский император.
Вместо «преемника апостола Петра» папа приказал называть себя «наместником Христа». Папа считал, что имеет право выносить решения не только по церковным, но и по светским делам. Он был искусным дипломатом и умел пользоваться таким грозным оружием, как отлучение от церкви. В его правление под отлучением побывали германский император, король Франции и король Англии. Многие государи признавали верховную власть папы, некоторые платили ему дань. При Иннокентии III положение церкви было отнюдь не простым. Серьёзным соперником папству по-прежнему была империя, усиливалась Франция. Но главную угрозу представляли еретики.

5. Ереси и борьба с ними церкви.
Ереси сопровождали церковь с первых веков христианства, но особенно широко распространились в XI—XIII веках. При всех различиях еретические движения объединяло недовольство порядками в церкви и в обществе. Пытаясь понять причины царящей в обществе несправедливости, люди искали ответ в Библии, но находили там совсем не то, что проповедовали им священники.
Получалось, что церковь скрывает от верующих истинный смысл слова Божьего и, следовательно, служит не Богу, а дьяволу. Еретики стремились возродить евангельскую простоту, требовали, чтобы духовенство отказалось от богатств. Подражая апостолам, они раздавали своё имущество нищим, одевались в лохмотья, странствовали и проповедовали.

Почему в поисках истины люди обращались к Библии?

В XII — начале XIII века ереси особенно широко распространились в Южной Франции. По названию одного из центров движения, города Альбй, всех южнофранцузских еретиков часто называли альбигойцами. Ереси угрожали уничтожить основу могущества церкви — веру христиан в её необходимость. Иннокентий III объявил Крестовый поход против альбигойцев, известный как Альбигойские войны (1209—1229).
Крестоносцы обрушились на цветущие города юга Франции. К религиозному рвению примешивалась надежда на богатую добычу. Крестоносцы не знали жалости, не щадили ни женщин, ни детей. Однажды на вопрос воинов о том, как отличить еретиков от подлинных католиков, чтобы не пострадали невинные, папский посланник ответил: «Бейте их всех, Господь узнает своих!»
Церковь постаралась в корне уничтожить альбигойскую ересь и не дать ей возродиться. Всем мирянам было запрещено хранить и читать Библию. Толковать её отныне могли только служители церкви. По приказу папы по всей Европе создавались специальные комиссии для расследований по делам, связанным с ересью.
Так возникла инквизиция (от латинского слова «инквизицио» —расследование ).
Тем, кто попадал в застенки инквизиции, вырваться оттуда было почти невозможно. Инквизиция применяла жесточайшие пытки, заставлявшие людей оговаривать себя и других. Инквизиторы утверждали, что пытка направлена не против человека, а против дьявола, который в нём сидит. Для многих жертв расследование заканчивалось сожжением на костре.
В Альбигойских войнах церковь разгромила самую опасную ересь, а инквизиция выкорчевала её остатки. Но церковь вряд ли достигла бы своей цели, если бы ограничилась только карательными мерами.

6. Нищенствующие монахи. Папству удалось перетянуть на свою сторону многих людей, колебавшихся между ересью и католицизмом. С еретиками их сближало стремление найти свой путь к Богу. Но они не критиковали церковь и потому не вызывали у неё ненависти. Двух таких людей сумел оценить Иннокентий III. Он утвердил уставы новых монашеских орденов — францисканцев и доминиканцев.
Ордены получили название по именам своих основателей — Франциска Ассизского и Доминика де Гусмана.
Франциск, сын богатого купца из итальянского города Ассизи, провёл молодость в удовольствиях, но затем пережил внезапное озарение. Он ушёл из дома и избрал для себя судьбу нищего странника, живущего подаянием. Он страстно молился, и в видениях ему стали являться Иисус и Богоматерь.
Когда Франциск начал проповедовать, его наивные толкования Евангелия вызывали насмешки у учёных богословов. Но смирение Франциска обезоруживало даже врагов, а в его проповедях звучала такая глубокая и искренняя вера в Бога, любовь к нему и всем его созданиям, что вскоре вокруг Франциска стали собираться последователи.
Тогда Франциск отправился в Рим, где папа утвердил устав для его братства.
Францисканцы отличались от других монашеских орденов. Во-первых, это был нищенствующий орден; его членам следовало жить подаянием. Во-вторых, францисканцы не замыкались в стенах монастырей, а странствовали с проповедью Евангелия. В-третьих, они сами вели тот образ жизни, к которому призывали других, и потому их речь звучала убедительно. Они стремились помогать мирянам, ухаживали за больными и увечными.
Испанец Доминик де Гусман, известный как святой Доминик (1170—1221), долго проповедовал против альбигойцев, а затем решил создать орден для борьбы с ересями. В 1216 году устав доминиканцев был утверждён папой.
Доминиканны усердно занимались науками, чтобы успешно вести богословские споры с еретиками. Они преподавали в университетах и играли главную роль в инквизиции.
Доминиканцы странствовали по всему миру с проповедью Евангелия. Уже в XIII веке они добрались до самого Китая.
Вскоре после смерти и Франциск, и Доминик были причислены к лику святых. Но от обета бедности оба ордена отошли довольно быстро.

Григория VII о папской власти

Одному папе все князья целуют ноги.
Он может низлагать императоров...
Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно.
Никто ему не судья...
Римская церковь никогда не заблуждалась и впредь, по свидетельству Писания, не будет заблуждаться.
Не считается католиком тот, кто не согласен с римской церковью.
Подданных он [папа] может освобождать от присяги негодным владыкам.
Чем знаменит автор заметок? Какие требования обосновываются в этом документе? Какие из них Григорий VII использовал в борьбе со своими врагами?


1. Какое значение в жизни христианина играли христианские таинства?
2. Что для верующего означало отлучение от церкви?
3. Перечислите источники доходов средневековой церкви.
4. Какие пути спасения души существовали для верующих средневекового Запада?
5. Каковы причины и цели кпюнийской реформы?
6. В чём причины разделения христианской церкви на римско-католическую и православную?
7. Какие способы использовала католическая церковь в борьбе с государями (на примере деятельности пап римских Григория VII и Иннокентия III)?
8. Каковы причины появления средневековых ересей? Что было общего в еретических учениях того времени?
9. Подумайте, в каких слоях населения могли быть популярны ереси.
10. С каким из утверждений вы согласны?
1) Клюнийцы добивались передачи им светской властью обширных земельных угодий, принадлежащих светским землевладельцам.
2) Клюнийцы хотели сделать правилом продажу церковных должностей богатым родственникам светских лиц.
3) Целью кпюнийской реформы было освобождение церкви от контроля со стороны светской власти, а также соблюдение устава святого Бенедикта
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты