§ 17. КАК ЖИЛИ ЕВРОПЕЙЦЫ И ВО ЧТО ОНИ ВЕРИЛИ
Население Европы
В XVI—XVII вв. население Европы заметно выросло. Если в середине XV в. здесь жило около 55 млн человек (сейчас примерно столько живет в какой-нибудь одной большой европейской стране), то в конце XVII в. — почти вдвое больше.
Увеличение населения было связано с ростом продолжительности жизни. Возросла урожайность, люди стали лучше питаться, получили возможность больше заботиться о младенцах, стариках и больных. Большое значение имело развитие медицины и гигиены.
Однако человеческая жизнь все еще оставалась плохо защищенной. Как и встарь, ей угрожали три страшных бедствия: голод, болезни и война. Особенно опасным было то, что они часто действовали вместе. Так, война нарушала нормальное развитие хозяйства, вслед за военным разорением приходил голод, а из- за него, в свою очередь, люди легче становились жертвами эпидемий. Например, Франция — далеко не самая бедная часть тогдашней Европы — пережила в течение XVI в. тринадцать голодовок в масштабе всей страны, в XVII в. — еще одиннадцать. И это — не считая тех многочисленных случаев, когда голод обрушивался на какую-нибудь одну провинцию. Множество жизней уносили эпидемии чумы, оспы и тифа, с которыми все еще не умели бороться. И в любой момент человек мог оказаться жертвой насилия со стороны солдат, разбойников или разъяренной толпы.
Подавляющее большинство европейцев по-прежнему жило в деревнях, но городское население росло быстрее, чем сельское, и горожан становилось все больше. Город, особенно большой, развивался быстрее деревни и вел ее за собой не только в области экономики: условия жизни, одежда, манеры поведения тоже сначала менялись в городе, а уже потом — в сельской округе.
Какие три главные опасности по-прежнему угрожали населению Европы в XVI—XVII вв. ?
Облик жилищ
Давайте представим себе улицы европейского города 400 лет назад, мысленно заглянем в дом горожанина той эпохи.
В XVI—XVII вв. по всей Европе в городах строили гораздо больше, чем раньше. Старые дома перестраивали или вовсе сносили, чтобы расчистить место для новых зданий. Однако строительство было достаточно хаотичным, городские улочки оставались узкими и извилистыми, хватало на них и грязи. Но, к счастью, так дело обстояло не везде. Нередко власти и сами горожане заботились о благоустройстве городов. Иногда (при сносе старых кварталов, в случае большого по; жара) появлялась возможность для более регулярного строительства. Тогда улицы расширялись и выпрямлялись, появлялись частные и общественные сады и парки.
Ночью города погружались во тьму. Уличные фонари даже в середине XVII в. были еще редкостью, и в безлунные ночи запоздалые прохожие пользовались факелами. Но обычно люди старались возвращаться домой засветло, ведь ночные улицы были небезопасны.
Земля в городе стоила дорого, поэтому дома строились в несколько этажей и прижимались друг к другу длинными боковыми сторонами. На улицу они обычно выходили узкими фасадами шириной в два-три окна. Строили из камня, кирпича, дерева и глины. В XVI—XVII вв. каменных зданий по всей Европе стало уже гораздо больше.
В условиях тесной городской застройки от частых пожаров выгорали кварталы, улицы и целые города. В знаменитом лондонском пожаре 1666 г. сгорело 1200 домов — не менее трети города. Опасаясь пожаров, городские власти часто поощряли замену соломенных крыш черепичными, но в XVI—XVII вв. такие крыши были только у наиболее богатых домовладельцев.
Дома крестьян обычно были ниже, проще и традиционнее городских. Чаще всего они состояли из одного-единственного жилого помещения, служившего одновременно кухней,спальней и гостиной.
Человек у себя дома
В домах ремесленников или купцов на первом этаже обычно располагалась мастерская или лавка, на втором — жилые помещения хозяев. Прислуга часто ютилась на чердаках. Даже в богатых домах почти все комнаты были проходными: потребность уединиться не характерна для людей того времени. Лишь во дворцах знати появились личные кабинеты.
Интерьеры богатых домов пышно украшались. Стены комнат расписывали, обивали тканями, кожей или бумажными обоями. Появилась мода на гобелены. Полы покрывали коврами или циновками, выкладывали керамической плиткой. Европейцам был уже известен паркет, но даже во дворцах он еще оставался редкостью.
Серьезной проблемой оставалось освещение. В домах попроще окошки закрывали слюдой, тканью или бумагой. В богатых домах появились оконные стекла, хотя и весьма отличные от нынешних: они составлялись из небольших толстых кусков стекла, вставленных в свинцовую оправу. Света в доме стало больше, но его все равно не хватало. Вечерами использовали факелы, свечи, огонь камина и очага.
Камин и очаг служили и для обогрева жилищ, но их тепла было недостаточно. С XVI в. широко использовались печи. Тем не менее в домах бывало холодно, их обитателям приходилось тепло одеваться.
Обстановка домов изменялась быстрее, чем их внешний облик. Мебель была более подвержена капризам моды. Однако у бедняков мебели почти не было: пара табуретов или скамей, старый бочонок вместо стола да охапка соломы — вот и все. В богатых же домах мебели становится заметно больше, чем прежде. Обычно самым примечательным предметом в доме была огромная кровать — чаще всего с пологом, необходимым для защиты от насекомых. Для хранения вещей и для сидения использовались большие сундуки. Примерно в это время такие сундуки догадались ставить вертикально — появились шкафы. Стол был обычным атрибутом богатого дома, а вот кресло чаще всего имелось только у главы семейства; остальные сидели на длинных скамьях. Появляется поставец — прообраз посудного шкафа, в котором выставлялась на обозрение гостей наиболее ценная посуда, а также «кабинет» — секретер. Мебель была предметом гордости хозяев, ее любовно расписывали, украшали резьбой или инкрустациями из дерева, серебра или слоновой кости.
Какие новшества появились в домах европейских горожан в XVI—XVII вв. ?
Человек за обеденным столом
Различия в питании верхов и низов общества стали в XVI—XVII вв. заметнее, чем прежде. Бедняки ели хлеб, лепешки, разные каши и супы. Стол мог разнообразиться овощами и зеленью, но часто состоял из одного-единственного блюда. Мясо употребляли по праздникам, а вот рыбу — значительно чаще. Пили дешевое вино и пиво.
Кухня знати и богачей была гораздо разнообразнее. Ее основу составляло мясо, которое «сильные мира сего» поедали в огромных количествах. Очень ценилась дичь, особенно мелкие птицы: фазаны, рябчики и даже соловьи. Овощи считались пищей бедняков и на столе аристократа появлялись редко. На парадных трапезах подавали по десять и более блюд, но все это было по-разному приготовленное мясо, часто с различными экзотическими соусами.
Нынешнему европейцу пища того времени показалась бы слишком острой. Мода на пряности, охватившая Европу в эпоху Великих географических открытий, прошла лишь к концу XVII в.
В XVI в. Европа познакомилась с таким экзотическим напитком, как шоколад, который был завезен в Испанию из Америки. О чае и кофе европейцы узнали в XVII в., но даже в высших слоях общества привычными они стали лишь в XVIII в. Довольно медленно внедрялись и другие культуры, заимствованные европейцами в ходе Великих географических открытий: картофель, кукуруза, а также табак.
Парадные обеды во дворцах знати были великолепным зрелищем. Длинные столы покрывали скатертями, на них выставляли драгоценную посуду. Солонки, блюда, кубки для вина нередко были настоящими произведениями искусства. Обед обычно сопровождался музыкой и представлениями. По сравнению с более ранним временем застольные манеры тоже сделали шаг вперед, но, с нашей точки зрения, все еще оставляли желать лучшего: мясо ели руками (вилка в XVI в. была в ходу только в Италии), кубок с вином мог идти по кругу, пальцы иной раз вытирали о скатерть. Одежда и мода. Одежда европейцев в XVI—XVII вв. стала гораздо разнообразнее, чем прежде. Расширился ассортимент тканей. Всевозможные ленты, пуговицы и пряжки украшали и мужские и женские костюмы. Мода уже тогда властвовала в Европе, заставляя менять костюмы гораздо чаще, чем это было практически необходимо, и обеспечивая работой множество ткачей, портных, ювелиров... Существовала своя мода на обувь и перчатки, парфюмерию и прически. В середине XVII в. появились и надолго вошли в обиход длинные мужские парики с завитыми локонами.
Мода рождалась во дворцах государей и аристократов, затем ее перенимали дворяне и богатые горожане, а им, в свою очередь, подражали остальные. К тому времени, как нововведения достигали низших слоев общества, в высшем свете они уже устаревали, и все начиналось сначала.
В конце XV — первой половине XVI в. главными законодателями моды были итальянцы. Позже, с середины XVI в., могущество Испании обеспечило общеевропейскую популярность испанской одежде — черным сдержанным костюмам с высокими воротниками. А с XVII в. признанным законодателем мод в Европе стала Франция.
У костюма была и еще одна задача — показать принадлежность человека к определенному общественному слою. Богатому горожанину было запрещено выходить на улицу в такой же одежде, как у представителей высшего общества. К примеру, в Германии по постановлению 1530 г. пояс купца мог стоить не более 20 флоринов, а дворянина — до 200 флоринов. Впрочем, часто экономные горожане, особенно в протестантских странах, и сами не хотели слишком тратиться на одежду. Мир страхов и суеверий. Пропасть между верхами общества и простонародьем становилась все шире не только в том, что касалось облика жилищ, питания или одежды. В своей религиозности, культуре, мировоззрении простые люди тоже имели мало общего с Лютером, герцогом Альбой или Ньютоном. В повседневной жизни крестьян, то есть подавляющего большинства европейцев, все еще продолжалось «долгое Средневековье»; ни Возрождения, ни барокко они просто не заметили. Хотя грамотных людей в деревнях стало несколько больше, но в основном культура простого народа по-прежнему была устной, а не письменной. Верхи общества и люди ученые обычно ее не понимали и вообще считали не культурой, а лишь скопищем суеверий, которые следует уничтожать любыми способами, в том числе и с помощью инквизиции.
У инквизиторов были основания с подозрением относиться к верованиям простолюдинов. Крестьяне все еще представляли христианство весьма приблизительно, в глубине души оставаясь язычниками. Связанные трудом с землей, с природой, они были уверены в ее одушевленности и считали, что на природу можно и нужно воздействовать с помощью магии. Поэтому незаменимыми людьми в деревне были колдуны и колдуньи, владевшие этим искусством. Магический подход к природе распространялся даже на христианские обряды. Так, действенным средством против насекомых-вредителей служило заклинание. Да и само единобожие крестьян было относительным: повсюду больше поклонялись какому-нибудь местному святому, чем далекому и непонятному Христу.
Люди XVI в. жили в обстановке неизбывных страхов. Они легко впадали в панику, верили самым нелепым слухам. Торжеству страха способствовали разные причины: постоянная близость смерти, распространение ересей, вера во всемогущество дьявола и его слуг. К последним причислялись и еретики, и иудеи, и наступавшие на Европу турки, и, конечно же, ведьмы.
В эпоху Средневековья церковь осуждала народную веру в ведьм как нелепое суеверие. Но к концу XV в. позиция церкви изменилась: в ведьмах стали видеть пособниц дьявола, заключивших с ним договор и губящих по его наущению добрых христиан. Появились трактаты и папские буллы, призывавшие к расправам над ведьмами. Стихийные расправы над ними, изредка случавшиеся в средневековой Европе, сменяются массовыми судебными преследованиями.
Примерно с середины XVI в. охота на ведьм приняла массовый характер. Волны гонений прокатывались по всей Европе в течение более чем столетия. На кострах погибли десятки тысяч невинных людей, в основном женщин. Лишь к концу XVII в. гонения пошли на убыль.
Почему охота на ведьм развернулась именно в XVI в. ? Можно ли считать это случайностью?
Подведем ИТОГИ
В XVI—XVII вв. в повседневной жизни людей произошли значительные перемены. Изменился облик городов и домов, мебель, рацион питания, одежда. При этом повседневная жизнь и представления о мире верхних слоев общества менялись быстрее, чем у простых людей, поэтому различия между верхами и низами общества стали более глубокими, чем прежде.
Гобелен — разновидность тканого ковра ручной работы, часто с изображением античных и библейских сцен.
Вопросы
1. Чем объясняется быстрый рост населения в Европе в XVI—XVII вв.?
2. Что изменилось в облике городов и городских домов по сравнению с предшествующим периодом? Что осталось прежним?
3. Как изменилось в это время питание европейцев?
4. В чем состояло значение моды в европейском обществе XVI—XVII вв.?
5. Как соотносились христианство и язычество в представлениях простых людей того времени? Почему сельские жители дольше оставались язычниками, чем горожане?
6. Почему церковь боролась с народной культурой?
Задания
1. Представьте себе, что вы попали в богатый городской дом XVI в. Попробуйте составить описание нескольких его комнат.
2. На основании текста параграфа и содержащихся в различных разделах учебника иллюстраций попробуйте описать костюмы разных слоев тогдашнего общества
|