§ 24. Страны Азии и Африки в последней четверти XX—начале XXI в.
Исторический словарь
Чёрный расизм, Африканский союз, Афро
1. Особенности темпов экономического развития стран Азии и Африки. В последней четверти XX в. развивающиеся страны Азии и Африки составляли несколько групп, отличающихся друга от друга по целому ряду социально-экономических показателей: уровню доходов на душу населения, доле обрабатывающей промышленности в хозяйстве, объёму экспорта товаров и капиталов, развитию образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения.
В авангарде оказались государства, добившиеся наибольших темпов экономического развития. Среди «новых индустриальных стран» (НИС) Азии и Африки выделяются Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины. Характерной чертой их развития в последние два десятилетия XX в. стали высокие темпы экономического роста, достигавшие 7—12% в год. Однако чрезмерное государственное регулирование, коррупция среди чиновников и банковские спекуляции вызвали глубокий финансовый кризис 1997—1998 гг. в азиатских странах: Индонезии, Филиппинах, Южной Корее.
Близки по своим социально-экономическим показателям к НИС нефтедобывающие государства Центральной Азии и Ближнего Востока: Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн, Оман и некоторые другие. Но их благополучие базируется не на успешном развитии обрабатывающей промышленности, а прежде всего на высоких прибылях от экспорта нефти и газа.
Кроме того, уверенно чувствуют себя страны, сумевшие наладить вывоз за рубеж тех или иных сырьевых товаров, которые пользуются устойчивым спросом на мировых рынках. Примерами являются некоторые африканские государства: алмазы экспортирует Ботсвана, древесину ценных пород — Камерун, марганцевую руду — Габон. Все остальные развивающиеся страны можно условно назвать беднейшими государствами с годовым доходом на душу населения менее 600 долларов США. К самым обездоленным в Африке относятся Эфиопия, Сомали, Сьерра-Леоне, Буркина-Фасо, Мавритания, Чад; в Азии — Непал, Бутан, Мьянма, Афганистан; в Океании — Фиджи, Тонга. Этот список можно продолжать.
2. Основные проблемы развивающихся стран. 80—90-е годы стали временем обострения старых и появления новых проблем в экономике, политике и культуре. За исключением НИС, в развивающихся государствах не преодолён низкий уровень развития производительных сил, сохранилось зависимое положение от бывших метрополий, высока неграмотность населения, отсутствуют социальные гарантии. На их территории свирепствуют голод и эпидемии инфекционных болезней. Отставание большинства развивающихся стран от индустриальных государств увеличивается с каждым годом (по уровню жизни больше чем в 50 раз).
Неэффективность органов власти, частые военные перевороты, столкновения на национальной и племенной почве, пограничные войны являются обычным делом. Многие государства управляются авторитарными лидерами, стремящимися затормозить демократизацию общественной жизни. В ряде мест до сих пор сохраняется родоплеменная структура, где царит культ вождей и колдунов. Последние десятилетия XX столетия отличались возрождением интереса широких масс к религиозным учениям.
Особенно бурный подъём наблюдается в мусульманских странах. Радикальная часть духовенства призывает верующих к созданию всемирного государства правоверных по образцу средневекового халифата. В то же время вместе с миграцией дешевой рабочей силы из стран Азии и Африки в Европу и США проникают культурные ценности и моральные нормы, отличные от христианских, что усиливает противоречия между западной и исламской либо африканской цивилизациями.
Одной из главных задач мировой политики начала XXI в. становится диалог между развитыми и развивающимися странами с целью выработки единых подходов к решению глобальных проблем.
3. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Реформы, проводившиеся в Китае на протяжении 80—90-х гг. по инициативе лидера страны Дэн Сяопина, позволили этой древней стране совершить настоящий прорыв в хозяйственном развитии, увеличив объём производства в 5 раз. КНР вышла на второе место после США по стоимости производимых услуг и товаров, заполнивших рынки многих стран. Крупнейшим внешнеполитическим событием 1997 г. для Китая стало восстановление суверенитета над бывшей британской колонией Гонконгом — одним из финансовых центров Восточной Азии. В декабре 1999 г. последнее колониальное владение на территории КНР — Макао (Аомынь) — после более 300-летнего господства португальцев вернулось в состав Китая. Обмен официальными визитами президента Б. Н. Ельцина и лидера Китая Цзян Цзэминя во второй половине 90-х гг. привёл к установлению партнёрских связей между Россией и Китаем.
Однако хозяйственные преобразования и дипломатические победы не сопровождались демократизацией общественной жизни. Вся полнота власти по-прежнему принадлежит Коммунистической партии Китая (КПК), которая является крупнейшей в мире по численности политической организацией (более 60 млн человек). Попытки столичного студенчества и либерально настроенной интеллигенции организовать кампанию в защиту прав человека на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь весной—летом 1989 г. были жестоко подавлены властями. После этих событий своих постов лишился целый ряд высших руководителей КНР, сочувствовавших манифестантам.
В настоящее время перед Китаем стоят проблемы завершения модернизации экономики, борьбы с нарушениями экологического равновесия, регулирования естественного прироста населения, возвращения под контроль Пекина острова Тайвань, обеспечения прав некитайского населения Тибета и Синьцзяна.
Страны Восточной Азии, бывшие союзники СССР по социалистическому лагерю, — Монголия и Вьетнам многое заимствуют из китайского опыта реформ. Общим для этих государств является сохранение контроля над политической сферой со стороны правящих коммунистических партий. При этом наблюдается значительное расширение рыночного сектора в национальных хозяйствах, вызванное оживлением деятельности местного капитала и притоком инвестиций из-за рубежа.
Глубокий финансовый кризис середины 90-х гг. в Индонезии повлёк за собой падение диктатуры президента Сухарто, который находился у власти более 30 лет. Первым демократически избранным главой страны в октябре 1999 г. стал А. Вахид. Однако и при его правлении Индонезия не смогла избавиться от многих пороков прежнего режима — коррупции и произвола чиновников. Неспособность гражданских политиков создать эффективную систему государственного управления в сочетании с религиозными проблемами привела к острому конфликту президента и парламента. В июле 2001 г. политический кризис разрешился отстранением Вахида от власти и избранием главой государства М. Сукарнопутри — дочери первого президента Индонезии Сукарно.
4. Индия и Пакистан. Больших успехов в развитии национальной экономики добилась Республика Индия. Несмотря на продолжающиеся национальные конфликты в ряде регионов страны и сохраняющуюся напряжённость на границе с Пакистаном, Индия сумела решить проблему голода и эпидемий, создать современную систему образования, модернизировать большинство отраслей промышленности. В середине 90-х гг. индийское правительство объявило о том, что имеет на вооружении атомную бомбу.
Наиболее авторитетной партией в стране остаётся Индийский национальный конгресс. Вместе с тем серьёзную конкуренцию ему составляет коалиция партий, победивших на всеобщих выборах 1996г. Она получила название Объединённый фронт. Традиционно дружественно развиваются отношения между Дели и Москвой. Индия остаётся крупнейшим после Китая покупателем российского вооружения. К концу 2000-х гг. Индия вошла в первую пятёрку ведущих государств по ряду показателей экономического развития, особенно в сфере компьютерных технологий.
Ситуация в соседнем с Индией Пакистане не отличается стабильностью, хотя армия по-прежнему выступает гарантом экономических преобразований. После серии переворотов и смены правительств к власти в октябре 1999 г. пришёл председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал П. Мушарраф, переизбранный президентом в 2007 г.
В 90-е гг. усилились позиции радикальных исламистов. Косвенное участие Пакистана в гражданской войне на территории соседнего Афганистана и поддержка экстремистского движения бывших учащихся медресе (мусульманских школ), так называемых талибов, привели к обострению внутриполитического положения. Серьёзной проблемой для страны остаётся пограничный спор с Индией вокруг Кашмира.
5. Страны Центральной Азии и Ближнего Востока. Эволюция политических режимов в этой группе государств проходила под знаком усиления роли религии. Огромное воздействие на социально-экономическую обстановку оказывает мусульманское духовенство. Однако даже в Иране наблюдается стремление населения, особенно молодежи, к либерализации жёстких исламских норм. После победы на выборах 2005 г. кандидата радикальных исламистов М. Ахмадинежада Иран сформировал собственную программу по созданию атомной бомбы, чем вызвал широкий протест мировой общественности, особенно в США. Повторная победа М. Ахмадинежада на выборах в июне 2009 г. вызвала волнения среди населения столицы, особенно студенческой молодежи, недовольной экономической политикой правительства.
Продолжая извлекать высокие прибыли из эксплуатации богатейших месторождений нефти, страны арабского Востока отстаивают свои интересы перед лицом Запада в рамках Организации Исламская конференция. Некоторые из них продолжают финансировать экстремистские движения, ведущие антиправительственную деятельность в соседних государствах — республиках Центральной Азии, Закавказья, России, Турции, Израиле.
Наиболее серьёзной международной проблемой на Ближнем Востоке остаётся конфликт между Израилем и палестинскими арабами, а в широком плане — всем арабским миром. Кампания сопротивления израильским властям на оккупированных территориях со стороны палестинцев, которая фактически переросла в партизанскую войну к началу 2001 г., значительно сузила пространство для дипломатического маневрирования. Летом 2006 г., зимой 2009 г. активизация террористических организаций, получающих поддержку из-за рубежа, и ответные жёсткие действия израильской армии вновь привели регион на грань войны. При этом США, ЕС и Россия предпринимают огромные усилия, чтобы вернуть стороны за стол переговоров.
Во второй половине 2002 г. обострилась ситуация вокруг Ирака, где режим С. Хусейна, находившегося у власти с 1979 г., препятствовал международным инспекторам осуществлять контроль за программами разработки оружия массового поражения. Ультиматум США Багдаду поставил Ирак на грань войны против коалиции западных держав. 20 марта 2003 г. после отказа С. Хусейна выполнить условия ультиматума американо-британские войска приступили к военной операции на территории Ирака, в результате которой диктатура Хусейна была свергнута. Однако до настоящего времени мир в Ираке не установлен. Фактически продолжается партизанская война части исламистских групппировок против оккупационных сил коалиции держав, главную роль в которой играют США и Великобритания.
6. Государства Африки. Сокращение присутствия, а затем и уход России из Африки показали иллюзорность развития стран Чёрного континента по пути социалистической ориентации. Политические движения, получавшие помощь из Москвы, были вынуждены переориентироваться на Китай или Запад. С новой силой вспыхнули столкновения между племенами и усилилась религиозная рознь. Большинство государств Африки южнее Сахары пережили военные перевороты.
Заметным явлением рубежа 80—90-х гг. стало завершение деколонизации. В настоящее время единственной территорией, статус которой не определён до конца международным сообществом, остаётся бывшая испанская колония Западная Сахара. В то же время ряд стран столкнулся с угрозой распада в результате длительных гражданских войн.
Примером служат Эфиопия и Сомали. Первая в 1993 г. потеряла провинцию Эритрея, объявившую о независимости. Вторая, несмотря на вмешательство американских сил под флагом ООН в 1993—1995 гг., превратилась в арену кровавой междоусобной войны трёх политических группировок.
С осени 2003 г. не прекращаются столкновения повстанцев с правительственными войсками в суданской провинции Дарфур. Многие наблюдатели назвали этот конфликт гуманитарной катастрофой, учитывая количество жертв и опустошение целых районов на востоке Судана. В последние годы среди африканцев усиливается отрицательное отношение к белым колонистам и европейцам вообще. Проявления чёрного расизма наблюдаются в Зимбабве, Намибии, Южно-Африканской Республике. Одновременно набирают темпы интеграционные процессы в экономической сфере. Продолжает действовать Организация африканского единства (ОАЕ), преобразованная в 2001 г. в Африканский союз. Её лидеры выступают с планом перехода всех стран континента на общую валюту — афро по примеру Европейского союза.
У африканской интеграции большое будущее. Ведь только коллективными усилиями всех стран можно решить такие острые проблемы, как ликвидация голода, болезней, нищеты, погашение внешней задолженности. В этих условиях восстановление прежних партнёрских отношений между Россией и африканскими странами на основе взаимной выгоды приобретает определяющее значение.
1. Какие группы государств Азии и Африки вам известны? 2. Дайте характеристику основных проблем развивающихся стран в 80—90-е гг. 3. Каковы особенности социально-политического развития Китая, Монголии и Вьетнама? 4. Сопоставьте ключевые проблемы, с которыми столкнулись Индия, Пакистан и Иран. 5. В чём специфика развития арабских и африканских стран на рубеже XX—XXI вв.? 6. Как ситуация в Ираке влияет на мировую политику?
1. По каким основным критериям относят развивающиеся государства к группе НИС? 2. Что общего в социально-экономических и политических проблемах, которые стоят перед развивающимися и бывшими социалистическими странами, и в чём их различие?
Документы
ИЗ КОНСТИТУЦИИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
1979 г.
...Отличительная особенность нашей революции по сравнению с другими революционными движениями в Иране за последнее столетие заключается в её религиозном, исламском характере. Пройдя путь антидеспотического движения за конституционную монархию до движения за национализацию нефти, иранский народ обрёл ценнейший опыт, который свидетельствовал, что перечисленные выше движения не имели успеха вследствие своего нерелигиозного характера. Хотя в движениях последнего времени религиозная исламская мысль и лидерство борющегося духовенства играли основную роль, эти движения отходили от истинно исламских позиций и вскоре теряли динамизм развития. Поэтому народ под руководством великого аятоллы Хомейни осознал необходимость продолжения истинного исламского движения. В этот раз борющееся духовенство, которое всегда шло в первых рядах борцов, а также творческая интеллигенция под их руководством получили новый импульс...
Статья 2,
Исламская республика — это система правления, основанная на вере в:
Единого Бога, в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться Его воле;
Божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;
Страшный суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу;
Божественную справедливость в создании и установлении законов шариата;
преемственность имамов (имамат) и их опеку над обществом и основополагающую роль этого принципа в продолжении исламской революции;
благородство и высшую ценность человека и свободы и его ответственность перед Богом, что обеспечивает равенство, справедливость и политическую, экономическую, социальную и культурную независимость, а также национальное единство и солидарность...
Каковы особенности исламской революции и нового государственного устройства Ирана?