Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

§ 14. Крестовые походы

§ 14. Крестовые походы

Каковы были итоги и значение Крестовых походов?

1. «Так хочет Бог!» В конце XI века Византия обратилась к Западу с просьбой помочь в борьбе с турками-сельджуками, отнявшими у неё Малую Азию. В это время стали более опасными дороги, по которым христианские паломники добирались до Палестины. Здесь, в Святой земле, прошла земная жизнь Иисуса и находились главные святыни христиан.
Призыв о помощи был услышан. В ноябре 1095 года папа Урбан II выступил с речью после окончания церковного собора во французском городе Клермон.

Вспомните, что такое церковный собор.

В собравшейся толпе были рыцари, крестьяне, горожане, ведь речь шла о том, что важно для всех. Урбан II говорил о том, как неверные издевались над паломниками и разрушали церкви. Он призвал изгнать мусульман из Святой земли. Участникам похода Урбан II обещал отпущение грехов, а павшим в бою — райское блаженство. Тем, кто отправится в Палестину, папа обещал не только небесные, но и земные богатства.
Воодушевлённая толпа прервала его речь возгласами: «Так хочет Бог!» Люди тут же вырезали из материи кресты и нашивали их себе на одежду в знак того, что решили отправиться на отвоевание Гроба Господня. Призыв Урбана II был услышан по всей Европе. Готовясь к походу, люди за бесценок продавали своё имущество, чтобы собрать оружие, одежду, наличные деньги. Так начались Крестовые ПОХОДЫ, длившиеся два столетия.
Почему в Европе оказалось столько людей, готовых отправиться за тридевять земель, чтобы сражаться с опасным врагом? В чём причины Крестовых походов? Конечно, сыграли свою роль глубокие религиозные чувства крестоносцев. Но, наряду с высокими побуждениями, ими двигали и вполне земные мотивы.
Крестьяне отправлялись на Восток в надежде обрести там свободу и землю. Среди рыцарей многие, будучи младшими сыновьями в семьях, не могли рассчитывать на большое наследство и должны были сами добиться богатства. Аристократы и государи искали себе новых владений и подданных. Купцам завоевание восточных стран сулило новые возможности разбогатеть. Наконец, католическая церковь во главе с папой стремилась расширить сферу своего влияния далеко на Восток, усилить позиции католицизма в соперничестве с православием и укрепить авторитет пап в Западной Европе. Церковь стала главным организатором Крестовых походов.

2. Первый Крестовый поход. Первыми весной 1096 года в путь на Восток выступили толпы крестьян. К ним примкнули группы рыцарей и горожан. Не имея припасов и снаряжения, бедняки по пути в Святую землю нередко грабили местных жителей. О военной стороне дела не заботились, будучи уверены, что Христос и так обеспечит победу своему воинству.
Осенью толпы крестьян переправились в Малую Азию и в первом же сражении были перебиты сельджуками.
Летом и осенью в путь двинулись отряды рыцарей во главе с герцогами и графами. Их сопровождали вассалы, оруженосцы и слуги. Единого предводителя у крестоносцев не было, наибольшим авторитетом пользовался герцог готфрид Бульонский из Лотарингии.
Переправившись через Босфор, крестоносцы с боями прошли всю Малую Азию и Сирию. Несмотря на лишения и тяжелые потери, они сражались с невиданным воодушевлением. В 1099 году их отряды достигли Иерусалима. Город был взят штурмом и разграблен.

3. Крестоносцы на Востоке. Один из предводителей крестоносцев был избран королём Иерусалима. Правители трёх других государств, образованных крестоносцами на захваченных землях, принесли ему вассальную клятву. В государствах крестоносцев господствовали
феодальные порядки, перенесённые ими из стран Западной Европы. Бароны, вассалы государей, в свою очередь были сеньорами для рыцарей.
Господство крестоносцев на Востоке не могло быть прочным. Во-первых, вместе с феодальными отношениями сюда неизбежно переносились феодальная раздробленность и усобицы. Во-вторых, удобных для обработки земель здесь было немного, следовательно, число феодов и рыцарей, готовых за них сражаться, тоже было ограниченно. В-третьих, покорённые местные жители оставались мусульманами и подвергались жесточайшему угнетению. Пока сарацины — так называли мусульман в Европе — воевали с христианами порознь, те ещё могли сопротивляться, но стоило мусульманам объединиться — и силы становились неравными.
Важную роль в истории Крестовых походов сыграли духовно-рыцарские ордены.
Рыцари вместо молитвы и труда должны были с оружием в руках сражаться за веру. Члены ордена подчинялись только папе и своим руководителям, во главе которых стоял Великий магистр.
Древнейшим был орден госпитальеров. Ещё до Крестовых походов возник госпиталь Святого Иоанна (отсюда второе название ордена - иоаннйты). Позже те, кто сначала ухаживал за ранеными, стали сами воевать с неверными. Когда мусульмане отвоевали Палестину, орден перебрался на остров Родос. В начале XVI века Родос был захвачен турками, и монахи-рыцари нашли пристанище на Мальте (отсюда ещё одно название ордена - Мальтийский).
Второй орден известен как орден тамплиеров (от французского слова «тампль» - храм). Первая резиденция ордена располагалась там, где когда-то стоял храм Соломона. По всему христианскому миру получали тамплиеры щедрые пожалования, и со временем в их руках скопились баснословные богатства, которыми они умели распорядиться, не брезгуя и ростовщичеством.
Третий крупный орден объединял в основном немецких рыцарей, поэтому его часто называли Немецким или Тевтонским орденом. Для борьбы с язычниками-пруссами этот орден вскоре перебрался в Прибалтику, где создал собственное государство.
Духовно-рыцарские ордены сыграли немалую роль в защите Святой земли, но изменить исход борьбы им было не под силу.

4. Короли-соперники. Уже в середине XII века мусульмане захватили одно из государств крестоносцев — графство Эдессу. Чтобы вернуть его, был предпринят Второй Крестовый поход, оказавшийся неудачным. К тому же у христиан на Востоке появился грозный противник — султан Салах-ад-Дин (в Европе его называли Саладйн), объединивший под своей властью Египет, Месопотамию и Сирию. Это был храбрый воин и талантливый полководец. В 1187 году Саладин захватил Иерусалим.
Среди христиан известие об утрате Иерусалима вызвало новый всплеск религиозных чувств. Был организован Третий Крестовый поход (1189—1192), его возглавили император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. В походе участвовали огромные силы. Однако после неожиданной смерти императора большая часть немецких воинов повернула назад. К тому же в рядах крестоносцев не было единства: воины брали пример со своих государей, соперничавших друг с другом. Блестящий и вспыльчивый Ричард, не знавший себе равных в бою, сделал на Крестовый поход главную ставку в своей жизни. Чтобы собрать дотоле невиданное крестоносное воинство, он буквально ограбил свои владения. Филипп, видевший ограниченность своих ресурсов и потому осторожный, был изворотливым политиком. Он думал не столько о походе, сколько о том, что наступит после него.
После двухлетней осады крестоносцам всё же удалось взять важную крепость Акра. Но после этого король Франции сразу же вернулся домой. Ричард, оставшись в одиночестве, заключил с Саладином перемирие и тоже отправился домой, но на обратном пути надолго попал в плен, а позже погиб при осаде замка.

5. На переломе.
Предводители Четвёртого Крестового похода (1202—1204) решили добраться до Египта на венецианских кораблях. Но в Венецию явилось намного меньше крестоносцев, чем предполагали, и денег для оплаты перевозки у них не хватило. За отсрочку платежа крестоносцам пришлось захватить христианский город Задар, соперничавший с Венецией. Впервые крестоносцы обратили своё оружие против христиан.
Затем к крестоносцам прибыли посланцы византийского царевича, отец которого был свергнут своим братом. Обещая щедро заплатить за помощь, царевич просил вернуть ему трон. Его поддержали  венецианцы, надеявшиеся укрепить своё влияние в Византии. Крестоносцы согласились. В апреле 1204 года они штурмом овладели Константинополем. Впервые столица империи ромеев стала добычей врага. Победители разграбили богатейший в Европе город, не пощадив даже храмы.
Захватив баснословные богатства, крестоносцы не захотели продолжить поход. На развалинах побеждённой Византии они основали своё государство со столицей в Константинополе — Латинскую империю. Правда, всю территорию Византии крестоносцы покорить не смогли. В 1261 году Ромейская держава была восстановлена.
Четвёртый Крестовый поход стал переломным в крестоносном движении. Религиозного рвения, воодушевлявшего первых крестоносцев, уже не было. Дважды воины Христовы обратили своё оружие против христиан и показали себя беспощадными грабителями. Крестоносное движение утрачивало всякий смысл.

6. Упадок и конец крестоносного движения. Многие в Европе пытались понять, почему крестоносное движение зашло в тупик.
Проповедники внушали народу мысль, что безгрешные дети скорее смогут освободить Иерусалим, чем запятнавшие себя грехами рыцари. В 1212 году тысячи детей выступили в поход, чтобы вернуть Иерусалим. Многие дети вернулись домой, а остальные попали в руки корыстных дельцов и были проданы на невольничьих рынках Египта. Таков был печальный финал Крестового похода детей.
В XIII веке было организовано ещё четыре Крестовых похода, но особого успеха они не имели. Без помощи из Европы владения крестоносцев на Востоке были обречены. Их территория постоянно сокращалась. И вот уже в конце XIII века французский поэт с горечью написал: «Нам час пришёл — за ратью рать — Святую землю покидать!» В 1291 году пала последняя крепость крестоносцев на Востоке — Акра. Эпоха Крестовых походов закончилась.
О воздействии Крестовых походов на судьбы Востока и Запада нельзя судить однозначно. С одной стороны, грандиозные двухсотлетние усилия оказались для католического Запада исторической неудачей; удержать христианские святыни не удалось. Мусульманскому миру Крестовые походы принесли жертвы и разрушения, гибель памятников культуры. Тяжелейший удар был нанесён по Византии. Вражда между католическим Западом и православной Византией ещё более усилилась. С другой стороны, укрепились торговые связи между Востоком и Западом, расширились знания мусульман и христиан друг о друге. Европейцы многому научились на Востоке. Но история Крестовых походов — ещё и история о том, как два разных мира не смогли научиться терпимости друг к другу. И в любом случае Крестовые походы — одна из самых ярких страниц в истории Средневековья.

Из речи Урбана II на Клермонском соборе
(В изложении хрониста XII века Роберта Рёймсского)

Земля эта, которую вы населяете, стеснена вашей многочисленностью и едва может прокормить тех, кто её обрабатывает. Вот почему вы друг друга кусаете и пожираете, ведёте войны и наносите друг другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на путь Святого гроба, отнимите землю эту у нечестивого народа, покорите её себе... Иерусалим — это пуп земли, край плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай... И этот-то царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в плену у врагов и уничтожается народами, не ведающими Господа. Он... не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку.
К кому в первую очередь обращался Урбан II? Как вы считаете, какие его доводы были наиболее убедительными для людей того времени?


1. Объясните название: «Крестовые походы».
2. Каковы были причины Крестовых походов?
3. Одна из хроник XII века о Первом Крестовом походе называется «Деяния Бога через франков». Какая мысль заключена в этом названии?
4. Установите, как связаны причины Крестовых походов и состав их участников.
5. По карте учебника определите, через какие государства и города проходили пути воинов-крестоносцев — участников Первого Крестового похода.
6. Обобщите факты по истории Первого, Третьего и Четвёртого Крестовых походов в таблице: а) годы, б) участники, их цели, в) основные события, г) основные итоги.
7. Какой момент в движении крестоносцев был поворотным и почему?
8. В чём заключались причины слабости государств крестоносцев?
9. Придумайте рассказ от лица крестьянина, рыцаря или монаха (на выбор), услышавшего речь папы Урбана II в ноябре 1095 г. в Клермоне.
10. Составьте портреты государей — предводителей Третьего Крестового похода по плану: а) положение в феодальной иерархии, б) цели участия в Крестовых походах, в) особенности поведения, г) какое имел влияние, д) удалось ли ему осуществить свои цели. Можно ли на основе этих характеристик выявить общее в мотивах деятельности, особенностях поведения и др.? Используйте ресурсы Интернета.
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты