§ 27. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
1. «Холодная война» разгорается
О многих международных событиях второй половины XX в. говорилось в начале данного раздела (§ 16), а также при рассмотрении истории отдельных стран. Это естественно, поскольку неотъемлемой частью жизни каждого государства являются отношения с другими странами, проведение определённой внешней политики, участие в международных делах. Речь уже шла о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить представление о том, кто и как осуществлял международную политику, какую роль в ней играли политические лидеры и доктрины, почему возникали и чем завершились те или иные конфликты и т. д.
Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений второй половины XX в. в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики данного периода: расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата — от обострения к «потеплению» отношений, и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д.
Итак, вспомним об уже известных событиях международной жизни (используя при этом также материал о внешней политике СССР и России из курса отечественной истории) и попытаемся подняться на более высокую ступень их осмысления.
К середине 1950-х годов на международной арене сложились два блока государств — «восточный» и «западный». Расхождение бывших союзников по антигитлеровской коалиции — СССР и западных держав — началось ещё при решении проблем послевоенного устройства Европы. Его основы определялись итогами Ялтинской и Потсдамской конференций (1945), а также подготовленными на Парижской мирной конференции (1946) мирными договорами с бывшими союзниками Германии — Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. Договоры были подписаны в феврале 1947 г. «Пробным камнем» урегулирования в Европе стала судьба Германии (об этом рассказано в § 16 и 18). Углубление противоречий между СССР и западными державами привело к расколу Германии на два государства с различным общественным строем. К концу 1940-х годов организационно оформился раскол Европы. В 1949 г. были созданы военно-политический блок НАТО и экономическая организация восточноевропейских государств — Совет экономической взаимопомощи (СЭВ); в 1955 г. появилась Организация Варшавского договора.
США и СССР, возглавлявшие эти военно-политические группировки, обладали атомным оружием. В 1950-е годы учёные и конструкторы создали также термоядерное оружие, а позже и межконтинентальные баллистические ракеты, способные доставить его в любую точку земного шара. Сверхдержавы развернули гонку вооружений. Наращивание военной мощи сопровождалось формированием в противостоявших друг другу странах общественного настроения, которое основывалось на ощущении постоянной внешней угрозы и запугивании силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция существования в Европе и мире в целом двух лагерей. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес (бывший тогда государственным секретарём США) говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооружённых сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».
Стремление ведущих держав укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию военно-политических блоков в разных регионах.
Даты и события
1949 г. — создан блок НАТО (США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия; в 1952 г. присоединились Греция и Турция, в 1955 г. — ФРГ, в 1981 г. — Испания, в 1999 г. — Польша, Венгрия, Чехия).
1951 г. — образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).
1954 г. — создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).
1955 г. — заключён Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО. 1955 г. — образована Организация Варшавского договора (СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия. С 1962 г. Албания перестала участвовать в деятельности ОВД).
Назовите страны, игравшие руководящую роль в военно-политических блоках.
Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жёстких формах в тех регионах мира, где народы, освобождавшиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В конфликтах и войнах в Корее, Вьетнаме одну из сторон поддерживали СССР, Китай и государства «восточного блока», а другую — США и их партнёры по военно-политическим блокам.
Даты и события
Военные события в странах Восточной и Юго-Восточной Азии 1950—1953 гг. — Корейская война.
1946—1954 гг. — война вьетнамского народа против французских колонизаторов.
1960—1975 гг. — гражданская война в Южном Вьетнаме.
1964—1973 гг. — участие США в войне во Вьетнаме.
Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт (см. § 22—24) также привлёк внимание великих держав: СССР поддержал арабские страны, США встали на сторону Израиля.
В 1962 г. столкновение интересов СССР и США в отношении Кубы привело к Карибскому кризису, поставившему мир на грань ядерной войны.
Вспомните, что вы знаете о возникновении и преодолении этого кризиса (используйте материал из курса отечественной истории).
Цифры и факты
За период с 1945 по 1985 г. в локальных войнах и вооружённых конфликтах в мире участвовали свыше 12 млн солдат и офицеров. В результате погибли, включая мирное население, 20—22 млн человек.
По оценкам специалистов, на средства, затрачиваемые на производство одного самолёта «Торнадо», можно построить первоклассный отель на 300 мест со всем комплексом услуг, конференц-залами, плавательным бассейном и т. д. Стоимость военной техники в сопоставлении с мирными расходами: один истребитель F-14 равен стоимости строительства 9 школ; одна атомная подводная лодка «Трайдент» — стоимости обучения в течение года 16 млн детей.
2. За мир и безопасность
Люди поколений, прошедших войну, не хотели её повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений и возникали новые военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге проводился Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов данного движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.
В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству. В 1961 г. освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включились около 100 государств.
В Бандунгской декларации были предложены принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:
уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН;
уважение территориальной целостности всех стран;
признание равенства всех рас и наций, больших и малых;
воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другого государства;
уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН;
отказ от использования договорённости о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;
воздержание любой страны от оказания нажима на другие государства;
воздержание от актов или угроз агрессии либо применения силы против территориальной целостности, политической независимости другой страны;
урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, а также другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН;
содействие взаимным интересам и сотрудничеству;
уважение справедливости и международных обязательств.
Организации, выступающие за мир и разоружение:
Всемирный Совет Мира (создан в 1950 г. на Всемирном конгрессе сторонников мира),
Пагуошское движение (международное движение учёных за мир и разрядку; основано в 1957 г. на созванной по инициативе известных учёных — А. Эйнштейна, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассела и других — конференции в местечке Пагуош в Канаде),
Врачи мира за предотвращение ядерной войны (движение образовано в 1981 г. по инициативе советских и американских медиков),
Азиатская буддийская конференция за мир,
«Паке Кристи» — международное католическое движение за мир,
Христианская мирная конференция.
Здесь перечислена лишь часть движений и организаций, специально созданных для защиты мира и безопасности народов. Эти задачи решают и другие международные организации, например ООН, а также профсоюзные, женские, молодёжные, религиозные организации и комитеты.
В 1970-е годы антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зелёных». Оно возникло как движение гражданских инициатив в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зелёные» включились в антиядерную борьбу, участвовали в выступлениях против гонки вооружений, конфликтов и войн.
3. Проблемы разоружения
В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность проблемы разоружения признавалась в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан международный Комитет по разоружению. Но практическое решение поставленных задач оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Его назвали «первой трещиной в вечной мерзлоте “холодной войны”». Позже к договору присоединились свыше 100 государств.
Летом 1968 г. был открыт для подписания, а в марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. Подписавшие его государства, имеющие такое оружие, обязывались не передавать ядерное оружие или взрывные устройства другим странам, а государства, не имеющие этого оружия, обещали не принимать и не приобретать его. К началу
1990- х годов договор подписали более 135 стран.
В 1972 г. началось подписание международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении.
4. Поворот к разрядке международной напряжённости
Разрядка международной напряжённости началась там же, где эта напряжённость возникла, — в Европе. Отправным пунктом разрядки стало урегулирование отношений вокруг Германии (об этом шла речь в § 19). Следующим важным шагом явилась серия советско-американских переговоров на высшем уровне, состоявшихся в 1972—1974 гг. Их возглавили Л. И. Брежнев и Р. Никсон. В итоге переговоров был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Чтобы прийти к названным соглашениям, каждой из сторон потребовалось приложить серьёзные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особую значимость достигнутому.
Д. Г. Киссинджер (в те годы государственный секретарь США, глава Государственного департамента, отвечающего за внешнюю политику, первый советник президента страны по внешнеполитическим вопросам) впоследствии писал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришёл к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста на протяжении всей своей жизни... Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твёрдо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем “холодной войны”. Тем не менее после четырёх бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем понимании интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вёл переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком... Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли её с национальными интересами».
Договорённости по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, явились предпосылкой для развития общеевропейского сотрудничества.
30 июля — 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В заключительном акте совещания, подписанном руководителями 33 европейских государств, США и Канады, были сформулированы положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так начался хельсинкский процесс, встречи руководителей государств — участников СБСЕ стали проводиться регулярно.
10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975 г.):
суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Во второй половине 1970-х годов установился мир во Вьетнаме. Прекратили своё существование военно-политические блоки СЕАТО (1977) и СЕНТО (1979). Разрядка приносила свои плоды.
5. Старое и новое политическое мышление
На рубеже 1970—1980-х годов международная обстановка вновь обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ), которая предусматривала развёртывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». С конца 1970-х годов значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.
Цифры и факты
В 1982 г. военные расходы на душу населения составили: в мире в целом —145 долл.;
в странах Северной Америки — 797 долл.,
Европы — 265 долл.,
Латинской Америки —34 долл.,
Азии — 25 долл.,
Африки — 22 долл.
Прокомментируйте эти показатели. В каких группах стран они являлись наиболее высокими? Чем вы это объясните?
Перемены в международном климате начались в середине 1980-х годов, после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачёва. Он предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Её создатели считали, что глобальной в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.
Из книги М. С. Горбачёва «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», изданной в 1988 г. в СССР и США:
«Образ мысли и образ действия, основанные на применении силы в мировой политике, формировались веками, даже тысячелетиями. Они укоренились в качестве, казалось бы, незыблемых аксиом. Теперь же они утратили всякое разумное основание. Бывшая для своего времени классической формула Клаузевица, что война есть продолжение политики, только другими средствами, — безнадёжно устарела. Ей место в библиотеках. Впервые в истории жизненной потребностью стало положить в основу международной политики общечеловеческие морально- этические нормы, очеловечить, гуманизировать межгосударственные отношения.
Из невозможного военного, ядерного разрешения международных противоречий следует новая диалектика силы и безопасности. Безопасность не может быть ныне обеспечена военными средствами — ни применением оружия, ни устрашением, ни постоянным совершенствованием «меча» и «щита»... Единственный путь к безопасности — это путь политических решений, путь разоружения. Подлинная, равная безопасность в наш век гарантируется всё более низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения...
Новое политическое мышление требует признания ещё одной простой аксиомы: безопасность — неделима. Она может быть только равной для всех, или же её не будет вовсе».
9 Как вы полагаете, в чём состояла новизна представленного в данной работе подхода к международным отношениям? При каких условиях он мог быть реализован?
Вслед за выдвижением теоретической концепции советский руководитель сумел наладить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачёв, Р. Рейган, Дж. Буш), проведённые в 1985—1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 1980-х — начала 1990-х годов. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз речь шла об объединении двух государств. Договор об окончательном урегулировании данного вопроса был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел свои войска и согласился на вхождение объединённого германского государства в НАТО.
Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, в ряде случаев — возникновением межгосударственных конфликтов (об этом сказано в § 21).
Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 1990-е годы.
В последнее десятилетие XX — начале XXI в. многие политические деятели и общественные движения наряду с обсуждением и решением региональных проблем обратились к идеям установленного нового мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве. На первый план были выдвинуты следующие задачи:
создание экологически, экономически и социально ответственного порядка, предусматривающего равноправие всех поддерживающих его государств;
защита международного порядка от непродуманной, опасной политики отдельных государств;
поиск действенных механизмов предотвращения международных конфликтов;
охрана жизненно важных для человечества достояния и ценностей: атмосферы, климата, почвы, водных ресурсов Земли, её обитателей, созданной людьми материальной и духовной культуры.
Вопросы и задания
1. От чего зависело изменение характера международных отношений (переходы от обострения к разрядке, и наоборот) во второй половине XX в.? Рассмотрите это на конкретных примерах. Сделайте общие выводы.
2. Покажите на карте, где происходили основные конфликты в период «холодной войны». В чём, по вашему мнению, состояли главные причины этих конфликтов?
3. Охарактеризуйте силы, выступавшие во второй половине XX в. за мир и безопасность народов (организации и движения, их участники, формы деятельности, оценка достигнутого).
4. Как вы оцените значение создания и деятельности Движения неприсоединения? Обратите внимание на историческую ситуацию, в которой оно возникло.
5. *Сопоставьте основные положения документов об отношениях между народами, принятых разными организациями и движениями во второй половине XX в. (используйте материал из § 16 и 26). Что в них общего? Каким принципам отводится главная роль?
6. Какую роль в современных международных отношениях играют политические лидеры? Покажите на примерах конкретных событий и ситуаций (используйте при этом и материал из курса отечественной истории).
* Дополнительные вопросы для обсуждения:
От чего зависит международный авторитет политического лидера? Приведите примеры. Чем определяются внешнеполитические действия государственных руководителей — личной позицией, предложениями советников, политической обстановкой в стране, союзническими обязательствами?..
7. *Наше исследование. Подготовьте информационный материал по теме «Актуальные проблемы европейского сотрудничества сегодня».