ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Основные проблемы (темы) базовых социально-гуманитарных наук
ФИЛОСОФИЯ
(формулировка темы проблемы)
Соотношение материи и сознания.
Пространство и время как формы бытия.
Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания.
Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.
Бесконечность процесса познания.
Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания.
Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.
Интуиция и ее роль в познании.
Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Взаимодействие природы и общества.
Экологическая проблема и пути ее решения.
Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.
Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.
Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.
Многовариантность общественного развития.
Сущность цивилизации.
Основные подходы к изучению общества.
Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. Духовная жизнь общества.
Общественное сознание, его структура и формы.
Наука как форма общественного сознания.
Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.
Религия как форма культуры, тип мировоззрения. Нравственное сознание. Философское понимание морали. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.
Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.
Роль народных масс и личности в истории.
Глобализация общественной жизни.
(формулировка темы проблемы)
Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.
Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.
Психологический климат коллектива.
Человек среди людей.
Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы.
Особенности формирования групп.
Роли, нормы и статус личности.
Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.
Самоопределение как выбор собственной позиции.
Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.
Взаимосвязь основных сфер социализации личности. Национальная идентичность.
Социальное взаимодействие.
Значение коммуникационного процесса.
Сущность социального конфликта.
Взаимоотношения личности и коллектива.
Источники социального прогресса. Социальное развитие. Семейные взаимоотношения.
Конфликт «отцов и детей».
Сущность толпы и стадный инстинкт. Социально-психологический портрет лидера.
Семейные взаимоотношения.
Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.
ЭКОНОМИКА
(формулировка темы проблемы)
Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.
Проблема экономического выбора.
Факторы производства и их значение в экономике.
Труд как вид деятельности и экономический ресурс. Капитал как экономический ресурс.
Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.
Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. Сущность и функции денег в экономике.
Эффективность использования ресурсов.
Значение общественного разделения труда.
Две стороны общественного разделения труда — специализация и кооперация.
Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.
Эффективность в распределении имеющихся ресурсов. Роль торговли в развитии общества.
Стимулы и эффективность производства.
Справедливость в распределении социальных благ.. Сущность рыночных отношений.
Роль государства в регулировании экономики.
СОЦИОЛОГИЯ
(формулировка темы проблемы)
Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.
Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. Социальные неравенство и борьба.
Сохранение стабильности общественной жизни. Поступательное изменение (прогресс) организации общества.
Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.
Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
Специфические качества города.
Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.
Процессы передачи информации между социальными группами.
Молодёжь как социальная общность.
Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.
Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. Социальная мобильность.
Выполнение различных социальных ролей.
Наука как социальный институт.
Социальные функции науки.
Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
Взаимодействие религии и общества.
Семья как социальный институт и малая группа.
Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.
Отношение человека к труду, его социальная активность. Влияние глобализации на локальную жизнь.
Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.
Национальное самосознание.
Тенденции межнациональных отношений.
Межэтнические конфликты.
Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.
ПОЛИТОЛОГИЯ
(формулировка темы проблемы)
Политическая система общества и ее роль в жизни общества.
Место и роль государства в политической системе общества. Партии и общественные движения в политической системе общества.
Особенности современных политических отношений. Субъекты политики.
Мировая политика и международные отношения.
Типы отношения человека к политике.
Регулирование политического поведения и политической деятельности.
Соотношение целей и средств в политике.
Политический прогресс и его критерии.
Соотношение экономики, политики и права.
Сущность и особенности политической власти.
Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.
Политический режим: понятие и признаки.
Сущность демократического режима.
Авторитарный режим.
Тоталитарный режим.
Политическая система общества: понятие, функции и структура.
Происхождение государства.
Сущность и признаки государства.
Государственный суверенитет.
Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
Форма государства и ее элементы.
Соотношение общества и государства.
Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Соотношение и взаимосвязь государства и права.
Правовое государство: понятие и принципы.
Разделение властей как принцип правового государства. Государство и личность: взаимная ответственность. Понятие, функции, виды и структура политических партий. Партийные системы.
Общественно-политические движения, группы давления. Политические отношения.
Политический плюрализм.
Сущность и структура политического процесса.
Революция и реформа как виды политических преобразований.
Политическая модернизация.
Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.
Политические кампании: их стратегия и тактика. Популизм: понятие и признаки.
Прямая и представительная демократия.
Политическое решение.
Сущность и функции политического лидерства. Политическое сознание: понятие, структура, функции. Роль идеологии в политике.
Политическая культура: понятие и структура, типы. Взаимодействие личности, общества и государства. Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.
Взаимодействие института права с другими социальными институтами.
Право как регулятор общественной жизни.
Социальная ценность права.
Сущность и специфические признаки государства. Политическая система и роль государства в ней.
Право и мораль: сходства и различия.
Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.
Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.
Государство и гражданское общество.
Понятие, признаки социального государства.
Правовой нигилизм и пути его преодоления. Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.
Сущность юридической ответственности.
Правовая культура.
Далее здесь же укажите актуальность проблемы (темы) в современных условиях.
Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема (тема) является актуальной в условиях...
...глобализации общественных отношений;
...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
...обострения глобальных проблем современности;
...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
...развития международной интеграции;
...современной рыночной экономики;
...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
...жесткой дифференциации общества;
...открытой социальной структуры современного общества;
...формирования правового государства;
...преодоления духовного, нравственного кризиса;
...диалога культур;
...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Например:
Данная проблема является вечной в философии, но по-прежнему актуальна, так как ее решение способствует формированию определенного типа мировоззрения людей: научного или религиозного.
В-четвертых, запишите основную мысль автора в раздел 3. Не стоит повторять дословно слова автора, главное — раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише:
«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
«Автор обращает наше внимание на то, что...»
«Автор убежден в том, что...»
|