Цитата
|
"Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны" Фома Аквинский
|
Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность |
Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом. |
Смысл высказывания
|
Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида. |
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: |
Способы сознательного регулирования поведения человека.
Свобода и ответственность в поведении человека.
Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определенного типа поведения людей в обществе. |
Примеры |
1. Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора.
2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности. |
Цитата |
"Создает человека природа, но развивает и образует его общество" В.Г.Белинский
|
Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность |
Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации. |
Смысл высказывания |
Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности. |
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: |
Человек — живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты.
Понятие социализации, ее этапы, механизмы, направления.
Агенты социализации.
Роль социального контроля в формировании личности. |
Примеры
|
1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю.
2. Факты существования детей-маугли. |
Цитата |
"Там где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования" Лау-Дзы |
Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность |
Проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических процессов, происходящих в мире |
Смысл высказывания |
Автор утверждает, что степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество. |
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:
|
Какими качествами обладают правители — великие мудрецы?
При каких условиях государственная власть не раздражает общество?
Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных.Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости.
Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение.
Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона |
Примеры |
Реализация идеи социального партнерства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. В Дании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми. Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи простых граждан.
|
Цитата |
|
Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность |
Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства. |
Смысл высказывания
|
Автор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может. |
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: |
Понятие свободы.
Границы свободы.
Свобода и ответственность. Социальные гарантии свободы.
Закон как ограничитель свободы в правовом государстве. |
Примеры |
1. Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей.
2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом. |
Цитата |
"Культура есть неотвратимый путь человека и человечества" Н. А. Бердяев |
Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность |
Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования.
ИЛИ Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества. |
Смысл высказывания
|
Автор утверждает, что общество не может существовать, не создавая культуру. |
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: |
Понятие культуры в широком и узком смысле слова.
Виды культуры: индивидуальная, коллективная.
Типология культуры: народная, массовая, элитарная.
Проблема диалога культур.
Роль культуры в формировании личности индивида. |
Примеры |
1. Школьница пишет стихи, занимается живописью — она вносит свой вклад в культуру.
2. Проявления молодежных субкультур (ЭМО, готы, панки).
3. Рок-опера «Юнона и Авось» — сочетание церковного песнопения, симфонической музыки с современной инструментальной музыкой. |