Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow Обществознание arrow ЕГЭ arrow Ответы обществознание Человек и общество

Ответы обществознание Человек и общество

Ответы обществознание Человек и общество, Шпаргалка по обществознанию, шпора ЕГЭ Человек и общество, Вопросы ЕГЭ 2014 по обществознанию

1. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Основные отличия человека от животного:
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

2. Общественное и индивидуальное сознание
Психика человека: сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я).
Сознание.
Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.  Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования:
Естественно-научный подход заключается в том, что сознание – проявление функции головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.
Религиозно-идеалистический подход подчеркивает, что сознание первично, а человек «телесный» - его производная.
Таким образом, сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Сознание управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы).
Сознание – свойство высокоорганизованной материи;субъективный образ объективного мира;идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)
Структура сознания:
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (получение первичных знаний);
логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов);
эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий);
ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию).
Свойства сознания:
Активность (отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели закономерностей окружающего мира; служит основой преобразовательской деятельности человека).
избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне);
субъективность;
творческое начало.
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развитие психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.
Проявления активности сознания активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира;конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира;основа преобразовательной деятельности человека;
прогнозирование природных и социальных процессов.
Основной признак сознания:
Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия),
Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания)
Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.
Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.

3. Самосознание индивида и социальное поведение
Самосознание это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Виды самопознания: опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Познание себя путем познания дургих. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.
Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).
Факторы, влияющие на самооценку сопоставление реального «Я» с идеалом, оценка других людей и сравнение себя с ними, отношение личности к собственным успехам и неудачам.
Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия, отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.     
Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.
Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
Виды социального поведения массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей);
просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное;
помогающее – конкурентное;
девиантное (отклоняющееся) – противоправное.
Значимые виды социального поведения связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды; связанные со стремлением добиваться успеха и власти; связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.
Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.
Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.
Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.
Типы девиантного поведения Инновация принятие целей, отрицание законных способов их достижений, Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами), Ретритизм (отвергает и цели и способы)
Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)  Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

4. Мировоззрение, его виды и формы
Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Структура внутреннего мира:познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
мировоззрение
направленность личности
Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:
Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
Пути формирования: стихийный, осознанный.
Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;
Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.
Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.
Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.
Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.
Типы мировоззрения Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей, Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни чело­века: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет ду­ховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой мента­литет человека.
Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

5. Чувственное и рациональное познание, интуиция
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
Формы чувственного познания:
ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти
Особенности чувственного познания:
непосредственность;
наглядность и предметность;
воспроизведение внешних свойств и сторон.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.
Рациональное познание – познание посредством мышления.
Формы рационального познания:
понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному);по аналогии.
Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания;абстрактность и обобщенность;воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Виды интуиции мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности интуиции внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.
Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рациональ­ного познания действительности. Вне чувственного пред­ставления у человека нет никакого реального знания. Напри­мер, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обяза­ны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно восприни­маемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результа­ты и ход интеллектуального развития человечества.
Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания
Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.
Ложь – сознательное искажение образа объекта.
Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:
знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
знание как познавательно-значимая информация;
знание как отношение человека к действительности.
Виды знаний:
Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)
Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)
Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Формы знаний:
Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

6. Истина, критерии истины. Относительность истины.
В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис­тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:
соответствие знаний действительности;
то, что подтверждено опытом;
некое соглашение, конвенция;
свойство самосогласованности знаний;
полезность полученного знания для практики.
Аспекты истины: Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества, Абсолютная истина,Относительная истина
исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;
знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;
знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.соответствие законам логики;соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы;парадоксальность идеи; практика.
Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики:
материальное производство (труд, преобразование природы);
социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
научный эксперимент.
Функции практики:
источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
основа познания (человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности);
критерий истины (пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практи­ка, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, —  дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

7. Мышление и деятельность
Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)
Различия деятельности человека и активности животного
Деятельность человека
Активность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни.
Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности
Целесообразность в поведении
Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения)
Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы
Деятельность человека
Активность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни.
Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности
Целесообразность в поведении
Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения)
Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы
Субъект и объект деятельности
Структура деятельности: Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы) – Цель (это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий) – Методы – Процесс (Действия) – Результат
Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы
Виды действий по М. Веберу:
целерациональное (Характеризуется рационально поставлен­ной и продуманной целью. Целенаправлен­но действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побоч­ные результаты его действий.);
ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д.);
традиционное (Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки)
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Типы деятельности:
труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)
игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)
учение (познание нового)
общение (обмен идеями, эмоциями)
двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога
структура: субъект – цель – содержание – средство – получатель
классификации: непосредственное – опосредованное, прямое – косвенное
типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый
функции: социализация (формирование и развитие межличност­ных отношений в качестве условия ста­новления человека как личности); познавательная, психологическая, отождествления (выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»); организационная
Виды деятельности:
Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)
По субъекту: индивидуальная – коллективная
По характеру: репродуктивная – творческая
По соответствию правовым нормам: законная – незаконная
По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная
По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя
Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента).
Механизмы творческой деятельности комбинирование, воображение, фантазия, интуиция

8. Потребности и интересы
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
Биологические (органические, материальные) — по­требности в пище, одежде, жилище и др.
Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Базовые потребности
Первичные (врожденные)
Вторичные (приобретенные)
Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д.
Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности
Экзистенциальные (лат. exsistentia — существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.
Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации
Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.
Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.
по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

9. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Свобода – есть познанная необходимость.
Свобода (воля) – возможность поступать так, как хочется.
Фатализм – все процессы в мире подчинены господству необходимости
Волюнтаризм – признание воли как первоосновы всего сущего.
Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).
Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества; социализация.
Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Виды ответственности:
Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)
Ответственность — социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

10. Система общества, элементы общества
Понятие общества. Общество – сложное и многозначное понятие
В широком смысле слова Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мате­риального мира, которая включа­ет в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей
В узком смысле слова Круг людей, объединенных общно­стью цели, интересов, происхож­дения (например, общество ну­мизматов, дворянское собрание)
Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (на­пример, современное российское об­щество, французское общество)
Исторический этап в развитии человечества (например, феодаль­ное общество, капиталистическое общество)
Человечество в целом
Функции общества - Производство материаль­ных благ и услуг, Распределение продуктов труда (деятельности), Регламентация и управление деятельностью и поведением, Воспроизводство и социализация человека, Духовное производство и регулирование активности людей
Общественные отношения — многообразные формы взаи­модействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)
Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.
Материальные отношения – возникают и складывают­ся непосредственно в ходе практической деятельнос­ти человека вне его созна­ния и независимо от него. Это:
Производствен­ные отношения
Экологические отношения
Отношения по детопроизводству
Духовные (идеальные) отношения - формируются, предвари­тельно «проходя через со­знание» людей, определя­ются их духовными ценностями. Это:
Моральные отношения
Политические отношения
Правовые отношения
Художественные отношения
Философские отношения
Религиозные отношения
Общество как динамическая само­развивающаяся система. Система – комплекс элементов и связей между ними.
Составные части системы - Понятие системы, Общество как система, Элемент
Неразложимый далее ком­понент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Отдельные индивиды
Социальные общности
Элемен­ты могут иметь сложное строение как подсис­темы (бо­лее сложные, чем элементы, но менее сложные, чем са­ма система)
Основные подсистемы (сферы) общества:
Экономическая
Политическая
Социальная
Духовная
Связи между элементами ее подсистемами
Свойства системы - Целостность
Система – больше, чем сумма элементов и в ней есть свойства, выходя­щие за пределы отдель­ных эле­ментов
Общество – это больше, чем толпа.
Функционирование- развитие
Система может быть функционирующей (неизменной) или развивающейся
Саморазвивающаяся система - саморегуляция, самострук­турирование, самовоспроизведение, саморазвитие, Открытость-закрытость
Система может быть закрытой (сохранение энгергии внутри системы) и открытой (обмен энергией со средой)
Общество как сложноорганизованная, саморазви­вающаяся система характеризуется следующими специ­фическими чертами:
1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.
2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной де­ятельностью вместе с другими людьми.
3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. спо­собность своей активной совместной деятельностью со­здавать и воспроизводить необходимые условия собст­венного существования.
4.Общество отличает исключительная динамич­ность, незавершенность и альтернативность разви­тия. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5.Общество выделяет особый статус субъектов, оп­ределяющих его развитие.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелиней­ность развития.  

11. Институты общества
Социальный институт — это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.
Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
Социальные институты:
организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;
включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;
упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;
обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Функции социальных институтов:
Явные – заявлены офици­ально, признаны и контролируют­ся обществом
Скрытые – выполняются скрыто или не­преднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).
Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).
Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в це­лом. Любые общественные преобразования осуществля­ются через изменения в социальных институтах

12. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)
в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):
материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Это деление условно.
Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.
Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.
Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.
Элементами духовной жизни общества принято считать также:
духовные потребности;
духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);
духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
Формы и разновидности культуры. Типология культур:
национальная – мировая;
светская – религиозная;
восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
сельская – городская;
обыденная – специализированная;
высокая (элитарная) – массовая – народная
Элитарная, массовая и народная культуры
Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Клиповое мышление
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
рост жизненного уровня;
развитие общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
возрастание ­роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).

13. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:
социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
отрасль духовного производства (НИОКР);
особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
Классификации наук:
по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
Функции науки:
культурно-мировоззренческая,
познавательно-объяснительная,
прогностическая,
социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.
Модели развития научного знания:
постепенное развитие науки;
развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
развитие через интеграцию научного знания.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
Универсальные методы научного познания:
анализ – разложение целого на части;
синтез – воссоединение целого из частей;
дедукция – выведение общего положения из фактов;
дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
аналогия – сходство нетождественных объектов;
моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Классификация социальных наук:
Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
Социальное и гуманитарное знание:
Общественные науки
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса
Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия
Результат исследования
Социальное знание
Гуманитарное знание
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений
Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений
Особенности:
Понимание
Обращение к текстам
Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы
Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе
Особенности социального познания:
субъект и объект познания совпадают;
получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;
социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
сложность объекта познания – общества;
установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;
ограниченность применения эксперимента как метода познания.
Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:
рассмотрение социальной действительности в развитии;
изучение общественных явлений в многообразных связях;
выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.
Социальный факт
объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;
научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).
виды социальных фактов:
действия, поступки;
материальные и духовные продукты человеческой деятельности;
словесные (вербальные) действия.
Оценка социального факта:
свойства изучаемого объекта;
соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;
познавательные цели исследователя;
личная позиция исследователя;
интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.

14. Образование и самообразование
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.
Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования:
экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);
социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);
культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).
Сеть образовательных учреждений в России:
дошкольные (ясли, детские сады);
начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);
дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);
среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);
высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);
постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);
подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);
духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).
Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
Общие тенденции в образовании:
демократизация образования;
рост продолжительности образования;
непрерывность образования;
гуманизация образования;
гуманитаризация образования;
интернационализация образования;
компьютеризация образования.
Направления реформ в российском образовании – для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:
Обеспечение доступности качественного общего образования
Повышение качества школьной учебной литературы
Повышение уровня оплаты труда работников образования
Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования
Повышение качества профессионального образования
Расширение общественного участия в управлении образованием
Развитие сети общеобразовательных учреждений
Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений
Образовательная парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.

15. Религия как феномен культуры
Религия – это
вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
форма удовлетворения духовных потребностей.
Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
Элементы религии:
вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;
переживания;
образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);
символы.
Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Функции религии:
мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, об­щество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание);
регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыс­лы, стремления людей, их деятельность);
терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бес­силие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий сущест­вования. Важное значение имеет психологиче­ский аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);
культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществля­ет передачу накопленного наследия от поколе­ния к поколению);
коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молит­ве, медитации и т. д.);
интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими при­знается более или менее единое, общее вероис­поведание, что способствует сохранению ста­бильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интег­рирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и по­ведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);
легитимизирующая.
Формы ранних религий:
анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;
фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;
тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;
магия (колдовство).
Религии современного мира:
родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);
мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
В Конституции РФ провозглашается свобода совести.
Мировые религии
Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам
Признаки мировых религий:
Объединение крупной общности людей
Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

16. Искусство, формы искуства, направления искуства
Искусство:
специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;
практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
высокая степень мастерства.
Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая.
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.
Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.
Функции искусства:
общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества);
художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);
воспитательная (формирует личность, чувства и мыс­ли людей);
эстетическая (формирует эстетические вкусы и по­требности человека);
утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности);
предвосхищения (предвосхищает будущее);
внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);
гедонистическая (доставляет людям удовольствие);
познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке).

17. Мораль, ее категории
1. Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
2. Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.
3. Моральные требования и представления:
нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);
моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);
морально-психологические механизмы (долг, совесть);
высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).
4. Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.
5. Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.
6. Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.

18. Общественный прогресс
Различные взгляды на направленность общественного развития
Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенг­лер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот.
Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества.
Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).
Понятие прогресса и регресса.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Традиционные критерии прогресса:
развитие человеческого разума
совершенствование нравственности людей
прогресс науки и техники
развитие производительных сил, включая самого человека
возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие про­гресса не применимо
противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Гуманистические критерии прогресса:
средняя продолжительность жизни человека,
детская и материнская смертность, состояние здоровья,
уровень образования,
развитие различных сфер культуры,
чувство удовлетворенности жизнью,
степень соблюдения прав человека,
отношение к природе и др.

19. Типы обществ
Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация
Реформы, их виды и направления.
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
Виды реформ:
Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)
Направления реформ
Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
Революции и их виды.
Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
Виды революций:
Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)
Инновации. В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
Модернизация. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации:
«первичная» модернизация (развития западного капитализма).
«вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Классификации (типологии) обществ
Формационный и цивилизационный подходы
формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая фор­мация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой
Надстройка — это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него
Способ производства
базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)
Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду
Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принад­лежность того или иного общества.
Традиционное, индустриальное, информационное общество

20. Угрозы XXI века глобальные проблемы
Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрас­тают взаимовлияние и взаимозависимость народов и го­сударств.
Основные причины глобализации:
Переход от индустриального общества к информационно­му, к высоким технологиям
Использование новых ком­муникационных техноло­гий: Интернета, спутниково­го телевидения
Переход от альтернативно­го выбора («или/или») к многообразию выбор
Переход от цент­рализации эко­номики к ее де­централизации
Переход от национальной экономики к мировой
Основные направления глобализации
Деятельность транснацио­нальных кор­пораций
Глоба­лизация финансо­вых рын­ков
Глобализация миграционных процессов
Мгновенное перемещение информации
Международ­ная экономи­ческая интег­рация в рамках отдельных ре­гионов
Создание меж­дународных организаций в экономиче­ской и финан­совой сферах: Международ­ный валютный фонд, Всемир­ный банк, Всемирная торговая орга­низация и др.
Последствия процесса глобализации
Позитивные
Негативные
Стимулирующее влияние на эко­номику:
появление возможности созда­вать товары в тех регионах мира,  где их производство обой­дется дешевле;
возникновение возможности ре­ализации  товара там, где это даст максимальную выгоду;
снижение издержек производ­ства;
появление возможностей для дальнейшего развития произ­водства;
рост прибыли;
концентрация усилий на разра­ботке новых передовых техно­логий;
плодами НТР могут воспользо­ваться страны, не имеющие воз­можности вести собственные на­учно-технические исследования.
Сближение государств
Стимулирование учета интересов
государств и предостережение их
от крайних действий в политике
Возникновение социокультурно­го единства человечества
Насаждение единого стандарта потребления
Создание препятствий для развития отечественного производ­ства
Игнорирование экономической и культур­но-исторической специ­фики развития разных стран
Навязывание опреде­ленного образа жизни, зачастую противореча­щего традициям данно­го общества
Оформление идеи со­перничества: наиболее мощные в экономиче­ском отношении госу­дарства стремятся к лидерству, что приво­дит к взрыву национа­лизма в экономически слаборазвитых странах
Утрата каких-то специ­фических черт нацио­нальных культур
«Глобальные проблемы» (термин появился в конце 1960-х гг. — совокупность проблем чело­вечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.
Эти проблемы являются глобальными, потому что:
затрагивают все человечество;
проявляются как объективный фактор развития общесмтва;
настоятельно требуют решения;
предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);
от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.
Причины глобальных проблем:
активный преобразующий характер деятельности человечества;
противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.
Главные (приоритетные) глобальные проблемы
Проблема мира и разору­жения, предотвращения новой мировой войны
Демографическая
Преодоление отсталости развивающихся стран
Продовольственная
Сырьевая
Энергетическая
Экологическая
Использования Мирового океана
Мирового освоения космоса
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невоз­можно решить каждую из них по отдельности: челове­чество должно решать их сообща, ради сохранения жиз­ни на планете.
Основные направления разрешения глобальных проблем
Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.
Вывод международного со­трудничества на новый качественный уровень
Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объек­тивной информации от каж­дой страны и международ­ных исследований необхо­димо для прогнозирования и принятия решений.
Четкая международная система прогнозирования